Судебный акт
Ликвидация организации
Документ от 20.06.2024, опубликован на сайте 11.07.2024 под номером 113404, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-188/2024

73OS0000-01-2024-000103-58

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

20 июня 2024 года                                                                          г.Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе

судьи  Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному  иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о ликвидации Ульяновской областной молодежной общественной организации «Молодежный инициативный центр».

 

У с т а н о в и л:

 

Ульяновская областная молодежная общественная организация «Молодежный инициативный центр» (далее также Организация, «МИЦ») создана физическими лицами на Областной Конференции *** года. 

Распоряжение о государственной регистрации Организации № *** принято  Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области *** года. Порядковый номер ***.

Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) *** года  за основным государственным регистрационным номером ***.

Действующий на настоящее время Устав «МИЦ» утвержден на областной конференции Организации *** года (протокол областной конференции от *** года № ***).

Лицом, имеющим право действовать от имени Организации без доверенности, является председатель, избираемый сроком на 3 года,  которым на областной конференции  *** года (протокол № ***) избрана ***,  о чем внесены соответствующие сведения в ЕГРЮЛ.

Адрес (место нахождения) Организации согласно данным ЕГРЮЛ: ***.

Управление Министерство юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее также – Управление Минюста по Ульяновской области) обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации «МИЦ» в связи с осуществлением Организацией деятельности с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации.

Данные нарушения установлены по результатам проведения в период с 21 февраля по 7 марта 2024 года внеплановой проверки деятельности «МИЦ» на основании распоряжения Управления Минюста РФ по Ульяновской области от *** года № ***, согласованного с прокуратурой Ульяновской области.

Основанием для проведения проверки явилось обращение гр. *** о нарушении «МИЦ» действующего законодательства.

Выявленные в ходе проверки нарушения заключаются в следующем:

1.несоответствие отдельных положений Устава «МИЦ» требованиям действующего законодательства;

2. нарушение процедуры принятия физических лиц в члены «МИЦ»;

3. нарушение порядка выдачи членских билетов;

4. непредоставление протоколов, подтверждающих принятие решения о порядке и размере уплаты членских взносов;

5. непредоставление документов, подтверждающих разработанный и установленный порядок избрания делегатов для участия в Конференции (норма представительства),  в связи с чем не представляется возможным проверить правомочность  проведенных областных конференций.

6. Осуществление организацией деятельности, выходящей за пределы Ульяновской области (нарушение абзаца 4 ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);

7. Отсутствие предусмотренной Уставом деятельности Организации за период 2022, 2023 и текущий период 2024 года.

8. Отсутствие организации по месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ.

9. предоставление Организацией недостоверных сведений о своей работе.

В судебном заседании представитель Управления Минюста РФ по Ульяновской области Сафонова Ю.А. поддержала требование о ликвидации Организации в судебном порядке по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Председатель «МИЦ» *** в судебное заседание не явилась. О дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом: извещение, направленное по месту нахождения «МИЦ», указанному в ЕГРЮЛ, возвращено за истечением срока хранения, информация о дне судебного заседания размещена на сайте Управления Минюста РФ по Ульяновской области 29 мая 2024 года, *** извещена телефонограммой, а также путем направления извещения на указанный ею адрес электронной почты.

От *** с принадлежащего ей адреса электронной почты поступило заявление, в котором она выразила  согласие с требованиями административного иска о ликвидации «МИЦ» и просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в судебное заседание не явился. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном заявлении указал, что по состоянию на 14 мая 2024 года Организация не имеет отрицательное сальдо единого налогового счета.  

Заслушав пояснения представителя Управления Минюста России по Ульяновской области Сафоновой Ю.А., исследовав материалы административного дела, материалы регистрационного и контрольного дел Управления Минюста РФ по Ульяновской области в отношении Организации, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее также – Закон об общественных объединениях).

Статьей 29 названного федерального закона закреплены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней с момента таких изменений.

Статьей  38 Закона об общественных объединениях предусмотрено, что орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи;

4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. 

В ходе рассмотрения дела установлено, что 8 февраля 2024 года в адрес Управления Минюста РФ по Ульяновской области поступило обращения ***, в котором он указывал на нарушении «МИЦ» положений действующего законодательства - в официальной группе социальной сети «ВКонтакте» имеется описание деятельности указанной организации: «МИЦ - это некоммерческая общественная организация, охватывающая в своей деятельности Ульяновскую область и некоторые другие города», что является нарушением действующего законодательства, поскольку региональная организация вправе осуществлять свою деятельность в пределах региона, в котором она зарегистрирована. В связи с этим автор обращения просил провести проверку деятельности Организации (л.д. 161).

*** года Управлением Минюста РФ по Ульяновской области было издано распоряжение № *** «О проведении внеплановой документарной проверки «МИЦ» в период с 21 февраля по 7 марта 2024 года. Задачами проверки являлись установление законности деятельности Организации в рамках соблюдения законодательства РФ и положений  Устава.

В п. 13 распоряжения содержался перечень документов, необходимых  для предоставления на проверку.

О проведении проверки Управление Минюста РФ по Ульяновской области уведомило Прокуратуру Ульяновской области (Уведомление от 20 февраля 2024 год).

Данное распоряжение, а также уведомление о проведении проверки было направлено на электронный адрес председателя «МИЦ» ***, а также по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ. В уведомлении организации предлагалось представить документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, 21 февраля 2024 года. 

21 февраля 2024 года *** обратилась на имя руководителя Управления Минюста РФ по Ульяновской области с заявлением о продлении срока  предоставления документов до 1 марта 2024 года (л.д. 112 т.1).

В ответ на данное обращение *** со ссылкой на положения ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» было указано на возможность предоставления документов  в течение 10 дней со дня получения запроса.

4 марта 2024 года в Управление Минюста РФ по Ульяновской области поступила часть из запрошенных у Организации документов (всего на 258 листах).

Предметом проверки явилась деятельность «МИЦ» за период с 21 февраля 2021 года по 20 февраля 2024 года

По результатам  проверки Управлением Минюста РФ по Ульяновской области составлен акт от *** года, в котором указаны следующие выявленные нарушения (указаны в выводах):

Выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации:

1. в нарушение абзаца четвертого статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация осуществляет деятельность, выходящую за пределы Ульяновской области, в некоторых других городах.

Суд не может согласиться с данным нарушением, поскольку доказательств фактического осуществление Организацией деятельности за пределами  Ульяновской области суду представлено не было. Одно лишь указание на странице в социальной сети «ВКонтакте» на то, что «МИЦ» - это некоммерческая организация, охватывающая своей деятельностью Ульяновскую область и некоторые другие города, не подтверждает факт осуществления «МИЦ» деятельности за пределами ***.

2. Пунктом 2.1 раздела 2 Устава «МИЦ»  определены цели её деятельности:

-    поддержка и развитие молодёжных инициатив;

-    вовлечение молодёжи в социально-значимые процессы на региональном и местном уровнях;

-    содействие созданию благоприятных условий для всестороннего развития молодого человека, раскрытия и реализации его потенциала в различных сферах общественной жизни;

-    содействие воспитанию молодёжи на общечеловеческих гуманистических принципах, а также повышению культурного, духовного, интеллектуального уровня молодежи;

-    развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

Из представленных в рамках внеплановой проверки документов установлено, что Организация в 2022, 2023 и истекшем периоде 2024 года целевую деятельность, предусмотренную уставом, не осуществляет.

Данное нарушение имеет место. Со стороны «МИЦ» не представлено доказательств осуществления предусмотренной Уставом деятельности за 2022-2023 годы.

Данный факт подтверждается также  ответов Главы города от 22 февраля 2024 года, из которого  следует, что управление по делам молодежи администрации г.Ульяновска в период с 2018 по 2021 год  осуществляло взаимодействие с УОМОО «МИЦ» в части реализации проектов, направленных на самореализацию молодежи и развитие молодежной политики в МО «город Ульяновск». Так, с февраля 2019 года запущена программа «Ночная мэрия Ульяновска» - партнерская программа администрации г.Ульяновска и УОМОО «МИЦ», основная зада которой улучшить качество и увеличить количество культурных предложений для города в вечернее и ночное время. Программа «Ночная мэрия Ульяновска» с января 2022 года  реализуется обособленно, с обновленным составом команды.

В 2020 году были реализованы совместные мероприятия в рамках тематических событий года Молодых на территории ***.

В 2022 году УОМОО «МИЦ» подана заявка в управление общественных проектов администрации г.Ульяновска на участие в проведении конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из бюджета МО «Город Ульяновск». По итогам конкурса победителем указанная организация не стала. С 2022 года активная деятельность УОМОО «МИЦ» не ведется. Поддержка со стороны администрации г.Ульяновска не оказывается. (л.д. 104-105 т.1)

Из ответа председателя Общественной палаты Ульяновкой области от 28 февраля 2024 года следует, что Общественная палата Ульяновской области в настоящий момент не взаимодействует с УОМОО «МИЦ» и не оказывает ей никаких видов помощи, не реализовывает совместных программ и проектов, а также не выдает гранты и субсидии.

3. В нарушение подпункта 1.2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 199 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее также закон о некоммерческих организациях) абзац второй пункта 5.3 раздела 5 Устава содержит не полный перечень ограничений для лиц, которые не могут быть учредителями или участниками (членами) Организации. Данное нарушение имеет место.

4. Пункт 5.5 раздела 5 Устава предусматривает, что «Желающий вступить в «МИЦ» подает в местное отделение или Президиум заявление о приеме в члены «МИЦ» и заполненную анкету-заявку, утвержденного Президиумом образца. Вопрос о приеме в члены «МИЦ» физических лиц решается на заседании местного отделения «МИЦ» или Председателем «МИЦ»».

Из представленных Организацией протоколов заседания Президиума от *** года № ***, от *** года № ***, от *** года № ***, от *** года № ***, от *** № ***, от *** года,         № ***, от *** года № *** следует, что вопрос о приеме физических лиц в члены Организации в период с 3 февраля 2021 года по 3 февраля 2024 года не рассматривался. Вместе с тем, представленный список (реестр) членов Организации свидетельствует о том, что 27 марта 2021 года в состав членов Организации был принят гражданин ***, получивший членский билет № *** от *** года.

Данное нарушение имеет место.

5. В списке членов Организации имеют место многочисленные противоречия и недостоверные данные. Так, например:

-    ***, вступившая в члены 2 февраля 2008 года) и ***, вступившая в члены 24 февраля 2008 года) имеют один номер членского билета ***;

-    в отношении *** не указана дата его рождения;

-    ***, вступившая в члены 5 апреля 2015 года) и ***, вступившая в члены 5 апреля 2015 года) имеют один номер членского билета ***;

-    в отношении *** не указана дата ее рождения, кроме того, указано два номера членского билета № *** и № ***;

-    ***, вступившая в члены 31 января 2016 года) и ***, вступившая в члены 31 января 2016 года) имеют один номер членского билета ***.

-  ***, вступившая в члены 18 декабря 2012 года) и *** (***, вступившая в члены в 2012) имеют один номер членского билета ***. Указанные несоответствия действительно имеют место, однако суд не признает их грубыми нарушениями. В данном случае имеет место небрежность в ведении учета.

6. Абзац шестой статьи 19 Закона об общественных объединениях предусматривает, что членами молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Вместе с тем, в Списке членов организации указана ***, принята в члены Организации 5 апреля 2015 года, являясь лицом, не достигшим 14-ти летнего возраста. На момент принятия в члены Организации ей исполнилось 12 лет 6 месяцев.

Данное нарушение имеет место. Доказательств того, что в указании даты рождения *** имеется ошибка, суду со стороны «МИЦ» не представлено.

7. Абзац седьмой пункта 5.9 раздела 5 Устава определяет, что «Члены «МИЦ» обязаны своевременно уплачивать членские взносы, размер, порядок, сроки уплаты которых определяются решением Областной Конференции «МИЦ».

В рамках проверки документы, подтверждающие порядок уплаты членских взносов, не представлены.

8. Абзац третий пункта 6.5 раздела 6 Устава устанавливает, что «Областная Конференция «МИЦ» принимает решение о размере и порядке уплаты членами «МИЦ» членских и иных имущественных взносов».

Вместе с тем, из представленных протоколов Областной Конференции от *** № *** и от *** года № *** следует, что в период с 28 марта 2021 года по 22 января 2022 года вопросы определения порядка и сроков уплаты членских взносов в Организации не рассматривались.

Данное нарушение имеет место.

9.Согласно пункту 6.1 раздела 6 Устава высшим руководящим органом Организации является Областная Конференция Ульяновской областной молодежной общественной организации «Молодежный инициативный центр».

В пункте 6.5 раздела 6 Устава вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Областной Конференции Организации, перечислены  не в полном объеме.  Отсутствует пункт по определению порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключению из состава ее учредителей (участников, членов) (нарушение пункта 3 статьи 29 закона о некоммерческих организациях).

10. Пункт 6.7 раздела 6 Устава предусматривает, что «Областная Конференция считается правомочной, если на ней присутствует более половины делегатов от общего числа избранных для участия в Областной Конференции». Согласно пункту 6.8 раздела 6 Устава - делегаты для участия в Областной Конференции избираются от местных отделений в порядке и по нормам, определенным постоянно действующим руководящим органом. Согласно пункту 6.10 раздела 6 Устава «Президиум «МИЦ» - постоянно действующий руководящий орган, избираемый для текущего руководства деятельностью «МИЦ».

Вместе  с тем документы, подтверждающие наличие в Организации разработанного и установленного Президиумом порядка избрания делегатов для участия в Конференции не представлены. Представительские нормы для представления одним делегатом количества членов Организации не определены. Данное нарушение суд считает грубым, поскольку отсутствие порядка избрания делегатов для участия в Конференции  не позволяет сделать вывод о правомочности Областной конференции при принятии решений  28 марта 2021 года и 22 января 2022 года.

11. Устав Организации содержит положение о наличии в составе Организации местных структурных подразделений (п.7.1 раздел 7), что противоречит ст. 14 Закона об общественных объединениях.

12. В нарушение  положений ст. 29 Закона об общественных объединениях Организация не опубликовала  отчет об использовании своего имущества (не обеспечила доступность ознакомления с ним) за 22021-2023 годы.

13. В  Организации не сформирована контрольно-ревизионная комиссия, ревизии с Организации не проводятся.

14. Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что Организация по месту, указанному в ЕГРЮЛ, не находится. Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра от 3 ноября 2023 года, составленным УФНС России по Ульяновской области (л.д. 142-143 т.1). По указанному адресу располагается ***. Собственником квартиры является *** Доказательства осуществления по указанному адресу деятельности «МИЦ» не представлены.

15. В материалах дела имеются протоколы заседания Президиума «МИЦ» от *** года (л.д. 91 т.1), от *** года (л.д. 94 т.1), согласно которым на заседаниях, проходившихся по адресу: ***, присутствовали   ***

Вместе с тем данные сведения не соответствуют действительности.

По сообщению УМВД России по Ульяновской области *** *** года выехал через пункт пропуска ***, сведениями о его въезде УМВД России по Ульяновской области не располагает. Таким образом, присутствовать на заседаниях Президиума *** года и *** года он не мог.

*** также не мог присутствовать на указанных заседания, поскольку *** года выехал через пункт пропуска ***, сведения о въезде УМВД России не располагает.

*** не могла присутствовать на заедании *** года, поскольку *** года выехала в ***, сведениями о въезде УМВД России по Ульяновской области не располагает (л.д. 110-111 т.1). Вместе с тем *** является председателем Организации и в соответствии с п. 6.13, 6.14 должна осуществлять оперативное руководство деятельностью организации.

В соответствии со ст. 44 Закона об  общественных объединениях Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В данном случае суд соглашается  с позицией Управления Минюста РФ по Ульяновской области об осуществлении Организацией деятельности с грубыми нарушениями закона, в связи с  чем она подлежит ликвидации.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р е ш и л :

 

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Ликвидировать Ульяновскую областную молодежную общественную организацию «Молодежный инициативный центр» (основной государственный регистрационный номер ***) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                       Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 4 июля 2024 года.