Судебный акт
Оспаривание бездействия
Документ от 02.07.2024, опубликован на сайте 08.07.2024 под номером 113334, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие в части непринятия мер по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидимиологическом благополучии человека, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-000609-49

Судья Русакова И.В.                                                                       Дело №33а-3050/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                     2 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Смирновой Ю.В.,

судей Васильевой Е.В.,  Логинова Д.А.

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 февраля 2024 года по делу №2а-648/2024, по которому постановлено:

административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по непринятию мер по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить следующие нарушения закона, а именно:

оборудовать камеры здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ горячим водоснабжением;

обеспечить приватность санитарных узлов в камерах (с 1 по 15) здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ  путем ограждения изолированными кабинами.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя               ФСИН России и  УФСИН России по Ульяновской области Мошкова А.Ю.,  поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (УФСИН России по Ульяновской области) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить выявленные нарушения.

В обоснование требований указала, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, установлено нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В связи с этим прокуратурой Ульяновской области 31.08.2023, 30.11.2023 начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области выданы представления об устранении нарушений закона. Вместе с тем, контрольная проверка показала, что имевшиеся нарушения в полном объеме не устранены.

В нарушение действующего законодательства в камерах здания ШИЗО,ПКТ,ЕПКТ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области  отсутствует горячее водоснабжение, унитазы во всех камерах в здании ШИЗО,ПКТ,ЕПКТ, находятся в неизолированных кабинах.

Административный истец просил признать незаконным бездействие         ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области в части непринятия мер по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека; оборудовать камеры здания ШИЗО,ПКТ,ЕПКТ горячим водоснабжением; обеспечить приватность санитарных узлов в камерах здания ШИЗО,ПКТ,ЕПКТ путем ограждения изолированными кабинами; обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФСИН России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что исправительным учреждением соблюдено требование приватности санузла в здании ШИЗО,ПКТ,ЕПКТ, поскольку санузел находится отдельно от места, где осужденный может принимать пищу, возведены бетонные перегородки со всех сторон санузла, вход в санузел огорожен шторами. Наличие другой изоляции входа в санузел может послужить затруднению доступа администрации к осужденному в случае совершения осужденным противоправных действий. Полагает, что Своды правил 30.13330, 31.13330, 32.13330, 118.13330 не подлежат применению при разрешении настоящего спора, поскольку они распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных учреждений и включают основные требования к планировке и застройке данных учреждений и были введены после проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию здания колонии.

Горячее водоснабжение для осужденных, содержащихся в камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ учреждения обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При помывке осужденные пользуются горячей водой, для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в колонии имеется прачечная, а также комната для стирки и сушки белья со стиральной машиной. Во время приема пищи осужденным выдается горячая пища и горячие напитки.  

Просит учесть, что исправительное учреждение является казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, все денежные средства имеют целевой характер и расходуются согласно утвержденной сметы, в связи с чем действия ФКУ ИК-4  УФСИН России по Ульяновской области в части требований материально-бытовой и санитарно-эпидемиологической безопасности и несвоевременное исполнении  всех выявленных нарушений ограничивается определением суммы необходимых затрат и направлением соответствующей заявки в УФСИН России по Ульяновской области. Денежные средства в необходимом объеме из федерального бюджета не поступают.

В судебное заседание кроме представителя ФСИН России и  УФСИН России по Ульяновской области Мошкова А.Ю.,   другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с п.п.1.1 - 1.7 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исправительной системы, его учредителем является Российская Федерация, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России. Учреждение является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

Положениями п.5.12 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области предусмотрено, что при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области,                   ч.1 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.

Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Судом установлено, что 31.08.2023 начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области было внесено представление об устранении  материально-бытового обеспечения осужденных в части приватности санузлов.

30.11.2023 начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области было внесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения камер ШИЗО,ПКТ,ЕПКТ горячим водоснабжением.

Требования предписаний   не исполнены.

Оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, установив, что со стороны ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области имеет место нарушение федерального законодательства, регулирующего соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск прокурора подлежит  частичному удовлетворению.

Удовлетворяя частично требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что право осужденных и других лиц, пребывающих в помещениях колонии, на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований не должно ставиться в зависимость от изыскания ответчиками денежных средств. Администрация исправительного учреждения обязана соблюдать указанные требования законодательства, в связи с чем на данного административного ответчика обоснованно возложена обязанность по устранению выявленных нарушений.

Доводы в апелляционной  жалобе об отсутствии оснований для оборудования камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ горячим водоснабжением не могут быть признаны состоятельными, поскольку в силу п.п.19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 №1454/пр, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях) (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр) (ред.от 28.12.2023) подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.). Названные требования распространяются на все жилые камеры исправительного учреждения. Доказательств отсутствия технической возможности обеспечения камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ горячим водоснабжением административными ответчиками в суд не представлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы,  оборудование кабинками со шторками не свидетельствует об изолированности в целях обеспечения приватности санитарных узлов в камерах  (с 1 по 15).

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно оценены представленные в дело доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.

Оснований для удовлетворения апелляционной  жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 февраля     2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  05.07.2024.