Судебный акт
О возложении обязанности
Документ от 18.06.2024, опубликован на сайте 25.06.2024 под номером 113177, 2-я гражданская, об обязании совершить определенные действия, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

77RS0002-02-2023-003269-60

Судья Таранова А.О.                                                                     Дело № 33а-2687/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                   18 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 9 января 2024 года по делу №2-21/2024, по которому постановлено:

исковые требования Ульяновской транспортной прокуратуры в защиту интересов РФ и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать ООО «СТМ-Сервис» в срок до 01.07.2024 обеспечить наличие ограждений на кровле административной части здания с двух продольных сторон здания, оборудовать дверными проемами с пределом огнестойкости не менее             0.75 часа или шторами, занавесами с пределом огнестойкости EI 30 пешеходную галерею, соединяющую административно-бытовой корпус Депо и его производственные помещения.

Обязать ОАО «РЖД» в лице Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» в срок до 01.07.2024 оборудовать переход, ведущий из административной части в здание цеха по ремонту тепловозов Депо автоматической пожарной сигнализацией, оборудовать производственные, помещения (ремонтные, тележечные и колесные, разборки и сборки вагонов, ремонтно-комплектовочные, подготовки вагонов и технического обслуживания подвижного состава) Депо автоматической установкой пожаротушения.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения  представителя                 ООО «СТМ-Сервис»  Афанасьева Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения  прокурора  Ляхова М.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Ульяновская транспортная прокуратура обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту интересов Российской Федерации  и  неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги»,                                ООО «СТМ-Сервис» о возложении обязанности устранить нарушения.

В обоснование требований указала, что между ОАО «Российские железные дороги» и ООО «СТМ-Сервис» заключен договор на сервисное обслуживание локомотивов от 30.04.2014 №284, действующий по настоящее время, в рамках которого возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.

Прокуратурой проведена проверка требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: ***, по результатам которой выявлены нарушения, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Прокурор просил обязать ООО «СТМ-Сервис», ОАО «РЖД» в лице Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» в срок до 01.07.2024 обеспечить наличие ограждений на кровле административной части здания с двух продольных сторон здания, оборудовать дверными проемами с пределом огнестойкости не менее                  0.75 часа или шторами, занавесами с пределом огнестойкости EI 30 пешеходную галерею, соединяющую административно-бытовой корпус Депо и его производственные помещения, оборудовать переход, ведущий из административной части в здание цеха по ремонту тепловозов Депо автоматической пожарной сигнализацией, оборудовать производственные, помещения (ремонтные, тележечные и колесные, разборки и сборки вагонов, ремонтно-комплектовочные, подготовки вагонов и технического обслуживания подвижного состава) Депо автоматической установкой пожаротушения.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены   Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Министерство транспорта РФ, ГУ МЧС России по Ульяновской области, ОАО «РЖД» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней общество с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в связи с тем, что на момент постройки здания бытового блока ограждающие конструкции на кровле отсутствовали, а действующим законодательством на тот момент не предусматривалось устройство таких конструкций, то в соответствии с ч.4 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» данные ограждения должны быть установлены только при проведении капитального ремонта или реконструкции здания. Обращает внимание, что в      2019 г. собственником здания ОАО «РЖД» был проведен капитальный ремонт кровли здания бытового блока, однако при проведении капитального ремонта ограждения кровли собственником здания установлены не были. Также отмечает, что замена (установка) противопожарных дверей производится в рамках капитального ремонта помещений объекта защиты.

Полагает, что срок исполнения обязательства, установленный судом, является неисполнимым, поскольку для проведения конкурсных процедур, разработки и согласования проектно-сметной документации и выполнения строительно-монтажных работ, поставки оборудования необходимо не менее 10  месяцев).

Определением от 02.05.2024 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебное заседание кроме прокурора и представителя ООО «СТМ-Сервис» другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст.ст.34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и руководители организаций должны соблюдать правила в области пожарной безопасности.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»  к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержание требования пожарной безопасности.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В зданиях и сооружениях должны монтироваться автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации (ст.83).

Судом установлено, что 30.04.2014 между ОАО «Российские железные дороги» и ООО «СТМ-Сервис» заключен договор на сервисное обслуживание локомотивов №284, действующий по настоящее время, в рамках которого возложены обязанности по соблюдению обязательств сервисного обслуживания в порядке и сроки, определенные сторонами.

В соответствии с разделом 9 пожарная безопасность дополнительного соглашения №10 от 31.08.2017 к договору в обязанности исполнителя (ООО«СТМ-Сервис») в области  обеспечения пожарной безопасности  предусмотрено участие  в разработке и реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и выполнении предписаний должностных лиц пожарной охраны; cодержание в исправном состоянии и проведение технического обслуживания первичных средств пожаротушения; проведение огнезащитной  обработки конструкций, зданий и сооружений, а также другие мероприятия необходимые для обеспечения противопожарного режима, планирование  расходов на их приобретение и обслуживание.  

Ремонтное локомотивное Депо Ульяновск-Центральный расположено по адресу: ***.

В  нарушение ч.4 ст.4, п.2 ч.1 ст.6, п.1 ч.2 ст.39, п.2 ч.1 ст.90 Федерального закона  от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.16 Свод правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п.2.28 СНиП П-92-7670 в административно-бытовом корпусе на кровле административной части  здания отсутствует ограждение (с двух продольных сторон здания).

В нарушение п.3, п.5, п.11 Приложения №1 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 №1464 в административно-бытовом корпусе переход, ведущий из административной части в здание цеха по ремонту тепловозов, не оборудован автоматической пожарной сигнализацией.

В нарушение ч.4 ст.4, п.2 ч.1 ст.6, ч.1, п.1 ст.59, ч.1 ст.88 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.5.50 Свод правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п.5.4.19 СП 2.13130.2020, п.7.11 СНиП П-М.2-62 административно-бытовой корпус соединен с производственными помещениями пешеходной галереей. При этом не предусмотрены мероприятия по ограничению распространения пожара (в местах примыкания конструкций галерей к зданиям отсутствуют заполнения дверных проемов с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа или шторы, занавесы с пределом огнестойкости ЕI 30).

В нарушение п.2 ч.1 ст.6, п.3 ст.52, ч.1, ч.2 ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п.3,9,21 Приложения №3 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 №1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» в производственном корпусе производственные помещения инфраструктуры железнодорожного транспорта (ремонтные, тележечные и колесные, разборки и сборки вагонов, ремонтно-комплектовочные, подготовки вагонов, технического обслуживания подвижного состава) не оборудованы автоматической  установкой пожаротушения.

В  нарушение п.8, п.21 Приложения № 5 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 №1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» в производственном корпусе здание производственного назначения с размещением производственных помещений, мастерских и пр. с категорией по взрывопожарной и пожарной опасности «В» не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа.

Данные нарушения пожарной безопасности снижают состояние защищенности работников, имущества, общества и государства от пожаров.

В адрес ООО «СТМ-Сервис» внесено представление от 31.03.2022                      №23/1-02/2022 об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

По результатам предписания была проведена проверка, по итогам которой за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и отсутствие контроля за исполнением законодательства к дисциплинарной ответственности были привлечены ответственные лица ООО «СТМ-Сервис».

Постановлением  заместителя главного  государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору №22 от 26.05.2022  главный  инженер Сервисного  локомотивного  дело Ульяновск  ООО «СТМ-Сервис»  привлечен к административной ответственности  по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ООО «СТМ-Сервис» обязанности обеспечить наличие ограждений на кровле административной части здания с двух продольных сторон здания, оборудовать дверными проемами с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа или шторами, занавесами с пределом огнестойкости EI 30 пешеходную галерею, соединяющую административно-бытовой корпус Депо и его производственные помещения, а на ОАО «РЖД» в лице Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» оборудовать переход, ведущий из административной части в здание цеха по ремонту тепловозов Депо автоматической пожарной сигнализацией, оборудовать производственные, помещения (ремонтные, тележечные и колесные, разборки и сборки вагонов, ремонтно-комплектовочные, подготовки вагонов и технического обслуживания подвижного состава) Депо автоматической установкой пожаротушения.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вместе с тем, заслуживают внимание доводы апелляционной  жалобы о неразумном судом сроке устранения  недостатков до 01.07.2024,  с учетом объема необходимых затрат, судебная коллегия  полагает  необходимым установить  для ответчиков новый срок до 01.05.2025.

В связи с чем, решение суда в части установленного для  ответчиков срока устранения недостатков  подлежит  изменению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 9 января 2024 года в части установленного для  общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис», открытого акционерного общества «Российские железные дороги в лице Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД»  исполнения решения суда (устранений недостатков) изменить, определив указанный срок до   01.05.2025.

В остальной части решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» - без  удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21.06.2024.