УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-01-2024-000029-69
Судья Жучкова Ю.П.
Дело №
33-2821/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
25 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Санатулловой
Ю.Р., Завгородней Т.Н.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской
области от 6 марта 2024 года, по
гражданскому делу №2-1-71/2024, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области
в защиту интересов Мозяйкиной Лидии Александровны удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1027301162580)
обеспечить Мозяйкину Лидию Александровну (паспорт серии ***) техническими средствами
реабилитации: *** в соответствии с её
индивидуальной программой реабилитации
или абилитации № 1596.18.73/2016 от 3.11.2016.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Мозяйкиной Лидии
Александровны компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В удовлетворении исковых
требований о компенсации морального вреда в большей части и в иске к Областному
государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской
области – отделению по Карсунскому району отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора
Трофимовой Е.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Карсунского района Ульяновской области в интересах
Мозяйкиной Л.А. обратился в суд с иском к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению
социальной защиты населения Ульяновской области – отделению по Карсунскому
району о возложении обязанности обеспечить техническими средствами
реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что Мозяйкина Л.А. является ***
установлена бессрочно. Согласно индивидуальной программе реабилитации *** от 03.11.2016 № 1596.18.73/2016 она должна
быть обеспечена *** Однако до настоящего
времени Мозяйкина Л.А. указанными видами
ТСР не обеспечена.
Просил суд обязать ответчиков обеспечить Мозяйкину Л.А.
техническими средствами реабилитации: ***
взыскать с ответчиков в пользу
Мозяйкиной Л.А. компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое
решение, об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в системе закупок
товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указывает,
что Мозяйкина Л.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении
техническими средствами реабилитации. Однако сформировать направление Мозяйкиной
Л.А. не представляется возможным по причине неисполнения поставщиком
государственного контракта от 11.11.2022. На запросы ценовой информации по
данному ТСР ценовые предложения не поступали, либо поступали значительно превышающие стоимость
аналогичного ТСР по последнему исполненному контракту. В результате проведенной
отделением работы, заключен государственный контракт от 29.01.2024, в рамках
исполнения которого Мозяйкиной Л.А. сформировано направление от 06.02.2024 со
сроком действия до 19.06.2024. Считает, что у суда отсутствовали основания для
взыскания компенсации морального вреда, поскольку нарушение права *** на
своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета ТСР не является
основанием для компенсации морального вреда.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, Мозяйкина Л.А*** года рождения является *** (л.д.65 оборот).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина
№1596.18.73/2016 от 03.11.2016 Мозяйкина Л.А. подлежит обеспечению техническими
средствами реабилитации, в том числе ***. (л.д.61-64).
По заявлению от 27.04.2023 Мозяйкина Л.А. состоит на учете в
качестве нуждающейся в обеспечении ***, по заявлению от 04.09.2023 в качестве
нуждающейся в обеспечении ***
На период рассмотрения дела в суде первой инстанции
Мозяйкина Л.А. указанными средствами технической реабилитации обеспечена не
была.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует
инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических
средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее
Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического
средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим
его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования
Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического
проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на
осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий
личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего
интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа
реабилитации (заключение).
В силу п. 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в
указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Как установлено материалами дела и не оспаривается
ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца техническими средствами
реабилитации не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к
правильному выводу об удовлетворении требований прокурора об обеспечении
Мозяйкиной Л.А. положенными ей ТСР.
Доводы ответчика о не предоставлении технических средств
реабилитации по независящим от Отделения причинам, подлежат отклонению,
поскольку право инвалида на получение технических средств реабилитации не может
ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в
апелляционной жалобе, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав
гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и
федерального законодательства в области социальной защиты.
Разрешая исковые требования прокурора о взыскании
компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав
инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации,
пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца
компенсации морального вреда.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные
блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из
существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу
обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как
материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения
причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными
действиями и причиненным вредом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса
Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой
ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу
гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит
возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред,
освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его
вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины
причинителя вреда.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской
Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются
правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении
Мозяйкиной Л.А., являющейся ***, полагающимися ей техническими средствами
реабилитации, существенно нарушает личные неимущественные права истца,
поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца без
предоставления ей положенных технических средств реабилитации она испытывает
ограничения в жизнедеятельности.
Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип
разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании в
пользу истца компенсации морального вреда в сумме 3 000 руб.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Карсунского районного суда Ульяновской области
от 6 марта 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Карсунский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 28 июня 2024 года.