Судебный акт
Обеспечение техническими средствами реабилитации
Документ от 25.06.2024, опубликован на сайте 10.07.2024 под номером 113367, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-000403-50

Судья Алексеева Е.В.                                                                           Дело № 33-2804/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        25 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н., 

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                        Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации                по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2024 года по делу № 2-942/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в интересах Кошечкиной Ольги Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области по необеспечению Кошечкиной Ольги Михайловны техническими средствами реабилитации в установленные законом сроки.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Кошечкину Ольгу Михайловну, *** года рождения, техническим средствами реабилитации согласно ИПРА от 11.10.2023 №*** на её имя: ***

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Кошечкиной Ольги Михайловны компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб. 

В остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Кузоватовского района Ульяновской области в интересах Кошечкиной О.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Кошечкина О.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы, инвалидность установлена сроком до 01.11.2024. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР) № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 11.10.2023 Кошечкина О.М. подлежит обеспечению ***. Указанными техническими средствами реабилитации Кошечкина О.М. до настоящего времени не обеспечена. Просил суд признать незаконным бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Кошечкиной О.М. техническими средствами реабилитации; обязать ответчика обеспечить Кошечкину О.М. *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № ***; взыскать с ОСФР по Ульяновской области в пользу Кошечкиной О.М. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Ульяновской области и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы ссылается на Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указывает, что по заявлению от 21.02.2023 Кошечкина О.М. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении ***. По государственному контракту от 28.11.2022 № *** Кошечкина О.М. обеспечена ***ы по 30.08.2023. Заявление на дальнейшее обеспечение *** Кошечкина О.М. не подавала. Обеспечение *** не было осуществлено, поскольку по государственному контракту от 11.11.2022 № *** в регион поставка товара не осуществлялась. После проведения претензионной работы, Отделением принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта. В связи с формированием Кошечкиной О.М. индивидуальной программы реабилитации от 11.10.2023 заявка на обеспечение *** была автоматически закрыта. Заявление на дальнейшее обеспечение техническим средством реабилитации в соответствии с действующей индивидуальной программой реабилитации от Кошечкиной О.М. в ОСФР по Ульяновской области не поступало. Полагает, что в рамках действующего законодательства Отделением приняты все меры для обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации. Считает, что требования истца о компенсации морального вреда фактически направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав, а основаны на обстоятельствах невозможности ОСФР по Ульяновской области своевременного обеспечения инвалида техническим средством реабилитации. Доказательств, подтверждающих невозможность продолжать вести инвалиду активную общественную жизнь, совершения Отделением именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца, либо посягающие на принадлежащие ему другие нематериальные блага в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кошечкина О.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы, инвалидность установлена на срок до 01.11.2024 (л.д. 14-15).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы №*** от 11.10.2023 Кошечкина О.М. нуждается в обеспечении *** (л.д. 50-56).

Ранее истцу была разработана индивидуальная программа реабилитации №*** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы №*** от 17.11.2022, в соответствии с которой Кошечкина О.М. также подлежала обеспечению техническими средствами реабилитации: ***. Срок проведения реабилитационных мероприятий по индивидуальной программе реабилитации № *** был установлен с 13.10.2022 по 01.11.2023 (л.д. 16-22).

21.02.2023 Кошечкина О.М. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением об обеспечении ТСР: *** (л.д. 49-50).

 

По указанному заявлению 21.02.2023 Кошечкина О.М. была поставлена на учет на обеспечение ***  (л.д.30).

Материалами дела подтверждено, что Кошечкина О.М. по ИПР от 17.11.2022 была обеспечена *** (акт приема-передачи от 28.02.2023).

Поскольку Кошечкина О.М. не была обеспечена ТСР, в которых нуждается, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Статья 5.1 Федерального закона № 181-ФЗ предусматривает, что регистрация решений о признании гражданина инвалидом, в том числе об отнесении к категории «ребенок-инвалид», осуществляется в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».

Учет сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, назначенных и проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты (поддержки), осуществляется в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере». Использование содержащихся в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» сведений о лице, признанном инвалидом, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном положением о государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 6.12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, ТСР, в которых нуждается истец, относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п. 4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п. 5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку на момент принятия обжалуемого судебного решения истец не была обеспечена спорными ТСР, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данными средствами реабилитации.

Доводы ответчика о том, что истец не обращалась с заявлением об обеспечении ТСР, предусмотренными ИПР от 11.10.2023, в связи с чем не подлежит обеспечению необходимыми средствами реабилитации, судебной коллегией отклоняются.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Кошечкина О.М. 21.02.2023 обращалась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением об обеспечении ТСР: ***.

Несмотря на то, что  Кошечкина О.М. не была обеспечена всеми ТСР, из указанных в заявлении, заявка на обеспечение истца *** была закрыта ответчиком в связи с формированием Кошечкиной О.М. ИПР от 11.10.2023.

Принимая во внимание, что Кошечкина О.М. обращалась к ответчику с заявлением об обеспечении ТСР, которое в силу п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, подается инвалидом в территориальный орган ОСФР однократно, была поставлена на учет по обеспечению спорными ТСР, одним из которых (***) не была обеспечена, а вторым (***) обеспечена - на срок по 30.08.2023, который на момент принятия обжалуемого решения истек, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Кошечкиной О.М. ТСР.

Правильным является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца, являющегося инвалидом, денежной компенсации морального вреда.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением инвалида техническими средствами реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Фонда в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.

Взысканная в пользу истца сумма компенсации морального вреда определена судом с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, требований разумности и справедливости.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного                    и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области –                      без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.06.2024.