У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2023-006823-77
Судья Бахарева Н.Н.
Дело №33а-2589/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
4 июня 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сенаторова Андрея Сергеевича
на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 января 2024 года, с
учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 марта 2024 года, по
делу №2а-84/24, которым постановлено:
административные
исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области к Сенаторову Андрею Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и
санкций удовлетворить частично.
Взыскать с
Сенаторова Андрея Сергеевича, *** года рождения, уроженца ***,
зарегистрированного по адресу: г*** ИНН ***, в пользу Управления Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области задолженность по обязательным платежам
и санкциям в размере 88 374 руб. 85 коп., из которой ОПС за 2022 год – 34 445 руб.;
пени по ОПС
за 2022 год на сумму 34 445 руб. за период с 10.01.2023 по 12.08.2023
-1874 руб. 38 коп., пени
по ОПС за 2021 год на сумму 32 448 руб. за
период с 13.01.2022 по 12.08.2023 – 5920 руб. 15 коп., пени
по ОПС за 2020 год на сумму 32 448 руб. за период с 03.02.2021 по
12.08.2023 – 8146
руб. 88 коп.; пени
по ОПС за 2019 год на сумму 29 354 руб. за период с 03.02.2021 по
12.08.2023– 7370
руб. 07 коп., пени по ОПС за 2018
год на сумму 26 545 руб. за период с 17.01.2021 по 12.08.2023 –
10 682 руб. 38 коп.; ОМС за 2022 год – 8766 руб.; пени
по ОМС за 2022 год на сумму 8766 руб. за период с 10.01.2023 по 12.08.2023 – 477
руб. 01 коп.; пени
по ОМС за 2021 год на сумму 8426 руб. за период с 13.01.2022 по 12.08.2023 - 1537
руб. 34 коп.; пени
по ОМС за 2020 год на сумму 8426 руб. за период с 03.02.2021 по 12.08.2023 - 2115
руб. 58 коп.; пени
по ОМС за 2019 год на сумму 6884 руб. за период с 03.02.2021 по 12.08.2023 - 1728
руб. 41 коп.; пени
по ОМС за 2018 год на сумму 5840 руб. за период с 17.01.2019 по 12.08.2023 –
2350 руб. 16 коп.; налог на имущество в размере 2050 руб. за 2021 год; пени по налогу на
имущество: по налогу за 2019 г. на сумму 1694 руб.
за период с 03.02.2021 по 12.08.2023 - 425 руб. 32
коп.; по налогу за 2020 г. на сумму 1864 руб.
за период с 16.12.2021 по 12.08.2023 - 354
руб. 62 коп.; по
налогу за 2021г. на сумму 2050 руб. за период с 02.12.2022 по 12.08.2023 - 131
руб. 55 коп.
В удовлетворении остальной
части требований о взыскании пени отказать.
Взыскать с Сенаторова Андрея
Сергеевича, *** года рождения, уроженца г. Ульяновска, зарегистрированного
по адресу: *** ИНН *** в доход местного бюджета государственную пошлину в
размере 2851 руб. 25 коп.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
УФНС России по
Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к
Сенаторову А.С., *** года рождения, о взыскании обязательных платежей и
санкций, указав, что административный ответчик состоит на налоговом учете, с 28.09.2009
по 06.09.2023 он являлся адвокатом и в соответствии пп. 1, пп. 2
п. 1 ст. 430 НК РФ обязан уплачивать страховые взносы за себя на
обязательное пенсионное и медицинское страхование исходя из своего дохода.
По состоянию на
12.08.2023 (на дату формирования заявления о выдаче судебного приказа) у
Сенаторова А.С. имелась следующая задолженность перед бюджетом по налогам и
сборам:
страховые взносы по
ОПС за 2022 год – 34 445 руб., пени на указанную недоимку за период с
10.01.2023 по 12.08.2023 - 1874 руб. 38
коп.; пени по ОПС за 2021 год на сумму 32 448 руб. (страховые взносы
взысканы решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15.07.2022 по делу
№2а-2753/2022) за период с 13.01.2022 по 12.08.2023 - 5920 руб. 15 коп.; пени по ОПС за 2020 год на сумму 32 448
руб. (страховые взносы взысканы решением Ленинского районного суда
г. Ульяновска от 27.09.2021 по делу №2а-4575/2021) за период с 03.02.2021
по 12.08.2023 - 8146 руб. 88 коп.,
пени по ОПС за 2019 год на сумму 29 534 руб. (страховые взносы взысканы
решением Ленинского районного суда г. Ульяновска по делу №2а-7/2021) за период
с 03.02.2021 по 12.08.2023 - 7600 руб. 47 коп.; пени по ОПС за 2018 год на
сумму 26 545 руб. (страховые взносы взысканы решением Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 06.02.2020 по делу №2а-348/2020) за период с 17.01.2019
по 12.08.2023 – 10 682 руб. 38 коп.
страховые взносы по
ОМС за 2022 год - 8766 руб.; пени на указанную недоимку за период с 10.01.2023
по 12.08.2023 - 477 руб. 01 коп.; пени
по ОМС за 2021 год на сумму 8426 руб. (страховые взносы взысканы решением
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15.07.2022 по делу №2а-2753/2022) за
период с 13.01.2022 по 12.08.2023 -
1537 руб. 34 коп.; пени по ОМС за 2020 год на сумму 8426 руб. (страховые
взносы взысканы решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от
27.09.2021 по делу №2а-4575/2021) за период с 03.02.2021 по 12.08.2023 – 2115 руб. 58 коп.; пени по ОМС за
2019 год на сумму 6884 руб. (страховые взносы взысканы решением Ленинского
районного суда г. Ульяновска по
делу №2а-7/2021) за период с 03.02.2021 по 12.08.2023 - 1728 руб. 41 коп.; пени
по ОМС за 2018 год на сумму 5840 руб. (страховые взносы взысканы решением
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06.02.2020 по делу №2а-348/2020 за
период с 17.01.2019 по 12.08.2023 – 2350 руб. 16 коп.
В собственности
Сенаторова А.С. имеется недвижимое имущество - квартира, расположенная по
адресу: ***
По состоянию на
12.08.2023 сумма задолженности (на дату формирования заявления на выдачу
судебного приказа) по налогу на имущество составляет: 2050 руб. за 2021
год; пени на указанную недоимку за период с 02.12.2022 по 12.08.2023 - 131 руб. 55 коп.; пени по налогу на
имущество за 2019 год на сумму 1694 руб. (налог взыскан решением Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 27.09.2021 по делу №2а-4575/2021) за
период с 03.02.2021 по 12.08.2023 - 425
руб. 32 коп.; по налогу за 2020 год на сумму 1864 руб. (налог взыскан
решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15.07.2022 по делу
№2а-2753/2022) за период с 16.12.2021 по 12.08.2023 – 354 руб. 62 коп.
Во исполнение ст.69
НК РФ налоговым органом должнику было направлено требование от 25.05.2023 №3101
об уплате налога, однако задолженность не погашена. Судебный приказ от
29.08.2023 отменен определением мирового судьи судебного участка Ленинского
судебного района г. Ульяновска от 30.10.2023 на основании заявления Сенаторова
А.С.
УФНС России по
Ульяновской области просило взыскать с Сенаторова А.С. указанную
задолженность по обязательным платежам в общей сумме 88 605 руб. 25 коп.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Сенаторов А.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы
указывает, что не получал требования налогового органа об уплате задолженности.
Считает неправомерным взыскание пени за период эпидемии СOVID-19 (2020-2021
годы). Судом необоснованно не применен срок исковой давности к взыскиваемой
задолженности. Считает неверным вывод суда о том, что налоговым органом не
предъявлялись к взысканию страховые взносы по ОМС и ОПС за 2023 год.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда
апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела
извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с
учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу,
проверив правильность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в связи со
следующим.
В соответствии с ч.1
ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы
государственной власти, иные государственные органы, органы местного
самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом
функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.3
Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно
установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается
на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Плательщиками
страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в
соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать,
соответственно, налоги, сборы, страховые взносы (ст.19 НК РФ).
Согласно ст.45
Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по
уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о
налогах и сборах. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет
исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.
Неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для
направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 3
статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции,
действовавшей в период обращения налогового органа в суд с заявлением о
взыскании задолженности по налогам и сборам, было предусмотрено, что налоговый
орган вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение
шести месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года,
следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено
обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения
обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано
такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления
задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме
более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности,
подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч
рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения
требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в
соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1
января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого
налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при
этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном
порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в
соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В силу пункта 4
названной статьи рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества
физического лица производится в соответствии с законодательством об
административном судопроизводстве.
Административное
исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица
может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного
судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об
отмене судебного приказа.
Пропущенный по
уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен
судом (п.5 ст.48 НК РФ).
В соответствии с ч.6
ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при
рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций
суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании
обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд,
если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым
актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения
санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного
размера взыскиваемой денежной суммы.
Как установлено по
делу, Сенаторов А.С. с 28.09.2009 по 06.09.2023 имел статус адвоката, в связи с
чем являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование и обязательное медицинское страхование. В связи с наличием в
собственности недвижимого имущества – квартиры по адресу: *** административный
ответчик также является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В адрес Сенаторова
А.С. налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 01.09.2022
№1386052 об уплате в срок до 01.12.2022 налога на имущество физических лиц за
2021 год (л.д. 33-34), которое не исполнено налогоплательщиком. Также
административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате страховых
взносов за 2022 год, подлежащих уплате по итогам налогового периода.
25.05.2023
Сенаторову А.С. налоговым органом направлено требование №3101 об уплате
образовавшейся задолженности по налогу, страховым взносам и пени, начисленным
на недоимку по налогу и страховым взносам за предыдущие налоговые периоды (л.д.
52-53).
Судебный приказ
мирового судьи судебного участка №7 Ленинского судебного района г.Ульяновска от
29.08.2023 (дело № 2а-879/2023) о взыскании с Сенаторова С.А. спорной
задолженности по налогам и сборам в общей сумме 88 605 руб. 25 коп.
отменен определением от 30.10.2023 на основании заявления Сенаторова А.С. (л.д.
56, 63).
Принимая решение об
удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Сенаторова С.А.
заявленной в иске задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2021
год, страховым взносам за 2022 год и пени по состоянию на 12.08.2023 на
недоимку на налогу на имущество физических лиц и страховым взносам за
предыдущие налоговые периоды, суд первой инстанции правомерно исходил из
приведенных выше норм налогового законодательства, а также принял во внимание,
что недоимка по налогам и страховым взносам, на которую административным истцом
произведено начисление пени, взыскана решением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 06.02.2020 по делу №2а-348/2020 (вступило в законную силу
07.07.2020), решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15.01.2021 по
делу №2а-7/2021 (вступило в законную силу 30.04.2021), решением Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 27.09.2021 по делу №2а-4575/2021 (вступило в
законную силу 01.02.2022), решением Ленинского районного суда г.Ульяновка от
15.07.2022 по делу №2а-2753/2022 (вступило в законную силу 06.12.2022), которые
находятся на исполнении, и задолженность административным ответчиком не
погашена.
Довод Сенаторова
А.С. в апелляционной жалобе о том, что он не получал требование налогового
органа, не освобождает его от обязанности по оплате образовавшейся недоимки по
налогам и сборам.
Из материалов дела
усматривается, что требование №3101 от 25.05.2023 было направлено
административному ответчику 26.05.2023 заказной корреспонденцией (трек номер ***),
однако не было получено адресатом и возвращено отправителю в связи с истечением
срока хранения (л.д. 52-53).
Согласно абз. 2 п. 1
ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение
считается доставленным адресату и в том случае, если оно фактически не было
получено по причинам, зависящим от адресата.
Таким образом,
налоговым органом исполнена обязанность по надлежащему направлению
налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Довод в
апелляционной жалобе о неправомерности взыскания пени за период эпидемии
СOVID-19 (2020-2021 годы) не может быть признан состоятельным.
Согласно п.1 ст.3
Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно
установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается
на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов
учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу подп. 2
и 3 п.3 ст.4
Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации было
вправе в 2020 г. издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период
с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно): продление установленных данным
кодексом
сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе
предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;
продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о
налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о
местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному
налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.
Высшие
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
вправе в 2020 г. издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период
с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно) продление сроков уплаты
налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подп. 1
- 3
и 5 п.2 ст.18
НК РФ, а также продление установленных законодательством субъектов Российской
Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных
образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных
налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если
указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3
данной статьи либо если в соответствии с пунктом 3
этой статьи предусмотрены более ранние сроки их уплаты (п.4 ст.4
НК РФ).
Правительством
Российской Федерации принято постановление
от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»,
которым в том числе продлены сроки уплаты налогов, сборов и авансовых платежей
для ряда налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей.
Из этого следует,
что если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или
нормативным правовым актом муниципального образования в 2020 г. для физических
лиц не установлены иные сроки уплаты регионального или местного налога и (или)
авансовых платежей, они подлежат уплате в срок, установленный Налоговым
кодексом Российской Федерации.
При этом лицо,
претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, вправе подать
заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) заявление о
предоставлении инвестиционного налогового кредита (ст.ст. 61 и 64 НК РФ).
Таким образом, в
отсутствие доказательств отнесения административного ответчика к категории лиц,
на которых распространялись налоговые льготы в период эпидемии СOVID-19,
оснований для освобождения Сенаторова С.А. от обязанности по уплате
установленных законом налогов и сборов не имеется. Распространение новой коронавирусной
инфекции само по себе не является основанием для переноса срока исполнения
обязанности по уплате обязательных платежей и освобождения от уплаты пени за
соответствующий период просрочки.
Другие доводы
апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, и им дана
надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Принятое по делу
решение суда является правильным, основано на полной и объективной оценке
представленных в дело доказательств, верном применении норм материального и
процессуального права и отмене не подлежит.
Руководствуясь
ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 15 января 2024 года, с учетом определения того
же суда об исправлении описки от 18 марта 2024 года, оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Сенаторова Андрея Сергеевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 11.06.2024.