УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2024-000332-15
Судья Иренева М.А.
Дело № 33-2692/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 18 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 21 февраля 2024 года, с учетом определения судьи того же
суда об исправлении описки от 27 марта 2024 года, по гражданскому делу № 2-391/2024,
по которому постановлено:
исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской
области удовлетворить частично.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области
обеспечить Алексееву Маргариту Ивановну техническим средством реабилитации: ***.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования РФ по Ульяновской области в
пользу Алексеевой Маргариты Ивановны
компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В удовлетворении исковых требований об обеспечении
техническими средствами реабилитации - ***, компенсации морального вреда в
большем размере и к клиентской службе в г. Димитровграде Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области отказать.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор города Димитровграда Ульяновской области, действуя
в интересах Алексеевой М.И., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области, клиентской службе в г. Димитровграде Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности
обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации
морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что Алексеева
М.И., ***.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или
абилитации *** Алексеева М.И. нуждается в технических средствах реабилитации: ***,
которыми до настоящего времени не обеспечена.
Просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Алексееву М.И.
техническими средствами реабилитации: ***,
взыскать с ответчика в пользу Алексеевой М.И. компенсацию морального вреда в
размере 30 000 рублей.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит
отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает, что выдача
направления на получение (изготовление) технических средств реабилитации может
быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в
соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» и заключения территориальным отделением Социального фонда
России контракта на изготовление либо получение технических средств
реабилитации.
Сформировать Алексеевой М.И. направление на получение
технического средства реабилитации - *** не представилось возможным по причине
отсутствия в действующем государственном контракте № *** от 28.11.2022
свободных единиц.
Отмечает, что Отделением предпринимались все меры по
обеспечению инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации.
Выражает несогласие с решением суда в части взыскания в
пользу Алексеевой М.И. компенсации морального вреда, полагая, что
заявленные требования вытекают из имущественных отношений.
Указывает, что доказательств невозможности продолжить вести
инвалиду активную общественную жизнь, а также совершения Отделением именно
виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо
посягающих на принадлежащие ей другие нематериальные блага, не представлено.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из
материалов дела, Алексеева Маргарита Ивановна, *** (л.д. 24-25).
Для
проведения реабилитационных мероприятий Алексеевой М.И. разработана
индивидуальная программа реабилитации или абилитации ***, согласно которой истец
подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: ***
(л.д. 15-21).
Заявление Алексеевой М.И. на обеспечение указанными
техническими средствами реабилитации зарегистрировано в информационной базе
ответчика 11.05.2023 (л.д. 22).
Поскольку
Алексеева М.И. не была обеспечена необходимыми ей техническими средствами
реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
06.02.2024 Алексеевой выдано направление № *** на получение ***,
в комплект к которому также входит чехол для *** (л.д. 49).
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования,
суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области обязанности обеспечить Алексееву М.И. необходимым техническим средством
реабилитации - ***, а также о взыскании с ответчика компенсации морального
вреда в размере 5000 рублей.
Судебная коллегия полагает,
что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм
материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют
фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле
доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер
социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты
инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам
равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,
экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является
реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного
восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной
и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из
содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше
Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов,
предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств
реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение
реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств
федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа
реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных, категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно
пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия)
подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы,
однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического
проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской
Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление
переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской
Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов
(далее - уполномоченный орган).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При
отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида
(ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением,
указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает)
инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный
срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о
проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть
размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере
закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном)
заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида
(ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках
государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано
направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении
технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с
привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного
использования, - 60 календарных дней.
Поскольку доказательства надлежащего исполнения возложенных
на ответчика обязанностей по обеспечению инвалида необходимым техническим
средством реабилитации в материалы дела не представлены, суд первой инстанции
обоснованно возложил обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Алексееву
М.И. ***, согласно разработанной *** программе реабилитации или абилитации ***
от 04.05.2023.
Доводы ответчика о непредоставлении технических средств
реабилитации по независящим от Отделения причинам, подлежат отклонению,
поскольку право инвалида на получение технических средств реабилитации не может
ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в
жалобе, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что
противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального
законодательства в области социальной защиты.
Реализация прав граждан, предоставленных Федеральным законом
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
не должна ставиться в зависимость от финансирования, процедур проведения
аукционов и заключения контрактов.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований
для взыскания с ответчика в пользу Алексеевой М.И. компенсации морального вреда
основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому
не влекут отмену обжалуемого решения.
Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность,
честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения,
свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные
нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона,
неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или
нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а
также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на
нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи
151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания
обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных
страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому
причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной
форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33
«О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в
законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных
нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не
означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда,
причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты.
Учитывая, что предусмотренная законом процедура
предоставления технических средств реабилитации отдельным категориям граждан
направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их
жизнедеятельности, сохранение их здоровья, и в связи с этим на обеспечение
достоинства их личности, суд первой инстанции обоснованно возложил на Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области обязанность по компенсации Алексеевой М.И. морального вреда, определив
ее размер в 5000 рублей.
Принимая во внимание возраст Алексеевой М.И., характер
имеющегося у нее заболевания, нуждаемость в технических средствах реабилитации,
степень вины ответчика, не исполнившего возложенную на него законом
обязанность, что повлекло нарушение прав инвалида, гарантированных Конституцией
Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что определенный
судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует
критериям, предусмотренным приведенными выше нормами материального права, и
отвечает принципам разумности, справедливости и соразмерности компенсации
последствиям нарушения прав.
Оснований для изменения размера взысканной компенсации, ее
дополнительного снижения по сравнению с заявленной истцом суммой, судебная
коллегия не усматривает.
Доказательств отсутствия вины в причинении морального вреда Алексеевой М.И.
ответчиком не представлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что
требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных
отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку непредоставлением
необходимых технических средств реабилитации ответчик нарушил личные
неимущественные права Алексеевой М.И.
В
целом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые имели бы юридическое
значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность,
либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства
дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку
собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
При
таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным
и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной
жалобы не имеется.
Нарушений
норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения,
судом при рассмотрении данного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 февраля 2024
года, с учетом определения судьи того же суда об исправлении описки от 27 марта
2024 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июня
2024 года.