Судебный акт
Об умышленном сокрытии, не предоставлении достоверной информации
Документ от 21.05.2024, опубликован на сайте 14.06.2024 под номером 112953, 2-я гражданская, об умышленном сокрытии, не предоставлении достоврерной информации о зарплате истца, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Андреева Н.А.                                                              73RS0013-01-2024-000045-03

Дело №33-2309/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                  21 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Карабанова А.С., 

при секретаре Туктаровой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чернуцкого Николая Николаевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 8 февраля 2024 года по гражданскому делу №2-259/2024, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Чернуцкого Николая Николаевича к Министерству курортов и туризма Херсонской области, администрации Губернатора и Правительства Херсонской области, Министерству туризма Херсонской области, председателю ликвидационной комиссии Белому Андрею Арсентьевичу о признании действий незаконными, взыскании заработка за время вынужденного прогула, убытков, компенсации морального вреда оказать.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Чернуцкий Н.Н. обратился с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству курортов и туризма Херсонской области, администрации Губернатора и правительства Херсонской области, Министерству туризма Херсонской области, председателю ликвидационной комиссии Белому А.А. о признании действий незаконными, взыскании заработка за время вынужденного прогула, убытков, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что 8 сентября 2022 г. он был принят на работу в Министерство туризма Херсонской области на должность ***

Приказом Министерства туризма Херсонской области от 1 ноября 2023 г. он был уволен с работы.

Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г. он был восстановлен на работе в прежней должности.

Приказом Министерства туризма Херсонской области от 13 октября 2023 г. он был вновь уволен с работы.

Его заработная плата за время работы составляла 82 355 руб. в месяц.

В ходе рассмотрения Димитровградским городским судом Ульяновской области гражданского дела по его иску к Министерству курортов и туризма Херсонской области,  Министерству туризма Херсонской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Херсонской области, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации ему стало известно, что постановлением Правительства Херсонской области от 9 февраля 2023 г. № 7-пп «Об увеличении оплаты труда работников государственных учреждений» должностные оклады работников Министерства туризма Херсонской области были увеличены на 20%.

В связи с этим, его заработная плата после  увеличения должностного оклада должна составлять 98 826 руб. в месяц, а не 82 355 руб. в месяц.

5 сентября 2022 г. он запросил  у Министерства курортов и туризма Херсонской области справку о его заработной плате в 2022 г. и 2023 г., однако данную справку ему не представили.

Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г. с Министерства туризма Херсонской области в его пользу взыскана заработная плата за время вынужденного прогула, которая рассчитана без учета повышения его должностного оклада на 20%.

Таким образом, работодатель скрыл от него и суда информацию о повышении заработной платы.

Кроме того, из письма прокурора Херсонской области от 28 декабря 2023 г.  он узнал, что в соответствии с распоряжением Правительства Херсонской области от             28 октября № 54 «Об оплате труда и компенсации расходов сотрудникам органов исполнительной власти и организаций Херсонской области в условиях военного положения» ему должны были выплачивать денежное вознаграждение в размере            50 % от должностного оклада за весь период эвакуации.

В связи с этим просил суд признать действия Министерства туризма Херсонской области по сокрытию информации о повышении должностных окладов на 20% и выплате денежного вознаграждения в размере  50 % от должностного оклада незаконными;  взыскать с Министерства туризма Херсонской области  в его пользу: недоплаченную с учетом повышения  должностного оклада на 20%  сумму заработной платы за время вынужденного прогула в размере 34 053 руб.; материальный ущерб в виде невыплаченного денежного вознаграждения в размере 50 % от должностного оклада за период с 28 октября 2022 г. по 23 июня 2023 г. в размере 685 181 руб.; компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.; судебные расходы в размере 420 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней Чернуцкий Н.Н. просит отменить решение суда, принять новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указывает, что его уточненные требования были заявлены к Министерству туризма Херсонской области, правопреемником которого является Министерство курортов и туризма Херсонской области. Отмечает, что распоряжение Правительства Херсонской области от 28 октября 2022 г. № 54 устанавливает денежное вознаграждения в размере 50 % от должностного оклада на весь период эвакуации всем эвакуированным работникам. Считает, что судом не в полном объеме были рассмотрены его исковые требования. Также указывает на то, что он в период с 18 апреля 2023 г. по 24 ноября 2024 г. болел, о чем он извещал работодателя.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство туризма Херсонской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чернуцкого Н.Н. – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 8 сентября 2022 г. истец Чернуцкий Н.Н. был принят на работу в Министерство туризма Херсонской области на должность ***

Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г.  № 756 с 20 октября 2022 г. с ноля часов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение.

19 октября 2022 г. начата эвакуация жителей города Херсона и населенных пунктов, расположенных на правобережье Херсонщины, в том числе работников министерств и ведомств.

19 октября 2022 г. часть сотрудников Министерства туризма Херсонской области, в том числе Чернуцкий Н.Н., были эвакуированы в город ***.

На основании приказа временно исполняющего обязанности министра туризма Херсонской области № *** от 1 ноября 2022 г. трудовые отношения с Чернуцким Н.Н. прекращены по пункту 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Приказом временно исполняющего обязанности министра туризма Херсонской области № *** от 12 апреля 2023 г. истец Чернуцкий Н.Н. восстановлен на работе в Министерстве туризма Херсонской области на должности *** с 12 апреля 2023 г.

Согласно пункту 2 данного приказа, трудовой договор от 8 сентября 2022 г. с Чернуцким Н.Н. приостановлен в отношениях, действовавших на момент фактического прекращения выполнения им трудовых функций в период эвакуационных мероприятий.

Вступившим в законную силу решением  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г. Чернуцкий Н.Н. был восстановлен на работе в Министерстве туризма Херсонской области в должности *** с 1 ноября 2022 г.

С Министерства туризма Херсонской области в пользу Чернуцкого Н.Н.  взыскан утраченный заработок за период с 2 ноября 2022 г. по  11 апреля 2022 г. в размере 432 651,72 руб.,  оплата за последний рабочий день 1 ноября 2022 г. в размере 4081,62 руб., компенсация морального вреда в размере 15 000 руб., судебные расходы в размере 5288,50 руб.

Постановлением Правительства Херсонской области от 9 февраля 2023 г.             № 7-пп «Об увеличении оплаты труда работников государственных учреждений»              с 1 января 2023 г. оплата труда работников государственных учреждений Херсонской области была увеличена на 20%.

Распоряжением Правительства Херсонской области от 28 октября 2022 г. № 54 «Об оплате труда и компенсации расходов сотрудникам органов исполнительной власти и организаций Херсонской области в условиях военного положения» сотрудникам органов исполнительной власти и организаций Херсонской области на весь период работы в условиях особого режима, которые эвакуировались с правобережья Херсонской области, при этом продолжают выполнять свои должностные обязанности, устанавливается денежное вознаграждение в размере 50% от должностного оклада на весь период вынужденной эвакуации. Указанным лицам возмещаются дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства, в размере 1500 руб. на человека в сутки.

Указом Губернатора Херсонской области от 15 августа 2023 № 95-у Министерство туризма Херсонской области упразднено, создана ликвидационная комиссия, функции упраздняемого Министерства туризма Херсонской области переданы созданному Министерству курортов и туризма Херсонской области.

До настоящего времени Министерство туризма Херсонской области не ликвидировано.

Приказом председателя ликвидационной комиссии Министерства туризма Херсонской области от 13 октября 2023 г. Чернуцкий Н.Н. был уволен с должности *** с 13 октября 2023 г.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, не установив в ходе рассмотрения дела нарушения трудовых прав истца со стороны ответчиков, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца первого статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

В соответствии с частью 1 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы (часть вторая статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации).

Порядок исчисления средней заработной платы определен статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных названным кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (часть 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 7 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которым в том числе определены виды выплат, применяемых у работодателя, которые учитываются для расчета среднего заработка, порядок и механизм расчета среднего заработка.

Пунктом 9 указанного Положения установлено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

При этом средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Разрешая требования истца в части взыскания недоплаченной с учетом повышения  должностного оклада на 20% суммы заработной платы за время вынужденного прогула в размере 34 053 руб., суд первой инстанции правильно применив вышеуказанные положения трудового законодательства, обосновано исходил из того, что вступившим в законную силу решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г.  истцу был определен в соответствии с требованиями действующего законодательства средний дневной заработок, исходя из которого ему произведен расчет и взыскан утраченный заработок, в связи чем последующее изменение размера заработной платы незаконно уволенного работника не может повлиять на размер его среднего дневного заработка, пришел правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца требуемых денежных средств.

Также на основании имеющихся в деле доказательств правильно установив, что истец в период эвакуации свои должностные обязанности не исполнял, что в соответствии с распоряжением Правительства Херсонской области от 28 октября  2022 г. № 54 является обязательным условием для выплаты денежного вознаграждения в размере 50% от должностного оклада, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для взыскания в пользу истца денежного вознаграждения в размере 50 % от должностного оклада за период с 28 октября 2022 г. по 23 июня 2023 г. в размере 685 181 руб.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении указанных требований истца, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований, в связи с чем доводы апелляционной жалобы Чернуцкого Н.Н.о несогласии с решением суда в данной части являются несостоятельными.

Принимая во внимание, что материалы дела не содержат доказательств совершения ответчиками действий, выраженных в умышленном сокрытии от истца информации, связанной с повышением должностного оклада на 20% и установлением денежного вознаграждения в размере 50%, то выводы суда первой инстанции  об отказе истцу в удовлетворении его требований в части признания указанных действий незаконными являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Поскольку в ходе рассмотрения дела факты нарушения трудовых прав истца не нашли своего подтверждения, то судебная коллегия соглашается  с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в соответствии с положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Вопреки доводам  апелляционной жалобы, судом первой инстанции были разрешены все заявленные требования истца, которым дана надлежащая правовая оценка. При этом суд рассмотрел требования истца ко всем заявленным им ответчикам, вместе с тем правильно указав, что работодатель истца - Министерство туризма Херсонской области до настоящего времени не ликвидировано, а поэтому именно данное министерство является надлежащим ответчиком по его требованиям.

Доводы истца о том, что распоряжением Правительства Херсонской области от 28 октября 2022 г. № 54 установлено денежное вознаграждением всем эвакуированным работникам, а не только работающим в период эвакуации, противоречат содержанию указанного распоряжения,  котором выплата денежного вознаграждения в размере 50% от должностного оклада предусмотрена только эвакуированными работникам, продолжающим выполнять свои должностные обязанности.

Решением  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г. установлено, что последним рабочем днем истца в Министерстве туризма Херсонской области являлся 1 ноября 2022 г.

Материалами дела также установлено, что после указанной даты, а также после восстановления истца на работе на основании вышеназванного решения Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 г., истец на работу не выходил и свои трудовые обязанности не исполнял.

Доказательств того, что истец не исполнял свои трудовые обязанности в связи с болезнью, материалы дела не содержат.

Кроме того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2571 «Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» с работниками, эвакуированными после 30 сентября 2022 г. в соответствии с решениями высших исполнительных органов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, действие трудового договора приостанавливается до окончания эвакуации в установленном указанными высшими исполнительными органами порядке, либо за ними может быть сохранено рабочее место в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, действовавшими по состоянию на 30 сентября 2022 г. (пункт 9).

Как уже было указано выше, приказом Министерства туризма Херсонской области № 34-к от 12 апреля 2023 г. трудовой договор от 8 сентября 2022 г. с Чернуцким Н.Н. приостановлен в отношениях, действовавших на момент фактического прекращения выполнения им трудовых функций в период эвакуационных мероприятий, в связи с чем у Министерства туризма Херсонской области отсутствовали обязательства по выплате истцу требуемых денежных сумм.

Доводы апелляционной жалобы Чернуцкого Н.Н. не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, повторяют его позицию при рассмотрении дела,  сводятся к иной оценке доказательств, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 8 февраля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чернуцкого Николая Николаевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 мая 2024 г.