Судебный акт
Признание права на специальную социальную выплату
Документ от 25.06.2024, опубликован на сайте 10.07.2024 под номером 113366, 2-я гражданская, о признании права на специальную социальную выплату медицинским работникам и о включении в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0024-01-2023-000838-32

Судья Трифонова А.И.                                                                           Дело № 33-2752/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     25 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                        Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации                                               по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 5 февраля 2024 года по делу № 2-1-41/2024, по которому постановлено:

 

Исковые требования Рыжковой Елены Владимировны к государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» удовлетворить.

Признать за Рыжковой Еленой Владимировной право на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», со дня возникновения права на ее назначение – с 01.01.2023.

Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская районная больница» обязанность в соответствии с Правилами осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации  от 31.12.2022 № 2568, включить данные о Рыжковой Елене Владимировне в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, и направить указанный реестр в ОСФР по Ульяновской области для осуществления выплат.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения  Рыжковой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Рыжкова Е.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» (далее - ГУЗ «Ульяновская РБ») о признании права на специальную социальную выплату и о включении в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В обоснование иска указала, что на основании трудового договора от 22.06.2022 № *** работает в *** отделении ГУЗ «Ульяновская РБ» в должности «медицинская сестра палатная». Согласно должностной инструкции и занимаемой должности она относится к категории медицинских работников, указанных в пп. «д» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568), и имеет право на меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников в виде ежемесячной специальной социальной выплаты. Все сотрудники ГУЗ «Ульяновская РБ», выполняющие аналогичные должностные обязанности и состоящие в такой же должности, получают указанную выплату. Ответчик лишил ее возможности получать выплату, не включив в Реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, указав, что ее заработная плата финансируется не за счет средств обязательного медицинского страхования, а за счет областного бюджета. Однако ГУЗ «Ульяновская РБ» входит в список медицинских организаций, на которые распространяет свое действие п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, исходя из его буквального толкования. Указанное постановление не содержит ограничений по установлению социальных выплат в зависимости от источника финансирования заработной платы медицинского работника, исполняющего должностные обязанности в медицинском учреждении, входящем в государственную систему здравоохранения по программе ОМС. Специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе данных медицинских организаций, которые направляют в указанный орган не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. С учетом уточненных исковых требований просила суд обязать ГУЗ «Ульяновская РБ» установить право на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, с января 2023 года; включить данные о ней, Рыжковой Е.В., в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренный Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, который направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области для осуществления выплат.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области), Министерство здравоохранения Ульяновской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что решение суда не соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Основания для удовлетворения требований Рыжковой Е.В. отсутствуют. Обращает внимание, что ГУЗ «Ульяновская РБ» реестр сведений на истца не предоставляло, в связи с чем выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, в 2023 году не производились. Полагает, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание доводы ответчика о том, что заработная плата Рыжковой Е.В. финансируется за счет средств областного бюджета. При этом специальная социальная выплата, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, финансируется за счет средств, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС). Согласно п. 7 указанного постановления межбюджетные трансферты предоставляются ФФОМС за счет средств нормированного страхового запаса ФФОМС. Ежемесячно до 14 числа ГУЗ «Ульяновская РБ» формирует реестры получателей специальной социальной выплаты, заработная плата которых финансируется за счет средств ОМС, для передачи их в ОСФР по Ульяновской области, который в дальнейшем перечисляет средства, предоставленные ему ФФОМС, получателям. ГУЗ «Ульяновская РБ» входит в государственную систему здравоохранения и участвует в территориальной программе ОМС на основании уведомления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области. Кроме территориальной программы ОМС, учреждению доводят объемы медицинской помощи, финансируемой из областного бюджета – стационар и посещения поликлинические, сестринский уход. На основании этих объемов и в связи с необходимостью их выполнения по медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), на которые выделены бюджетные средства, в штатном расписании были определены ставки. На одну из этих бюджетных ставок была принята Рыжкова Е.В., поскольку остальные ставки, финансируемые из средств ОМС, были заняты.

В отзыве на апелляционную жалобу Рыжкова Е.В. полагает решение суда законным и обоснованным.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ряжкова Е.В. с 22.06.2022 состоит в трудовых отношениях с ГУЗ «Ульяновская РБ» в должности медицинской сестры палатной (л.д. 90).

Как указано в трудовом договоре с истцом, он является договором по основной работе, заключен на неопределенный срок; условия труда установлены согласно утвержденному графику работников (л.д. 90).

Должностные обязанности медицинской сестры палатной *** отделения установлены должностной инструкцией, утвержденной главным врачом ГУЗ «Ульяновская РБ « (л.д. 91-94).

Согласно Уставу ГУЗ «Ульяновская РБ» является государственным учреждением здравоохранения (п. 1.1), некоммерческой организацией бюджетного типа (п. 1.4). Учредителем и собственником имущества учреждения выступает Ульяновская область, полномочия и функции от имени которой осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области (п. 1.5).  К основным видам деятельности учреждения относится медицинская деятельность по оказанию первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, скорой помощи и пр. (конкретные виды работ (услуг) указаны в п. 2.4.1 Устава) (л.д. 48-74).

Из штатного расписания ГУЗ «Ульяновская РБ» следует, что в учреждении имеется хирургическое отделение на 40 коек, в том числе хирургические – 25 коек, травматологические – 5 коек, гинекологические – 2 койки, патологии беременности – 2 койки, паллиативные – 5 коек. Штатным расписанием предусмотрено 9,5 ставок по должности «медицинская сестра палатная» в хирургическом отделении (л.д. 38-47).

Судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ГУЗ «Ульяновская районная больница» входит в государственную систему здравоохранения  и участвует в реализации  территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Рыжкова Е.В., ссылаясь на то, что имеет право на специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.01.2022, которую получают все другие медицинские сестры палатные в учреждении ответчика, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01.01.2023 определенным категориям  медицинских работников установлена специальная социальная выплата и утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее – Правила № 2568, здесь и далее – в редакции действовавшей до 01.03.2024, то есть на момент спорных правоотношений).

Так, согласно пп. «д» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 право на специальную социальную выплату имеют медицинские работники (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, - специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц.

Согласно п. 2 Правил № 2568 специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

В п. 3 Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, утвержденных приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н, указано, что должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

При осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций.

В соответствии с п. 3 Правил № 2568 специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования; рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце.

Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (п. 4 Правил № 2568).

В пункте 6 Правил указано, что Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику: категория, должность (профессия); фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и страховой номер индивидуального лицевого счета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования; реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты; размер специальной социальной выплаты с округлением до рублей; суммарное отработанное время по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце; число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной в соответствии с пунктом 3 данных Правил; соотношение отработанного времени и числа рабочих часов, указанных в подпунктах «д» и «е» этого пункта, с округлением до двух знаков после запятой.

Согласно п. 7  Правил № 2568 Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в медицинской организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

Пунктом 8 Правил № 2568 предусмотрено, что специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра. В случаях, когда в I квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее.

Согласно пункту 3 Разъяснений должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения от 20.12.2012 № 1183н.

При осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций (пункт 4 Разъяснений).

Из приведенных выше положений законодательства следует, что с 01.01.2023 меры социальной поддержки в виде специальной социальной выплаты предоставляются при наличии совокупности условий: 1) лицо, претендующее на получение выплаты, должно быть медицинским работником (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), должность которого должна соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей; 2) медицинский работник должен осуществлять трудовую деятельность в медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Понятие медицинского работника дано в подпункте 13 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, согласно которому им является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.

Под медицинской деятельностью законодатель в указанном Федеральном законе подразумевает профессиональную деятельность, в том числе по оказанию медицинской помощи, предусматривающей комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Согласно части 2 статьи 32 и частям 1 - 4 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Согласно п. 1.4 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1183н (утратил силу с 01.09.2023) медицинская сестра палатная (постовая) была отнесена к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (среднему медицинскому персоналу).

Пункт 9.15 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н, вступившим в силу с 01.09.2023, также относит должность «медицинская сестра палатная (постовая) (медицинский брат палатный (постовой)» к специалистам со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).

Установив, что Рыжкова Е.В. является медицинским работником медицинской организации, входящей в государственную систему здравоохранения и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; является специалистом со средним медицинским образованием ГУЗ «Ульяновская районная больница», ее должность предусмотрена соответствующей Номенклатурой должностей медицинских работников, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение специальной социальной выплаты на основании пп. «д» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 со дня возникновения такого права.

То обстоятельство, что заработная плата истца финансируется из областного бюджета, при наличии предусмотренных законом и указанных выше оснований для получения выплаты, а также фактического участия истца в оказании медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования, не может служить поводом для ограничения прав истца на оплату труда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области                                            от 5 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                             Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации                                               по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ульяновский районный суд                       Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.06.2024.