Судебный акт
Административный надзор
Документ от 02.07.2024, опубликован на сайте 09.07.2024 под номером 113406, 2-я гражданская, об установлении административного надзора в отн. Алешкова Д.В., решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-002026-66

Судья Макарова Т.В.                                                               Дело №33а-3363/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    2 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Васильевой Е.В.,                       

судей Буделеева В.Г., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алешкова Дмитрия Вячеславовича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от
19 апреля 2024 года по делу №2а-1261/2024, которым постановлено:

административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №9 УФСИН России по Ульяновской области» об установлении административного надзора в отношении Алешкова Дмитрия Вячеславовича, *** года рождения, удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Алешкова Д.В. на срок 8 лет.

Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Алешкова Д.В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытии наказания, назначенного приговором Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 декабря 2020 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

При административном надзоре в отношении Алешкова Д.В. установить следующие административные ограничения:

- запретить Алешкову Д.В. пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, в период с 23.00 часов до 06.00 часов за исключением периода осуществления им трудовой деятельности и обращения за медицинской помощью;

- запретить Алешкову Д.В. выезжать за пределы территории муниципального образования «город Ульяновск», избранного местом жительства (пребывания), за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей, а также в случае обращения за медицинской помощью; 

- один раз в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации;

- запретить Алешкову Д.В. посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на розлив.

Заслушав доклад судьи Буделеева В.Г., пояснения Алешкова Д.В., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Дроновой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №9 УФСИН России по Ульяновской области» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Алешкова Д.В.

В обоснование исковых требований указало, что приговором Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11.12.2020 Алешков Д.В. осужден по ч.2 ст.318 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года 9 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Начало течения срока наказания с 17.02.2021 (с зачетом времени содержания под стражей с 04.08.2020 по день вступления приговора в законную силу), конец срока – 03.05.2024.

Алешков Д.В. осуждён за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Решением административной комиссии исправительного учреждения осужденный поставлен на профилактический учет как ***.

Имеет *** образование. Дружеские отношения в местах лишения свободы поддерживает с осужденными исключительно отрицательной направленности.

Учитывая вышеизложенное, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области просило после освобождения административного ответчика из мест лишения свободы установить в отношении Алешкова Д.В. административный надзор на срок 8 лет со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, в период с 23.00 часов до 06.00 часов; запретить Алешкову Д.В. выезжать за пределы территории муниципального образования субъекта Российской Федерации, избранного местом жительства (пребывания), за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей, а также в случае перемены места жительства на другой  субъект Российской Федерации – за пределы территории этого субъекта  Российской Федерации по избранному месту жительства (с целью наиболее эффективного контроля за осуждёнными после освобождения из мест лишения свободы в виду того, что осужденный неоднократно судим, отбывает меру уголовного наказания в виде  лишения свободы за совершение тяжкого преступления, в местах лишения свободы зарекомендовал себя с отрицательной стороны); четыре раза в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации (поскольку  осужденный в местах лишения свободы зарекомендовал себя с отрицательной стороны, имеет множественные не снятые и не погашенные дисциплинарные взыскания, что свидетельствует о нежелании осужденного  вставать на путь исправления, а также согласно характеристике склонен к совершению преступлений); запретить посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на розлив.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Алешков Д.В. не соглашается с решением суда в части срока установления административного надзора, а также в части запрета на выезд за пределы г.Ульяновска и в части посещения мест общественного питания, осуществляющих реализацию спиртных напитков в розлив.

В судебное заседание кроме Алешкова Д.А., другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, Алешков Д.В. осужден приговором Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11.12.2020 по ч.2 ст.318 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года 9 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Судимость по данному приговору не снята и не погашена.

Начало течения срока наказания с 17.02.2021 (с зачетом времени содержания под стражей с 04.08.2020 по день вступления приговора в законную силу), конец срока – 03.05.2024.

Алешков Д.В. осуждён за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений.

Решением административной комиссии исправительного учреждения осужденный поставлен на профилактический учет как ***. В период отбытия наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Дружеские отношения в местах лишения свободы поддерживает с осужденными исключительно отрицательной направленности.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик является совершеннолетним лицом, гражданином Российской Федерации, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, в связи с чем указал на наличие правовых оснований для установления в отношении него административного надзора для предупреждения совершения им преступлений и правонарушений.

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия.

При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с ч.1 ст.86 УК РФ влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Согласно п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

В силу приведенных норм основанием для установления административного надзора является сам факт непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

В связи с тем, что Алешковым Д.В. совершено тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, суд первой инстанции правильно исходил из наличия безусловных оснований для установления в отношении него административного надзора.

Срок административного надзора определен судом правильно, поскольку в соответствии с положениями ч.4 ст.15, п.«г» ч.3 ст.86 УК РФ за совершение умышленного тяжкого преступления срок погашения судимости составляет 8 лет.

Объем и характер административных ограничений определен судом с учетом сведений, характеризующих административного ответчика, и соответствует требованиям ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы».

Установленный судом срок и порядок административного надзора являются необходимыми и соразмерными, соответствуют задачам административного надзора, которые направлены на предупреждение совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, и оказание индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В связи с изложенным, а также исходя из положений ст.4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» не влекущим удовлетворение жалобы является её довод о суровости административных ограничений и срока, на который установлен административный надзор.

Срок административного надзора и виды административных ограничений были определены судом с учетом данных о личности административного ответчика, характера и степени общественной опасности совершенных им преступлений, его поведения в период отбывания наказания, а также иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ч.1 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих возражений не предоставил как районному суду, так и суду апелляционной инстанции доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления административного надзора и назначения административных ограничений.

Оснований для исключения каких-либо административных  ограничений, установленных в отношении Алешкова Д.В., судебная коллегия не усматривает, полагает, что установленный судом административный надзор обеспечит профилактическое воздействие на административного ответчика, будет способствовать предупреждению совершения противоправных действий. 

Административные ограничения соответствуют закону и тяжести совершенного административным ответчиком преступления, вопреки доводам жалобы, определены с учетом личности поднадзорного лица.

Установление административного надзора не является дополнительным наказанием, его цель - предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Установленные в отношении Алешкова Д.В. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, и не могут быть истолкованы как не соответствующие Конституции РФ, действующему законодательству, поскольку они установлены законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.

Судебная коллегия обращает внимание, что в силу ч.2 ст.9  Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», и исходя из разъяснений, данных в п.п.28, 31 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Соответственно, Алешков Д.В. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

Таким образом, судебная коллегия находит, что объем и характер установленных административному ответчику административных ограничений определен судом правильно, соответствует закону и является необходимым, за исключением определения территории, за пределы которой судом запрещено выезжать Алешкову Д.В.

Данное ограничение имеет целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорным лицом, освободившимся из мест лишения свободы, который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, однако данное ограничение не предполагает воспрепятствование осуществлению поднадзорным лицом жизненно и социально необходимых прав.

Запрет Алешкову Д.В. на выезд за пределы муниципального образования «город Ульяновск» существенно ограничивает его права, в том числе на выбор места жительства и пребывания, работы и общения с родственниками на территории Ульяновской области.

В связи с этим судебная коллегия полагает, что такого вида административное ограничение возможно установить административному ответчику в виде запрета на выезд за пределы территории Ульяновской области, что также будет способствовать исправлению поднадзорного лица и обеспечит контроль над ним, в связи с чем решение суда в данной части подлежит изменению с установлением Алешкову Д.В. ограничения в виде запрета выезжать за пределы Ульяновской области.

В остальной части решение суда является правильным и отмене, изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 19 апреля 2024 года изменить в части установления запрета выезжать за пределы территории муниципального образования «город Ульяновск», избранного местом жительства (пребывания), за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей, а также в случае обращения за медицинской помощью, установив административное ограничение в виде запрета выезда за пределы Ульяновской области, избранной им для проживания на территории РФ, за исключением случаев, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, а также случаев обращения за медицинской помощью.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Алешкова Д.В.– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.07.2024.

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-002026-66

Судья Макарова Т.В.                                                               Дело №33а-3363/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

 

г. Ульяновск                                                                                    2 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Васильевой Е.В.,                       

судей Буделеева В.Г., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алешкова Дмитрия Вячеславовича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от
19 апреля 2024 года по делу №2а-1261/2024, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 19 апреля 2024 года изменить в части установления запрета выезжать за пределы территории муниципального образования «город Ульяновск», избранного местом жительства (пребывания), за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей, а также в случае обращения за медицинской помощью, установив административное ограничение в виде запрета выезда за пределы Ульяновской области, избранной им для проживания на территории РФ, за исключением случаев, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, а также случаев обращения за медицинской помощью.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Алешкова Д.В.– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи