Судебный акт
Оспаривание бездействия
Документ от 09.07.2024, опубликован на сайте 12.07.2024 под номером 113454, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидемилогическом благополучии человека, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-000895-72

Судья Тимошенко Н.А.                                                                  Дело №33а-3138/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                     9 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 марта 2024 года, с учетом определения того же суда от 14 мая 2024 года об исправлении описки, по делу №2а-637/2024, по которому постановлено:

административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в части неприятия мер по обеспечению соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в федеральном казенном учреждении «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области».

Обязать федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»  в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета Федеральной службы исполнения наказаний устранить выявленные в ходе проверки нарушения:

оборудовать камеры штрафного изолятора №№*** режимного корпуса №*** и №№*** режимного корпуса №*** исправительного учреждения горячим водоснабжением в соответствии с требованиями  п.2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44, п.п.11.1.1, 11.1.3 и 11.1.5 свода правил «Тюрьмы. Правила проектирования», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 №1044/пр, согласно которым камерные помещения должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам, душевым);

оборудовать камеры ***, карцера №№ *** режимного корпуса №*** ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области горячим водоснабжением в соответствии с требованиями  п.2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и норм                      СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, п.п.19.3 и 19.5 свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 №245/пр, согласно которым камерные помещения должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам, душевым).

В удовлетворении административного иска Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения  представителя ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области - Мошкова А.Ю., поддержавшего  доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Вязьмина А.А., полагавшего  решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (УФСИН России по Ульяновской области) об устранении нарушений требований законодательства пожарной безопасности, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.

Требования мотивированы тем, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проведены надзорные мероприятия о медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, расположенном по адресу: Ульяновская область,   г.Димитровград, ул. Калугина, д.66.

По результатам надзорных мероприятий установлено, что в тюрьме имеются нарушения требований ст.ст.99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных.

В нарушение требований действующего законодательства в камерах штрафного изолятора №№ *** режимного корпуса № *** *** режимного корпуса № *** исправительного учреждения, а также камерах №№ ***, карцера №№ *** режимного корпуса № *** ПФРСИ при исправительном учреждении отсутствует горячее водоснабжение.

По фактам несоблюдения требований законодательства о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предусматривающим право граждан на благоприятную среду обитания, начальнику тюрьмы 05.10.2023 вносилось представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Прокурор просил признать незаконным бездействие ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области  в части непринятия мер по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, обязать ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области устранить выявленные в ходе проверки нарушения закона, а именно: оборудовать камеры штрафного изолятора №№*** режимного корпуса № *** и №№ *** режимного корпуса № *** исправительного учреждения горячим водоснабжением в соответствии с требованиями  п.2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44, п.п. 11.1.1, 11.1.3 и 11.1.5 свода правил «Тюрьмы. Правила проектирования», утверждённого Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 № 1044/пр, согласно которым камерные помещения должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам, душевым);

оборудовать камеры №№ *** ***, ***, карцера №№ *** режимного корпуса № *** *** ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области горячим водоснабжением в соответствии с требованиями  п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил  и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44, п.п. 19.3 и 19.5 свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 № 245/пр, согласно которым камерные помещения должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам, душевым).

При недостаточности либо отсутствии у ФКУ Т УФСИН России  по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

Судом к участию в деле в качестве ответчика  привлечена ФСИН России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что Своды правил 509.1325800.2021, 247.1325800.2016  не подлежат применению при разрешении настоящего спора, поскольку они распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования тюрем и следственных изоляторов, и включают основные требования к планировке и застройке данных учреждений и были введены после проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию здания   ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области.

Обращает внимание, что в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством, здания (блоки помещений) общежитий и режимных корпусов для осужденных тюрьмы, здания (блоки помещений) общежитий для хозобслуги и режимных корпусов СИЗО следует рассматривать как здания общественного назначения, то согласно п.8.2 СП 118.13330.2020 точки подводки горячей воды к санитарно-техническим приборам, технологическому и другому оборудованию следует предусматривать по заданию на проектирование. На момент постройки в помещениях камер СИЗО, ШИЗО, карцеров не предусматривалось горячее водоснабжение. При этом горячее водоснабжение подведено к душевым для обеспечения помывки осужденных не реже двух раз в неделю, горячая вода для стирки и гигиенических целей, а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня время с учетом потребности подозреваемых и обвиняемых.

Подключение санитарных приборов, расположенных в камерах СИЗО, ШИЗО и карцерах к горячей воде не предусмотрено.  На момент постройки зданий горячее водоснабжение в камерах не предусматривалось, при этом душевые были оборудованы смесителями горячего и холодного водоснабжения, лейками и тазами, что позволяет своевременно  осуществлять помывку осужденных (не менее двух раз в неделю) с еженедельной сменой нательного белья и постельных принадлежностей,  и помывку подозреваемых и обвиняемых (не реже одного раза в неделю).

В судебное заседание представитель ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области  не явился, извещен  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с п.п.1.1 - 1.7 Устава ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исправительной системы, его учредителем является Российская Федерация, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России. Учреждение является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

Положениями п.5.12 Устава ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области предусмотрено, что при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области,                   ч.1 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.

Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Судом установлено, что 05.10.2023 начальнику ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области было внесено представление об устранении  санитарно-эпидемиологических  требований.

Требования представления  не исполнены.

Оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, установив, что со стороны ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области имеет место нарушение федерального законодательства, регулирующего соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск прокурора подлежит  частичному удовлетворению.

Удовлетворяя частично требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что право осужденных и других лиц, пребывающих в помещениях тюрьмы, на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований не должно ставиться в зависимость от изыскания ответчиками денежных средств. Администрация исправительного учреждения обязана соблюдать указанные требования законодательства, в связи с чем, на данного административного ответчика обоснованно возложена обязанность по устранению выявленных нарушений.

Доводы в апелляционной  жалобе об отсутствии оснований для оборудования камер горячим водоснабжением не могут быть признаны состоятельными, поскольку в силу п.п.19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 №1454/пр, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.). Названные требования распространяются на все жилые камеры исправительного учреждения. Доказательств отсутствия технической возможности обеспечения камер горячим водоснабжением административными ответчиками в суд не представлено.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно оценены представленные в дело доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.

Оснований для удовлетворения апелляционной  жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от            12 марта 2024 года, с учетом определения того же суда от 14 мая 2024 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 11.07.2024.