Судебный акт
Обеспечение инвалидов ТСР
Документ от 25.06.2024, опубликован на сайте 04.07.2024 под номером 113263, 2-я гражданская, об обеспечении ТСР, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-000100-86

Судья Бирюкова О.В.                                                                           Дело № 33-2894/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        25 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г., 

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска               от 29 февраля 2024 года по гражданскому делу № 2-801/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить несовершеннолетнего К*** Л*** О***, ***, следующими ТСР: ***, в соответствии с индивидуальной программы реабилитации ***.

Взыскать с ОСФР по Ульяновской области в пользу Козловой Ольги Геннадьевны – законного представителя несовершеннолетнего К*** Л*** О*** компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения прокурора Трофимовой Е.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

установила:

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего К*** Л.О., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно индивидуальной программе реабилитации *** несовершеннолетний К*** Л.О. подлежит обеспечению, в том числе, следующими техническими средствами реабилитации: ***, однако, К*** Л.О. до настоящего времени указанными техническими средствами реабилитации не обеспечен.

Просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить несовершеннолетнего К*** Л*** О*** указанными техническими средствами реабилитации, взыскать с ответчика в пользу законного представителя несовершеннолетнего К*** Л.О. – Козловой О.Г. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29.02.2024 прекращено производство по делу в части требований об обеспечении К*** Л.О. ***, в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указано, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на получение технических средств реабилитации осуществляется только после конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда государственного контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.

К*** Л.О. не обеспечен *** по причине отсутствия действующего государственного контракта. Заключенный ранее государственный контракт от 18.11.2022 № 548 расторгнут ОСФР по Ульяновской области 09.08.2023 в связи с неисполнением своих обязательств исполнителем. Для обеспечения инвалидов аппаратами на нижние конечности в единой информационной системе в сфере закупок ОСФР по Ульяновской области неоднократно размещались запросы ценовой информации, на которые ценовые предложения либо не поступали либо их было недостаточно для формирования начальной максимальной цены контракта. По запросам ценовой информации от 05.12.2023 и 26.12.2023 поступали ценовые предложения, но поскольку начальная максимальная цена контракта, сформированная на основе поступивших ценовых предложений, значительно превышала стоимость аналогичного технического средства реабилитации по последнему исполненному Отделением государственному контракту, разместить конкурентную закупочную процедуру не представилось возможным. ОСФР по Ульяновской области направлено в Центральный аппарат письмо на согласование повышения стоимости единицы товара.

Также указано, что К*** Л.О. не обеспечен *** по причине отсутствия заявления на обеспечение данным видом технического средства реабилитации. Ранее, по заявлению от 26.07.2022 К*** Л.О. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в указанном техническом средстве реабилитации, было сформировано направление от 18.10.2022, однако от его получения отказались, новое заявление на обеспечение не подавали, что свидетельствует о том, что законный представитель несовершеннолетнего не заинтересован в получении К*** Л.О. указанного вида технического средства реабилитации.

*** К*** Л.О. был обеспечен по 26.11.2023, *** обеспечен по 30.03.2023. Новые заявления на обеспечение указанными техническими средствами реабилитации в ОСФР по Ульяновской области не поступали.

Таким образом, ОСФР по Ульяновской области были предприняты достаточные меры для обеспечения истца необходимыми средствами технической реабилитации.

Дополнительно в жалобе указано, что право на обеспечение техническими средствами реабилитации относится к имущественным правам, а компенсация морального вреда в отношении имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена. Доказательств невозможности продолжения инвалидом активной общественной жизни, совершения ответчиком виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, не представлено.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, указав, что до настоящего времени несовершеннолетний К*** Л.О. продолжает нуждаться в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе ***. В 2023 году законному представителю несовершеннолетнего К*** Л.О. – Козловой О.Г. ответчиком  ОСФР по Ульяновской области была предложена ***, кроме того, она не соответствовала по параметрам для ребенка.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, К*** Л.О., ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** он подлежит обеспечению в том числе ***             (л.д. 17 оборот-21).

На момент рассмотрения дела судом первой инстанции К*** Л.О. был обеспечен ***, иными техническими средствами реабилитации обеспечен не был.

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения инвалида положенными ему техническими средствами реабилитации, и, учитывая нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу инвалида денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ                             «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от                    организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как указывалось выше, в силу пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями заявление о предоставлении технического средства реабилитации подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в связи с чем довод жалобы о том, что законным представителем несовершеннолетнего после обеспечения К*** Л.О. *** на срок по 26.11.2023, *** на срок по 30.03.2023, в последующем не подавалось заявление об обеспечении ребенка указанными техническими средствами реабилитации на правильность выводов суда о нарушении прав *** на получение необходимых ему технических средств реабилитации не влияет.

Также являются несостоятельными доводы жалобы о том, что законный представитель несовершеннолетнего К*** Л.О. отказалась от получения по направлению от 18.10.2022 *** и не заинтересована в получении данного технического средства реабилитации. Из материалов дела следует, что Козлова О.Г. отказалась от данного технического средства реабилитации в связи с тем, что оно не подходило по размеру несовершеннолетнему К*** Л.О. (л.д. 23, 23 оборот). Доказательств обратному ответчиком не представлено.

Ссылка ОСФР по Ульяновской области в апелляционной жалобе на то, что непредставление технических средств реабилитации произошло по объективным, независящим от ответчика причинам, подлежат отклонению. Право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Доказательств тому, что К*** Л.О. был обеспечен *** на момент рассмотрения дела, в суд первой инстанции представлено не было, суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и представленных сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы основанием для признания выводов суда неправильными и отмены решения не являются.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, оснований для признания их неправильными не имеется.

Разрешая исковые требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав *** на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении *** К*** Л.О. полагающимися ему техническими средствами реабилитации существенно нарушает личные неимущественные права ребенка, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца без предоставления ему положенных технических средств реабилитации он испытывает ограничения в жизнедеятельности.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу Козловой О.Г. – законного представителя несовершеннолетнего К*** Л.О. компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                         29 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без  удовлетворения.   

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июня 2024 года