Судебный акт
О взыскании налогов
Документ от 02.07.2024, опубликован на сайте 08.07.2024 под номером 113346, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по налогам и пени, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0008-01-2024-000027-31

Судья Токунов Д.В.                                                                        Дело №33а-2776/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                   2 июля  2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2024 года по делу №2а-1-68/2024, по которому постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Бартеньеву Александру Александровичу о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Бартеньева Александра Александровича (паспорт  сер.*** №***), зарегистрированного по адресу: ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по налогам и сборам за налоговые периоды 2020 и 2021 г.г. в размере 4441 руб. 26 коп., в том числе: по транспортному налогу в размере 3432 руб. 00 коп., по земельному налогу в размере 338 руб. 00 коп., пени за период с 01.12.2021 по 13.11.2023 в размере  671 руб. 26 коп.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Бартеньеву Александру Александровичу о взыскании задолженности по налогам и пени отказать.

Взыскать с Бартеньева Александра Александровича (паспорт  ***), зарегистрированного по адресу: ***, в доход бюджета муниципального образования «Инзенский район» государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) руб.       00 коп.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия

 

установила:

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Бартеньеву А.А. о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование требований указано, что на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области состоит в качестве налогоплательщика Бартеньев А.А., является плательщиком транспортного и земельного налога.

У Бартеньева А.А. имеется отрицательное сальдо по ЕНС в размере                 12 096 руб. 94 коп., в том числе: транспортный налог - 8580 руб. 00 коп.; земельный налог 854 руб. 00 коп.; пени - 2662 руб. 94 коп.

Объекты собственности и расчет налогов указаны в налоговых уведомлениях №*** от 01.09.2022, №*** от 01.09.2021, №*** от 03.08.2020, №*** № 27.06.2019, согласно которым задолженность по налогам составляет 9434 руб., в том числе: транспортный налог - 6864 руб.  за 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 г.г.; земельный налог - 660 руб.  за 2018, 2019, 2020, 2021 г.г.

В связи с неуплатой налогов, Бартеньеву А.А. выставлено требование от 09.07.2023 №*** об уплате налогов в котором сообщалось о наличии задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени, однако задолженность по налогам не оплачена.

Определением мирового судьи судебного участка №1 Инзенского судебного района Ульяновской области от 13.12.2023 отменен судебный приказ от 24.11.2023  №2а-2038/2023 о взыскании  налогов и пени.

УФНС России по Ульяновской области просило взыскать с Бартеньева А.А. задолженность по налогам и сборам в размере 10 028 руб. 66 коп., в том числе: транспортный налог - 6864 руб. за 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 г.г.; земельный налог - 660 руб. за 2018, 2019, 2020, 2021 г.г.; пени - 2504 руб. 66 коп. за период с 30.09.2017 по 13.11.2023.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФНС России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о пропуске срока по взысканию задолженности по налогам за 2017, 2018, 2019 г.г. и пени за период с 30.09.2017 по 30.11.2021, поскольку налоговый орган обратился в районный суд в срок, установленный п.4 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание стороны  не  явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда в части в  связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (п.2, п.3 ч.2 ст.310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации).

Такие нарушения допущены судом при рассмотрении дела.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч.6 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Принятым по делу решением отказано в удовлетворении административного иска УФНС России по Ульяновской области в части взыскания с                        Бартеньева А.А.  транспортного налога за 2017-2019 г.г., земельного налога  за 2018, 2019 г.г., пени  за период  с 30.09.2017 по 13.11.2023.

Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда.

Статья 57 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

На основании ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с п.3 ст.75 Налогового кодекса  пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования  Центрального банка Российской Федерации, действующей в это время.

Судом установлено, что Бартеньев А.А.  является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 839 кв.м, расположенного  по адресу: ***, также за ним зарегистрированы  транспортные  средства ВАЗ-2103, государственный регистрационный номер ***, ВАЗ-21061, государственный регистрационный номер ***.

Налогоплательщику направлены  налоговые уведомления № *** от 27.06.2019 со сроком  оплаты до 02.12.2019 (т.1 л.д.13); №*** от 03.08.2020 со сроком оплаты до 01.12.2020 (т.1 л.д.12); №*** от 01.09.2021 со сроком оплаты до 01.12.2021 (т.1 л.д.11); №*** от 01.09.2022  со сроком уплаты до 01.12.2022 (т.1 л.д.10).

В связи с неуплатой налогов в добровольном порядке Бартеньеву А.А. выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа №*** от 04.02.2020 со сроком исполнения до 17.03.2020 (т.1 л.д.49); налоговое требование №*** от 03.04.2021  со сроком добровольного исполнения до 30.03.2021 (т.1 л.д.50); налоговое требование №*** от 16.12.2021 со сроком добровольного исполнения до 28.01.2022 (т.1 л.д.51);   налоговое требование №*** от 09.06.2023 со сроком добровольного исполнения до 28.08.2023 (т.1 л.д.7).

Указанные требования административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, что явилось основанием для обращения административного истца  с заявлением к мировому судье судебного участка №1 Инзенского судебного района Ульяновской области о вынесении судебного приказа.

После отмены 13.12.2023 судебного приказа от 24.11.2023  в установленный шестимесячный срок административный истец 12.01.2024 обратился в Инзенский районный суд с настоящим административным иском.

Абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения налоговой инспекции в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, предусматривалось,  что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как усматривается из материалов дела,  УФНС России по Ульяновской области просила взыскать  с административного  ответчика,   в том числе задолженность по транспортному  налогу за 2017-2019 г.г., земельный налог  за 2018, 2019 г.г.,  пени  за период  с 20.09.2017 по 13.11.2023.

Самое раннее требование № *** на сумму 1877 руб.  выставлено налогоплательщику по состоянию на 04.02.2020 со сроком добровольной оплаты до 17.03.2020,   сумма не превысила 10 000 руб.

Следовательно, шестимесячный срок  для обращения  к мировому судье   истекал 17.09.2023.

Федеральным законом  от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую Налогового кодекса Российской Федерации», внесены  изменения в положения Налогового кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета (ЕНС) с 01.01.2023.

После ввода института ЕНС требование об уплате задолженности, сформированное  ИФНС и направленное налогоплательщику  после 01.01.2023, прекращает действие требований  об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 включительно (если налоговым органом на основании  таких требований не приняты меры взыскания) (пп.1 п.9 ст.4 Закона № 263-ФЗ).

Согласно п.1 Постановление Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах» (в редакции от 30.06.2023 № ***) установлено, что  предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.

Таким образом, с введением института ЕНС предыдущие требования были аннулированы и  выставлено одно единое требование № *** от 09.07.2023  с  новым сроком уплаты до 28.08.2023, в которое вошла задолженности на дату требования.

Согласно п.3 ст.48 Налогового кодекса (в редакции от 28.12.2022) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявление о взыскании  задолженности в  течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате  задолженности, в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.

Так как срок на обращение  в суд считается со срока платы по требованию  №***  от 09.07.2023 со сроком уплаты до 28.08.2023, то налоговый орган  может обратиться в суд до 28.02.2024.

Судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени был вынесен  24.11.2023, то есть в предусмотренный законом срок.

В районный суд  с  административным исковым заявлением УФНС России по Ульяновской области обратилось также в шестимесячный срок после отмены судебного  приказа.

Принимая во внимание, что судом первой инстанции необоснованно отказано УФНС России по Ульяновской области в удовлетворении административного иска о взыскании  задолженности по транспортному  налогу за 2017-2019 г.г. - 3432 руб., земельному налогу за 2018-2019 г.г. - 322 руб.,   пени  за  период 30.09.2017  по 13.11.2023  - 1833, 40 коп.   по основанию пропуска срока,  который не пропущен, судебная коллегия приходит к выводу об отмене принятого по делу решения  в данной части и  принятию решения об удовлетворении  исковых требований.

В связи с увеличением удовлетворенных исковых требований, в соответствии со ст.114  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  взысканный размер государственной пошлины с Воробьевой И.А. подлежит  увеличению  с 400 руб. до  401 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Инзенского  районного суда  Ульяновской области от 11 марта 2024 года в части отказа во взыскании задолженности по  транспортному налогу за  2017, 2018, 2019 г.г.,  по земельному налогу за 2018,2019 г.г. пени  за период с 30.09.2017 по 13.11.2023  отменить.

Принять в данной части новое решение, которым исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к  Бартеньеву Александру Александровичу о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.

Взыскать  с Бартеньева Александра Александровича в пользу     Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по  транспортному  налогу за 2017-2019 г.г. в  размере  3432 руб., по земельному налогу за 2018-2019 г.г.  в размере  322 руб.,   пени  за  период 30.09.2017  по 13.11.2023  в размере  1833 руб. 40 коп.

Увеличить размер взысканной с  Бартеньева  Александра  Александровича  в доход бюджета муниципального образования  «Инзенский район» государственной пошлины с 400 руб. до 401 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 05.07.2024.