Судебный акт
О включении в список детей-сирот, обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда
Документ от 04.06.2024, опубликован на сайте 25.06.2024 под номером 113157, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, оьбязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда лицу из числа детей-сирот, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-006751-02

Судья Бахарева Н.Н.                                                                       Дело № 33-2565/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     4 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска                            от 12 января 2024 года по гражданскому делу № 2-93/2024, по которому постановлено:

исковые требования Тимохиной Антонины Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетней Е*** В*** О***, удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области включить Е*** В*** О***, ***, в Список детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Обязать Министерство жилищно-коммунального  хозяйства и строительства   Ульяновской области обеспечить Е*** В*** О***, ***, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по  договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения истца Тимохиной А.Н. и ее представителя – Ерофеевой Ю.Е., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

Тимохина А.Н., действующая в интересах несовершеннолетней Е*** В.О., обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указала, что она является опекуном несовершеннолетней Е*** В.О., ***.

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 28.07.2023 № *** Е*** В.О. отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Ульяновск, ***, принадлежащем ей на праве общей долевой собственности.

С данным отказом она не согласна.

Жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ***, является непригодным для проживания, вышеуказанная квартира расположена в 2-х этажном кирпичном доме 1917 года постройки, горячее водоснабжение отсутствует. В 2021 году дом исключен из региональной программы капитального ремонта.

В настоящее время несовершеннолетняя Е*** В.О., фактически проживает с Тимохиной А.Н.  по адресу: г. Ульяновск, ***. Каких-либо объектов недвижимого имущества в собственности не имеет.

Просила признать незаконным распоряжение Министерства социального развития Ульяновской области от 28.07.2023 № ***; признать невозможным проживание Е*** В.О. в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ***; обязать ответчика включить Е*** В.О. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по достижении совершеннолетнего возраста.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области выражает несогласие с решением суда в части возложения обязанности на Министерство обеспечить Е*** В.О. специализированным жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области, просит отменить решение суда, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что Е*** В.О. не включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Ульяновской области. Кроме того, ей на праве общей долевой собственности принадлежит 41/1200 доли жилого помещения общей площадью 267,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ***. В квартире *** данного жилого помещения площадью 110,6 кв. м зарегистрировано три человека, в том числе несовершеннолетняя Е*** В.О.

Отмечает, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Е*** В*** О***, ***, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 45об.).

Мать Е***  В.О. – Тимохина  О.Н. умерла *** (л.д. 41об.).

Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 21.11.2012 отец Е***  В.О. – Е*** О.В. лишен родительских прав, умер *** (л.д. 42-44, 45).

Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 24.11.2010 № *** Тимохина А.Н. (***) назначена опекуном несовершеннолетней Е*** В.О. (л.д. 13-14, 46).

Е*** В.О. зарегистрирована по адресу: г. Ульяновск, *** (л.д. 12, 34).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, Е*** В.О. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 15.11.2013, принадлежит 41/1200 доля в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение общей площадью 267,9 кв. м (л.д. 16, 47).

Остальные доли данного жилого помещения принадлежат М*** А.А., М*** С.А., Л*** И.В., С*** Н.В., К*** Е.С., Л*** В.С. (л.д. 73-77).

Иных объектов недвижимости, в том числе, жилых помещений в собственности Е*** В.О. не имеет.

15.06.2023 представитель несовершеннолетней Е*** В.О. обратилась в Министерство социального развития Ульяновской области с заявлением об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Ульяновск, *** (л.д. 38об. - 39).

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 28.07.2023 № *** Е*** В.О. отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Ульяновск, ***, принадлежащем ей на праве общей долевой собственности, так как общая площадь жилого помещения, приходящая на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, превышает учетную норму площади жилого помещения (л.д. 38).

Разрешая спор по существу, установив, что несовершеннолетняя Е*** В.О. является собственником 41/1200 доли в праве собственности на жилое помещение, общей площадью 267,9 кв. м, в связи с чем на нее приходится 9,15 кв. м, что менее учетной нормы 12 кв. м, установленной решением Ульяновской Городской думы от 13.07.2005 № ***, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Министерство социального развития Ульяновской области обязанности включить Е*** В.О. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Суд также принял во внимание, что многоквартирный жилой дом, 1917 года постройки, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ***, постановлением администрации города Ульяновска от 02.03.2021 № *** признан аварийным и подлежащим реконструкции, при этом техническое состояние дома Министерством социального развития Ульяновской области при рассмотрении заявления истца не проверялось и не устанавливалось. 

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Ульяновской городской думы от 13.07.2005 № *** «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м.

Согласно выписке из имеющихся учетов ОРУГ, в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ***, наряду с Е*** В.О. зарегистрирована собственник доли жилого помещения - С*** Н.В., совместно с несовершеннолетним ребенком – Е*** М.С., *** (л.д. 17).

Как следует из пояснений истца Тимохиной А.Н., С*** Н.В. приходится тетей Е*** В.О., однако членом ее семьи не является, несовершеннолетняя выехала из указанной коммунальной квартиры после смерти родителей в связи с переездом к опекуну, где проживает до настоящего времени.

С учетом изложенного, применительно к обстоятельствам, установленным по настоящему делу, поскольку несовершеннолетняя Е*** В.О. не является членом семьи сособственников жилого помещения, она вправе пользоваться только площадью жилого помещения, приходящейся на ее долю в праве общей долевой собственности (267,9 кв. м : 1200 х 41 = 9,2 кв. м), без учета площади, принадлежащей иным лицам.

Таким образом, площадь принадлежащей Е*** В.О. доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение менее учетной нормы, что свидетельствует о наличии предусмотренного подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основания для признания проживания несовершеннолетней Е*** В.О. в указанном жилом помещении невозможным.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о возложении на Министерство социального развития Ульяновской области обязанности включить Е*** В.О., ***, в список детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, является правильным.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности обеспечить Е*** В.О. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по  договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «город Ульяновск», в связи со следующим.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данной нормы, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной нормы, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи; лица, указанные в абзаце первом пункта 1 названной нормы, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность включения детей‑сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список по достижении ими возраста 14 лет, однако в соответствии с приведенными правовыми нормами предоставление жилых помещений лицам указанной категории до достижения ими возраста 18 лет (и если они не приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия) возможно только в случаях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Ульяновской области от 03.07.2023 № 329-П «Об утверждении Положения о порядке приобретения в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений в целях их включения в специализированный государственный жилищный фонд Ульяновской области и последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений указанного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» заявление о предоставлении специализированного жилого помещения подается гражданами, имеющими в соответствии с Законом право на обеспечение специализированными жилыми помещениями, в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет либо до достижения возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, Е*** В.О., ***, как в момент вынесения обжалуемого решения, так и до настоящего времени совершеннолетия не достигла, полной дееспособности не приобрела, в связи с чем право на предоставление жилого помещения у нее не возникло.

Таким образом, на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не может должна быть возложена обязанность по предоставлению Е*** В.О. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку права и законные интересы несовершеннолетней не нарушены, а защита права на будущее время не предусмотрена законом.

При таких обстоятельствах решение суда в данной части нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                            от 12 января 2024 года отменить в части возложения обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Е*** В*** О***, ***, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по  договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Тимохиной Антонины Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетней Е*** В*** О***, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «город Ульяновск», отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                         (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июня 2024 года.