Судебный акт
Об освобождении от исполнительского сбора
Документ от 18.06.2024, опубликован на сайте 02.07.2024 под номером 113194, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 06.12.2023 по гр.д. №2-474/23, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-007942-18

Судья Грачева Т.Л.                                                                        Дело №33а-2640/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          18 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов Абакумовой Екатерины Анатольевны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 февраля 2024 года по делу №2а-615/2024, которым постановлено:

административные исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Освободить Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области (СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России) Абакумовой Екатерины Анатольевны от 06.12.2023 по исполнительному производству ***.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

ОСФР по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к судебного приставу-исполнителю СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Абакумовой Е.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований административный истец указал, что ОСФР по Ульяновской области является должником по исполнительному производству от 27.11.2023 №***, возбужденному судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А. на основании решения Ленинского районного суда г.Ульяновска по делу №2-474/2023, вступившему в законную силу 03.05.2023. Предметом исполнения является возложение на ОСФР по Ульяновской области обязанности по обеспечению Л*** К.И. ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (1 пара), ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (1 пара), тутором на голеностопный сустав, корсетом полужесткой фиксации, ходунками с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных ДЦП, тутором на коленный сустав.

06.12.2023 судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству вынесено постановление о взыскании с ОСФР по Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

В действиях должника отсутствует виновное неисполнение требований исполнительного документа, поскольку все возможные меры по исполнению возложенной решением суда обязанности ОСФР по Ульяновской области выполнило. Указанное решение суда исполнено частично. Заявки на обеспечение тутором на голеностопный сустав и тутором на коленный сустав закрыты в связи с выходом ИПРА №*** от 03.02.2023. Заявление по новой ИПРА на обеспечение данным видом ТСР Л*** К.И. не подавал.

Административный истец просил освободить ОСФР по Ульяновской области от уплаты исполнительского сбора по постановлению от 06.12.2023.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по Ульяновской области, ГМУ ФССП России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Абакумова Е.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Указывает, что при объективной невозможности исполнить решение суда должник по исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу и использовать иные правовые способы.

Отсутствие у должника необходимых финансовых возможностей для исполнения решений суда не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Полагает, что в сложившейся ситуации ОСФР по Ульяновской области не проявило ту степень осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требования исполнительного документа.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.ч. 11 и 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как установлено судом, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20.01.2023 по гражданскому делу №2-474/2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 03.05.2023, на ОСФР по Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Л*** К.И. техническими средствами реабилитации в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации от 15.11.2022 № ***: ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки - одна пара, ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке - одна пара, тутор на голеностопный сустав, корсет полужесткой фиксации, ходунки с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных ДЦП, тутором на коленный сустав.

На основании данного решения суда выдан исполнительный лист серии ФС №*** от 21.11.2023 и возбуждено исполнительное производство №*** от 27.11.2023 (л.д. 14-20).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.12.2023 с ОСФР по Ульяновской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения (л.д. 27).

08.12.2023 в отделение судебных приставов поступила информация из ОСФР по Ульяновской области, направленная 05.12.2023, о исполнении решения Ленинского районного суда г.Ульяновска по делу №2-474/2023 в части обеспечения Л*** К.И. 21.08.2023 ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке, корсетом полужесткой фиксации (07.02.2023).

В суд апелляционной инстанции административным истцом представлены сведения о том, что 02.04.2024 от Л*** К.И. поступил письменный отказ от обеспечения ходунками с дополнительной поддержкой головы и тела, а также о совершении отделением действий по проведению закупочных процедур для обеспечения Л*** К.И. туторами на нижние конечности.

Принимая решение об удовлетворении требований административного истца, суд пришел к выводу о том, что по делу не нашел подтверждение факт виновного неисполнения должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.

Судом обоснованно принято во внимание, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №240, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Бюджет СФР согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 14.07.2022 №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Средства бюджетного Фонда являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов, изъятию не подлежат.

Учитывая временные затраты на целевое финансирование, необходимость соблюдения требований и процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд пришел к правильному выводу о наличии у должника препятствий для исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.

В отсутствие со стороны должника виновного неисполнения требований исполнительного документа у суда имелись основания для принятия решения об освобождении ОСФР по Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора.

Доводы судебного пристава-исполнителя в апелляционной жалобе об обратном являются несостоятельными и опровергаются установленными судом обстоятельствами.

Принятое по делу решение суда является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов Абакумовой Екатерины Анатольевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.06.2024.