Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 04.06.2024, опубликован на сайте 25.06.2024 под номером 113195, 2-я гражданская, о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0011-01-2024-000009-23

Судья Копылов И.Н.                                                              Дело № 33-2641/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 4 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 1 марта 2024 года, по гражданскому делу №2-1-40/2024, по которому постановлено:

исковые требования Бормотиной Людмилы Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить пенсию по старости со снижением пенсионного возраста удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Бормотиной Людмиле Ивановне (***) с 25.10.2023 пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 30 мая 1986 года по 16 июля 1986 года.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Бормотиной Л.И., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Бормотина Л.И. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности назначить пенсию по старости со снижением пенсионного возраста.

Требования мотивировала тем, что 02.09.1985 была зачислена в состав учащихся ***. Приказом №58 от 02.06.1986, в соответствии с учебным планом и завершением теоретического и производственного обучения ее направили в *** для прохождения производственной преддипломной практики. В период прохождения практики она проживала у местных жителей в г. Инза в ***. Практику проходила ежедневно в продовольственном магазине и в магазине промышленных товаров. 25 октября 2023 года она обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением пенсионного органа от 04.12.2023 в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием периодов проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. При этом не был учтен период прохождения производственной практики с 30 мая 1986 года по 16 июля 1986 года, что подтверждается приказом № 5 от 03.06.1986 и дипломом об образовании.

Просила суд обязать ОСФР по Ульяновской области назначить с 25.10.2023 пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 30 мая 1986 года по 16 июля 1986 года.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.  

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Считает, что суд необоснованно принял в качестве доказательства, подтверждающего прохождение истицей производственной практики в г.Инза копию приказа №58 от 03.06.1986 *** о направлении учащихся на практику в ***, поскольку он не подтверждает факт прохождения истицей практики именно в данном населенном пункте. Считает, что истица могла проходить практику не в г.Инза, а в каком-либо магазине от райпо в Инзенском районе, который не относился к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Указывает, что прохождение практики не относится к работе, а является частью учебного процесса. Считает, что *** факт прохождения (постоянной работы) документально не подтвержден. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что суд неправомерно принял в качестве доказательств показания свидетелей. Указывает, что периодическое проживание на данной территории не дает права на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста. Место прописки истца в указанное время документально не подтверждено.

В возражениях на апелляционную жалобу Бормотина Л.И. считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

В соответствии с пунктом 8 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу части 2 статьи 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Согласно статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная  статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.

В рамках реализации этих полномочий приказом Минтруда России от 4 августа 2021 №538н утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В подпункте «б» пункта 18 данного перечня предусмотрено, что для подтверждения  дополнительных условий назначения пенсии по старости  по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости  от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Таким образом, в указанных актах законодатель определил порядок подтверждения права и условия для назначения пенсии, в соответствии с которым факт проживания (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения в целях пенсионного обеспечения требует документального подтверждения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бормотина Л.И., *** года рождения, претендует на назначение страховой пенсии с уменьшением возраста на 1 год на основании вышеприведенной нормы в связи с проживанием в период с  30.05.1986  по   16.07.1986 в городе Инза Инзенского района Ульяновской области, в связи с чем она 25.10.2023 обратилась с заявлением №165719\23 о назначении пенсии по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ответчика от 04.12.2023 Бормотиной Л.И. отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д.7-8).

Данная местность (г.Инза) относилась к местности с льготным социально-экономическим статусом проживания на основании Распоряжения Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. № 557-р.

Бормотина Л.И. (до заключения брака Казакова Л.И.) зарегистрировала брак с Б*** А.Н. 14.10.1989 (л.д.9).

На основании приказа №24 от 02.09.1985 Казакова Л.И. (Бормотина) была зачислена в состав учащихся ***, на основании приказа №58 от 03.06.1986 в соответствии с учебным планом и завершением теоретического и производственного обучения для прохождения производственной практики учащиеся *** группы, в том числе и Казакова Л.И. были направлены в ***, что подтверждается архивной справкой от 22.03.2022 №20\01-03-14 (л.д.11).

Согласно приказу Ульяновского облпотребсоюза от 03.06.1986 №58 истица была направлена для прохождения производственной практики в *** в период с 30.05.1986 по 16.07.1986 (л.д.12).

16.07.1986 Казаковой Л.И. был выдан диплом об окончании *** по профессии продавец продовольственных товаров с умением торговать непродовольственными товарами (л.д.10).

Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей Я*** И.Н. и К*** Е.Ю. показали, что они вместе с Бормотиной Л.И. в период обучения в *** проходили производственную практику с 30 мая 1986 года по 16 июля 1986 года в г.Инза, где постоянно проживали. В период прохождения практики их расселили в дома к местным жителям, где каждый день они проходили практику в продовольственном магазине и в магазине промышленных товаров. В период прохождения практики домой не ездили, зарплату за практику им не платили.

Как следует из пояснений истицы, в период прохождения практики она проживала по адресу: ***

Суд первой инстанции признал, что факт проживания истицы в г.Инза Инзенского района Ульяновской области в спорный период подтверждается документальными сведениями о прохождении обучения истицы, приказом Ульяновского облпотребсрюза от 03.06.1986 №58 о направлении ее для прохождения производственной практики в ***, а также иными письменными доказательствами. Кроме того, данные обстоятельства нашли свое подтверждение и в показаниях свидетелей.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом верно установлено, что в период прохождения практики с 30 мая 1986 года по 16 июля 1986 года Бормотина Л.И. постоянно проживала в городе Инза, что дает ей право на назначение страховой пенсии со снижением возраста на 1 год. 

Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку представленных доказательств, не опровергают выводы суда и отклоняются судом апелляционной инстанции. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 1 марта 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Майнский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 июня 2024 года.