Судебный акт
Кадастровая стоимость
Документ от 11.06.2024, опубликован на сайте 14.06.2024 под номером 113022, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-121/2024

73OS0000-01-2024-000048-29

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

11 июня 2024 года                                                                                 г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Борма» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «Борма»  обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» № *** года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2 445 600 кв.м, расположенного по адресу: ***», в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 7 556 904 руб., определенной отчетом оценщика ООО «Независимость» № *** от *** года.

Требования мотивировало тем, что является собственником указанного земельного участка. 

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере 21 978 405 руб. 41 коп.  Вместе с тем в соответствии с отчетом оценщика ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.) № *** года, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 24 мая 2023 года составил 7 556 904 руб.

По вопросу установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании вышеуказанного отчета об оценке общество обращалось  в ОГБУ «БТИГКО», однако решением учреждения № *** от *** года в удовлетворении его заявления было отказано со ссылкой на несоответствие представленного отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности.

С данным решением общество не согласно.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, ООО «Независимость», оценщик Павловская Е.А., администрация МО «Высококолковское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновкой области. 

В ходе рассмотрения дела представитель истца Барыбина Е.Л. уточнила исковые требования в части размера кадастровой стоимости земельного участка – просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 6 040 632 руб., определенной заключением судебной экспертизы.  

В судебное заседание участники процесса не явились, извещены.

Суд определил  рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель ОГБУ «БТИГКО» в письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на законность принятого учреждением решения.

Считает, что требование  об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости не является самостоятельным требованием и не может быть удовлетворено отдельно от требования, связанного с обжалованием решения уполномоченного органа. Отказ в установлении кадастровой стоимости  в размере рыночной не лишает истца возможности повлиять на величину налоговой базы путем нового обращения в Учреждение (л.д. 164-168 т.1).

В дополнительных пояснениях ОГБУ «БТИГКО» указало на то, что в отношении расчета рыночной стоимости земельного участка учреждением арифметических ошибок не выявлено.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка  (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 2 445 600 кв.м, расположенный по адресу: ***», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства (л.д. 100-103 т.1).

Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере      21 978 404 руб. 41 коп. по состоянию на 1 января 2022 года и утверждена приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 263-пр от 25 ноября 2022 года. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости –  1 января 2023 года (л.д. 106 т.1).

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года  № 775-П   установлена    дата   перехода    к   применению   на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января    2021 года.

Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1).

Как указано в части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке приведенного закона, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 года № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки» (после переименования -  ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки»).

В ходе рассмотрения дела установлено, что 10 ноября 2023 года ООО «Борма» обратилось в ОГБУ «БТИГКО» с заявлением (л.д. 171 т.1) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчет об оценке  № *** от *** года, составленный ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.),  согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию 24 мая 2023 года составила  7 556 904 руб.  

Решением ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» от 6 декабря 2023 года № *** по результатам рассмотрения указанного заявления обществу было отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером  *** в размере  его рыночной стоимости 7 556 904 руб. по состоянию на 24 мая 2023 года (л.д. 175 т.1).

Основанием для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости явилось  несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки,  а именно:

Оформление и содержание отчета об оценке (далее - Отчет) не соответствует требованиям Федерального Закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон об оценке), статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки, а именно:

1. Согласно ФСО IV п. 3 задание на оценку должно содержать следующую информацию:

- цель оценки, которая должна быть установлена однозначно для определения предпосылок стоимости, в частности, цель оценки должна сопровождаться указанием ссылок на конкретные положения нормативных правовых актов Российской Федерации, в связи с которыми возникла необходимость проведения оценки;

- указание на то, что оценка проводится в соответствии с Федеральным законом.

- специальные допущения, иные существенные допущения в соответствии с разделом II Федерального стандарта оценки «Процесс оценки» (ФСО III), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года №200;

- ограничения оценки в соответствии с разделом III Федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года №200, если они известны на момент составления задания на оценку;

- указание на форму составления отчета об оценке;

В отчете об оценке отсутствует данная информация в разделе «Задание на оценку».

Нарушены требования п.3 ФСО IV.

2. Оценщиком на стр. 36-44 Отчета об оценке приведены основные ценообразующие факторы земельных участков сельскохозяйственного производства. Фактор «качество почв», включающий в себя агроклиматические условия, свойства почв, содержание гумуса, мощность гумусового горизонта, уклон, содержание глины и т.п., оказывающий влияние на формирование стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения и являющийся ценообразующим фактором, не отражен Оценщиком в данном разделе. Объект оценки и объекты-аналоги различны по своим комплексным показателям качества почв, что не учтено Оценщиком при определении стоимости земельного участка.

Нарушены требования п.2 ФСО VI, ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п.п. 10 п. 7 ФСО №VI, п.11 п.п. «г» ФСО №7.

3. Оценщиком на стр. 62 Отчета об оценке указано, что корректировка на «наличие и качество подъездных путей» не требуется, т. к. к объекту оценки и всем аналогам ведут грунтовые подъездные пути, при этом:

- Аналог №4, кадастровый номер земельного участка ***, согласно картографическим материалам (https://yandex.ru/maps/) и текста объявления к данному участку ведут пути с твердым покрытием.

Нарушены требования  ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

4. Оценщиком на стр. 66-67 приведено описание отказа от использования доходного подхода. При отказе от использования в рамках доходного подхода метода капитализации земельной ренты Оценщиком указано, что «Предложения о сдаче в аренду земельных участков, аналогичных оцениваемому по площади, функциональному назначению, местоположению, в г. Ульяновске отсутствуют».

Согласно п. 23 п.п. «ж» ФСО №7 для недвижимости, которую можно сдавать в аренду, в качестве источника доходов следует рассматривать арендные платежи. Рассматривать арендные платежи в качестве источника доходов, учитывая вид оцениваемого земельного участка (земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, больших площадей), некорректно. 

В соответствии с п.15 ФСО №7 Оценщик руководствуется результатом анализа НЭИ для выбора подходов и методов оценки объекта оценки (при определении рыночной стоимости).  Вывод оценщика, сделанный им на стр. 24 Отчета об оценке, - вариантом наиболее эффективного использования земельного участка является вариант использования его в качестве земельного участка сельскохозяйственного назначения. Условия применения метода капитализации земельной ренты – наличие информации о величине земельной ренты. Согласно п.2  ФСО №V в процессе оценки оценщик рассматривает возможность применения всех подходов к оценке, учитывает специфику объекта оценки. Учитывая вид оцениваемого объекта недвижимости, информация о величине земельной ренты на основе доходов и расходов, связанных с получением соответствующей ренты с учетом нормативных показателей для соответствующих климатических и почвенных условий, Оценщиком не описаны и рассмотрены. Отказ от использования доходного подхода методом капитализации земельной ренты в рамках расчета рыночной стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения не обоснован.

Нарушены требования п.2 ФСО VI, ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п.2  ФСО №V, п.п. 13 п.7 ФСО № VI, п.23 п.п. «ж» ФСО №7, п.15 ФСО№ 7.

5. На стр. 34 Оценщиком указано, что на дату оценки (24 мая 2023 года) и в допустимый срок экспозиции были найдены на рынке земельных участков 5 предложений. Так как согласно  п.11 п.п. «б» ФСО №7 допускается расширить территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта, то предлагаются к рассмотрению объекты недвижимости в Ульяновской области.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона о государственной кадастровой оценке ОГБУ «ЦГКО» осуществляет сбор, обработку, систематизацию и накопление данных о рынке недвижимости.

Согласно проведенного ОГБУ «БТИГКО» анализа данных о рынке недвижимости установлено, что в период с октября 2021 года по май 2023 года (средний срок экспозиции, указанный в отчете) на рынке были представлены дополнительно к рассмотренным не менее 28 предложений по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения в Ульяновской области не использованных Оценщиком в рамках составления отчета.

Данная информация содержится на официальном сайте ОГБУ «БТИГКО» https://gko73.ru/ во вкладке «Информация о рынке недвижимости». Результаты обработки объявлений о продаже объектов недвижимости на территории Ульяновской области: идентификационные номера ***

Нарушены требования п. 11 ФСО № 7.

6. Процесс оценки, приведенный Оценщиком на стр. 46-47 Отчета об оценке, не соответствует п. 1 раздела I ФСО №III.

Нарушены требования  п. 1 раздела I ФСО №III.

7. Оценщиком на стр. 5 указано, что «осмотр не проведен по причине отсутствия доступа к объекту оценки (расположения объекта в глубине поля и невозможности определения точных фактических границ участка). Согласно информации, приведенной Оценщиком на стр. 72-100, границы земельного участка с кадастровым номером *** установлены. Отказ от проведения осмотра по причине невозможности определения точных фактических границ участка не обоснован. В соответствии с п.7 ФСО №VI Отчет об оценке должен содержать так же точное описание количественных и качественных характеристик объекта оценки. Местоположение является одним из ценообразующих факторов при определении стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения позволяющим установить  «качество почв», включающий в себя агроклиматические условия, свойства почв, содержание гумуса, мощность гумусового горизонта, уклон, содержание глины и т.п., оказывающий влияние на формирование стоимости земельного участка сельскохозяйственного.

Нарушены требования п.5 ФСО №7.

8. Оценщиком на стр. 62 Отчета об оценке при введении корректировки на «местоположение земельного участка относительно областного центра» для объекта оценки и Аналогов указано — земельные участки, расположенные на удалении 30-70 км от областного центра;  при введении корректировки на «местоположение земельного участка относительно пунктов приема и переработки сх продукции - удаленность от пунктов хранения, сбыта и переработки в радиусе 30-50 км».  При этом на стр. 14 Отчета об оценке Оценщиком при описании объекта оценки указано, что «расстояние от пунктов приема, хранения и  переработки с/х продукции - г. Ульяновск около 143 км». Обоснование выбора в качестве пункта приема, хранения и переработки с/х продукции областного центра в Отчете об оценке не обосновано. Согласно  картографическим материалам (https://yandex.ru/maps/) расстояние до областного центра от объекта оценки, Аналогов №1 (земельный участок с кадастровым номером ***), №2 (земельный участок с кадастровым номером ***), №3 (земельный участок с кадастровым номером ***),  составляет более 100 км. Данная информация не рассмотрена и не отражена оценщиком в Отчете об оценке.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Оценивая правомерность приведенного выше решения, суд исходит из следующего.

Порядок, сроки принятия решения соответствует положениям статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, по этим основаниям административным истцом решение не оспаривается.

Поскольку оспариваемое административным истцом решение ОГБУ «БТИГКО» принято по результатам проверки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, содержание и форма отчета также подлежат проверке и при рассмотрении настоящего дела.

Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, отклоненный ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Судом в целях оценки правомерности вывода, изложенного в решении ОГБУ «БТИГКО»,  и проверки отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено *** эксперту ***.

Поскольку изначально административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке  № *** от *** года, составленного ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.),  судом перед судебным экспертом поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемом решении ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Иное  бы  противоречило  части  16  статьи  22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно заключению эксперта № *** года, выполненному экспертом ***» ***., отчет не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченных федеральных органов в области оценочной деятельности, в том числе допущены существенные нарушения, которые повлияли на размер рыночной стоимости.

На основании проведенной экспертизы отчета об оценке эксперт делает следующие выводы: причины, послужившие основанием для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости, указанные сотрудниками ОГБУ «БТИГКО» в п. 4 и 5 решения, эксперт не признает нарушениями законодательства. 

Нарушения, указанные в п. 1,2,3,6,7,8 решения, эксперт признает нарушениями законодательства.

Поскольку отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 24 мая 2023 года в размере 6 040 632 руб.

Данный расчет ОГБУ «БТИГКО» не оспаривается.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно ст. 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу решения суда.

Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оно является допустимым доказательством, соответствует  действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, выводы эксперта в заключении обоснованы со ссылками на методическую литературу и Федеральные стандарты оценки.

Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у него соответствующей специальности; эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточной степенью квалификации, оснований для признания подготовленного экспертом  заключения недопустимым доказательством не имеется.

Поскольку из заключения судебной экспертизы следует, что в указанном отчете имеются нарушения требований действующего законодательства в области оценочной деятельности,  повлиявшие на определение рыночной стоимости объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования  административного  истца  о  признании  незаконным   решения ОГБУ «БТИГКО» № *** от  *** года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости, определенной указанным отчетом об оценке  не имеется.

Разрешая требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд считает необходимым принять во внимание расчет, приведенный в заключении судебной экспертизы, и с учетом этого установить кадастровую  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2 445 600 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу:  ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 мая 2023 года  в размере 6 040 632 руб., которая подлежит применению с 1 января 2023 года. 

Доводы представителя ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению  о том, что кадастровая стоимость не  может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной  судебной экспертизой, проведенной  в рамках административного дела об оспаривании решения ОГБУ «БТИГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Борма» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения № *** от  *** года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости отказать.

Установить  кадастровую  стоимость  земельного участка, площадью   2 445 600 кв.м, кадастровый номер ***,  расположенного по адресу: ***», равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 мая 2023 года в размере 6 040 632 руб.

Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                    Трифонова Т.П.     

 

Решение изготовлено 11 июня 2024 года.