Судебный акт
Установить разумный срок отселения из аварийного дома
Документ от 25.06.2024, опубликован на сайте 04.07.2024 под номером 113327, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления администрации в части установления срока отселения физических и юридических лиц, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-001045-02

Судья Павлов Н.Е.                                                                     Дело №33а-2909/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      25 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14 марта 2024 года по делу №2а-853/2024, которым постановлено:

административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах Петруськиной Лидии Евгеньевны, к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки отселения физических и юридических лиц из аварийного дома удовлетворить.

Признать незаконными пункты 2, 3 постановления администрации города Ульяновска от 19.12.2023 № 1645 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 20.09.2018 № 1814» в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 31.12.2026.

Обязать администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения жильцов аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: ***, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации города Ульяновска от 19.12.2023 № 1645 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 20.09.2018 № 1814».

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Макейкиной Е.В., Петруськиной Л.Е., Бадретдиновой Л.Р., Власовой Л.П., не согласившихся с апелляционной жалобой, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в защиту прав и законных интересов Петруськиной Л.Е., обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления в части установления срока отселения физических и юридических лиц из аварийного дома, возложении обязанности установить разумные сроки отселения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки законности установления сроков отселения жителей аварийных домов установлено, что постановлением администрации города Ульяновска от 20.09.2018 № 1814 многоквартирный жилой дом *** признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение жильцов указанного дома было предусмотрено до 31.12.2023.

При этом 19.12.2023 администрацией города Ульяновска издано постановление № 1645 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 20.09.2018 №  1814», в соответствии с которым установлен новый срок отселения граждан из жилого дома *** - 2026 год.

До настоящего времени в аварийном жилом доме проживают граждане. Дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нем создает реальную угрозу для жизни и здоровья жильцов, а также для жизни и здоровья иных лиц. Решение администрации города Ульяновска об установлении срока отселения дома на 2026 год нарушает права граждан на благоприятную среду проживания. Указанный срок отселения жильцов дома является неразумным и чрезвычайно длительным.

Как следует из заключения АО «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – Федеральное БТИ» от 26.04.2017, в процессе обследования дома выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций, находящихся в аварийном состоянии, что свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации здания.

Прокурор просил признать незаконными пункты 2, 3 постановления администрации города Ульяновска от 19.12.2023 № 1645 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 20.09.2018 № 1814» в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 31.12.2026, обязать административного ответчика установить разумные сроки сноса данного аварийного дома и отселения из него жителей.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Федоров А.И., Федорова О.Г., Бикаева А.А., Сержантова В.В., Шакшина М.В., Вершинина А.Г., Мресова Р.Е., Бадамшина Н.Ю., Бадамшин М.К., Бадамшин А.М., Петруськин А.П., Матвеева А.А., Власов И.Ф., Власова Л.П., Бадретдинова Л.Р., Бадретдинова Л.Р., Моталина Д.Р., Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области, Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, АО «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – Федеральное БТИ».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. 

Указывает, что определение срока отселения физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Возложение на администрацию обязанности установить новый срок отселения граждан противоречит правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верхового Суда РФ за 2 квартал 2009 года. При этом конкретные сроки, в которые производится отселение жителей аварийного дома, а также требования о незамедлительном отселении в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, законодательство не содержит. Жители аварийного многоквартирного дома вправе обратиться в Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в случае необходимости предоставления им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, Петруськиной Л.Е., Бадретдиновой Л.Р., Власовой Л.П., другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Как установлено судом, многоквартирный жилой дом *** является двухэтажным, количество квартир - 8, год постройки – ***.

Заключением межведомственной комиссии от 03.08.2017 № *** указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 19-21).

Согласно заключению АО «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – Федеральное БТИ» от 26.04.2017 на основании проведенного обследования и оценки технического состояния основных строительных конструкции и материалов многоквартирного жилого дома *** установлено, что техническое состояние строительных конструкций характеризуется как аварийное. Степень изменения объекта, а также полученные повреждения не могут быть устранены с обеспечением нормативных требований, так как имеют не восстанавливаемые нарушения. Жилой дом каркасно-щитового типа со сроком эксплуатации 60 лет исчерпал срок службы, принятый для данного вида зданий. Физический износ дома более 70 %. Имеются значительные недостатки планировки и уровня внутреннего благоустройства жилого дома: отсутствует жизненно важные инженерные системы – вентиляция; ограждающие конструкции дома не обеспечивают в помещениях дома в течение отопительного периода температуру внутреннего воздуха в допустимых пределах, установленных ГОСТ 30494-2011 и СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». Продолжение безопасной эксплуатации жилого дома невозможно, так как все конструктивные элементы находятся в недопустимом рабочем состоянии. Проводить какие-либо восстановительные или ремонтные работы по жилому дому при существующем физическом износе основных конструктивных элементов не представляется возможным и экономически нецелесообразно (л.д. 25-59).

Постановлением администрации города Ульяновска от 20.09.2018 №1814 был установлен срок отселения физических и юридических лиц из дома *** в 2023 году, снос дома – в 2024 году (л.д. 12-13).

На территории муниципального образования «город Ульяновск» реализуется областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2030 годах», утверждённая постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П, в которую включён дом по вышеуказанному адресу со сроком расселения и сноса аварийного дома в 2025 году.

Постановлением администрации города Ульяновска от 19.12.2023 № 1645 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 20.09.2018 № 1814», в пункте 2, Управлению по строительству администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска указано на необходимость осуществить отселение физических и юридических лиц из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов в соответствии с приложением к постановлению администрации города Ульяновска от 20.09.2018 №1814, пункт 25 которого содержит сведения о многоквартирном доме ***.

В пункте 3 постановления администрации города Ульяновска от 19.12.2023 № 1645 установлен новый срок отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома *** в 2026 году, срок сноса дома – 2027 год (л.д. 75-76).

Разрешая спор и признавая неразумными установленный срок переселения жильцов указанного дома, суд первой инстанции правильно исходил из того, что столь длительный срок отселения жильцов из аварийного дома установлен без учета технического состояния дома, его конструкций, нарушает права граждан на жилище и его безопасность, представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку никаких аварийно-технических работ в указанном жилом доме, направленных на восстановление его технического состояния не проводилось; каких-либо актов осмотра или заключений экспертных организаций, свидетельствующих о возможности дальнейшего проживания в данном доме с учетом аварийного состояния несущих конструкций и опасности обрушения дома, административным ответчиком не представлено.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, всем юридически значимым обстоятельствам и собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе, судом не нарушено требование закона, касающееся компетенции органов местного самоуправления по вопросам принятия решения о признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также установлению сроков отселения.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, поскольку имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права граждан на жилище.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований прокурора, поскольку установленный срок отселения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в 2026 году не отвечает требованиям разумности и является чрезмерно длительным, с учетом физического износа здания и наличия угрозы обрушения дома.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.07.2024.