Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 28.05.2024, опубликован на сайте 07.06.2024 под номером 112926, 2-я гражданская, о включении периодов службы в Казахстане в выслугу лет и перерасчете пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-007231-17                                     

Судья Грачева Т.Л.                                                                      Дело № 33-2587/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         28 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Зудина Владислава Юрьевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 февраля 2024 года, по гражданскому делу № 2-234/2024 , по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Зудина Владислава Юрьевича к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», Федеральному казённому учреждению «Управление  финансового обеспечения Министерства обороны Российской  Федерации по Центральному    военному  округу» о включении периода службы  в вооруженных силах Республики Казахстан с 01.01.1995 по 25.05.1999 в выслугу лет для назначения пенсии, возложить   обязанность произвести перерасчет пенсии за период с 01.01.1995 по 25.05.1999  отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего,  объяснения Зудина В.Ю. и его представителя Чернышова М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Зудин В.Ю. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о включении периода службы в выслугу лет, возложении  обязанности произвести перерасчет пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что он является подполковником запаса с 01.08.1974 по 31.12.1994 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, а с 01.01.1995 по 25.05.1999 в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 03.03.1999 №035 уволен в запас.

Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области при исчислении процентной надбавки за выслугу лет взяты только периоды службы в Вооруженных Силах СССР с 01.08.1974 по 31.12.1994,  что в календарном исчислении составляет 20 лет 5 месяцев. Процентная надбавка за выслугу 20 лет составляет 30% от должностного оклада и оклада по воинскому званию.

Считает, что у ответчика не имелось законных оснований для не включения периода службы с 01.01.1995 по 25.05.1999 в Вооруженных Силах Республики Казахстан в выслугу лет для назначения пенсии.

Просил суд  обязать  ответчика включить  период службы  в вооруженных силах Республики Казахстан с 01.01.1995 по 25.05.1999 в выслугу лет для назначения пенсии,  возложить   обязанность произвести перерасчет пенсии за период с 01.01.1995 по 25.05.1999.

Судом в качестве соответчика привлечено Федеральное казённое учреждение «Управление  финансового обеспечения Министерства обороны Российской  Федерации по Центральному    военному  округу».

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Зудин В.Ю. не  соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Считает, что суд у ответчика не имелось оснований для исключения периода службы с 01.01.1995 по 25.05.1999 в Вооруженных Силах Республики Казахстан при исчислении выслуги лет для назначения пенсии. Ссылаясь на разъяснения Экономического суда Содружества Независимых государств в Консультативном заключении №01-1/2-09 от 09.12.2009, считает, что процентная надбавка за выслугу лет исчисляется в соответствии с законодательством государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий. В выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим засчитывается служба в Вооруженных Силах в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого военнослужащие проходили службу. Вопросы пенсионного обеспечения регулируются законодательством государства, в котором проживает подлежащее пенсионному обеспечению лицо. Считает, что суд при вынесении решения не принял во внимание все обстоятельства данного дела.

В возражениях на апелляционную жалобу Федеральное казённое учреждение «Управление  финансового обеспечения Министерства обороны Российской  Федерации по Центральному    военному  округу» считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Зудин Владислав Юрьевич, *** года рождения,  с 01.08.1974 по 31.12.1994 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, а с 01.01.1995 по 25.05.1999 в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 03.03.1999  №035 уволен в запас.

Истец  является  пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации, пенсия назначена с 26.05.1999 бессрочно (т. 1 л.д. 7, 91), инвалидом 3  группы, заболевание получено в период  военной  службы (т. 1 л.д. 90).

Письмами   от  20 и 24 октября 2023 года   Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» указало на отсутствие правовых оснований для перерасчета его пенсии (т. 1 л.д. 8, 9).

Не согласившись с данными ответами и полгая, что при исчислении процентной надбавки за выслугу лет неправомерно взяты только периоды службы с 01.08.1974 по 31.12.1994,  что в календарном исчислении составляет  только 20 лет 5 месяцев, при этом, процентная надбавка за выслугу 20 лет составляет 30% от должностного оклада и оклада по воинскому званию, истец обратился в суд с настоящим иском.

Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии  правовых оснований для учета периода службы истца с 01.01.1995 по 25.05.1999 в Вооруженных Силах Республики Казахстан для исчисления размера его пенсии.

Оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.

Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее также – Закон РФ № 4468-1).

Согласно статье 1 Закона РФ № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются:

а) на следующие категории лиц:

лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают;

б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Статьей 13 Закона РФ № 4468-1 установлены условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, согласно части 1 которой для назначения пенсии за выслугу лет должно соблюдаться одно из следующих условий:

1) на день увольнения со службы лицо имеет не менее 20 лет выслуги на службе;

2) лицо достигло 45-летнего возраста, имеет общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12,5 лет составляет служба, и увольняется по достижении им предельного возраста пребывания па службе, состоянию     здоровья     или     в     связи     с     организационно-штатными мероприятиями.

В силу абзаца «а» пункта 1 статьи 14 Закона РФ № 4468-1 пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более, в следующих размерах: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

Согласно абзацу первому статьи 43 Закона РФ № 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии с частью 13 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306‑ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах:

1) 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;

2) 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;

3) 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;

4) 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;

5) 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;

6) 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

При этом, согласно части 14 данной статьи правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки, указанной в части 13 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074 утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки (далее - выслуга лет) засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:

а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;

в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

г) военная служба граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;

д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;

е) приостановление военной службы военнослужащих в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, назначения судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) или назначения временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), наделения полномочиями сенаторов (назначения сенаторами) Российской Федерации (избрания (назначения) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации);

ж) нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах - до полного выяснения обстоятельств захвата в плен, в качестве заложников, интернирования, освобождения;

з) безвестное отсутствие - до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим;

и) содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы - в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности;

к) перерыв в военной службе в случае необоснованного увольнения с военной службы и последующего восстановления на военной службе в установленном порядке;

л) служба в органах внутренних дел, милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и Союза ССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;

м) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

н) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава, в том числе в должностях стажеров;

о) служба в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

п) служба в таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

р) служба в учреждениях и органах прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации в качестве прокурорских работников или сотрудников, имеющих классные чины или специальные звания;

р(1) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания полиции;

р(2)) служба в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации) в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

р(3)) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации в качестве сотрудника;

с) работа в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

т) иные периоды работы, засчитываемые на основании законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 4 Закона РФ № 4468‑1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Российская Федерация и Республика Казахстан являлись участниками Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанного в городе Ташкенте 15 мая 1992 года.

В силу статьи 2 данного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств‑участников, на территории которых военнослужащие проходили службу (часть 1). Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств‑участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи (часть 2).

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 09.12.2009 № 01-1/2-09 «О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года» разъяснил, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства - участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с частью 2 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.

Аналогичные выводы содержатся в Определении № 01-1/2-09 Экономического Суда СНГ «О разъяснении Консультативного заключения Экономического Суда СНГ от 09.12.2009 № 01-1/2-09 «О толковании статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года» (Принято в г. Минске 19.03.2012).

Приведенное толкование части 2 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных пункте 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06 июля 1992 года, и является официальным.

Таким образом, суд пришел к верному выводу, что в статье 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства: в одном случае - для определения права на пенсию (часть 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть 2).

При таком положении, в данном случае при определении размера денежного довольствия для назначения и определения размера пенсии, в том числе для определения процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет исчисляется по части 2 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.

Как следует из приведенных выше положений закона и Правил периоды службы в странах – участниках СНГ после 01.01.1995 для целей исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет,  не поименованы.

Данная выслуга учитывается лишь при определении права на назначение пенсии.

Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для включения  периода службы истца в вооруженных силах Республики Казахстан с 01.01.1995 по 25.05.1999 в выслугу лет для назначения пенсии (определения ее размера) и, как следствие,   возложения обязанности произвести перерасчет ее размера судебной коллегией признается правильным.

Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неверном толковании норм международного права и российского законодательства.

При этом, ссылка автора апелляционной жалобы на разъяснения решения Экономического Суда СНГ № С-1/11-96 «О толковании положений межгосударственных (межправительственных) Соглашений между государствами - участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992, о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 и о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих от 15.05.1992» (принятого в г. Минске 04.09.1996) в части того, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба в Вооруженных Силах и других воинских формированиях в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого военнослужащие проходили службу, не опровергает, а наоборот подтверждает выводы суда и вышеприведенные выводы судебной коллегии о том, что период службы в вооруженных силах на территории государства – участника СНГ после 01.01.1995 учитывается лишь при определении права на назначение пенсии, а не при определении ее размера.

В свою очередь, ссылка в решении суда на денонсацию Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (Федеральный закон от 03.04.2023 № 93‑ФЗ) в целом не повлияла на правильность выводов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Как правильно отмечено судом, взаимные обязательства стран Содружества о социальных и правовых гарантиях в отношении военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, предусмотрены Соглашением между государствами-участниками СНГ от 14 февраля 1992 года «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей». Однако в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 года № 490-рп Российская Федерация участником данного соглашения не является, поэтому данный международный акт на территории Российской Федерации не действует и не применяется.

При этом статьей 62 Закона Российской Федерации от 11.02.1993 № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» было предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода, который установлен пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 № 4457-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» до 31 декабря 1994 года.

Как  усматривается из материалов дела, истцу при исчислении процентной надбавки за выслугу лет засчитаны именно  периоды службы в Вооруженных Силах СССР с 01.08.1974 до окончания переходного   периода, установленного приведенной  выше нормой -  31.12.1994.

В  календарном исчислении выслуга лет за указанный  период составляет 20 лет 5 месяцев, в связи с чем процентная надбавка за выслугу 20 лет, правомерно определена как    30% от должностного оклада и оклада по воинскому званию.

Ссылка истца на необходимость применения к возникшим правоотношениям Договора  между Российской  Федерацией   и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве (который был подписан в г. Москве 28.03.1994, вступил в силу 10.09.1998, временно применялся с 28.03.1994, прекратил свое действие 04.05.2022 с даты вступления в силу Договора от 16.10.2020), правомерно не принята во внимание судом, так как данный международный договор не регламентирует  порядок реализации пенсионных прав и порядок установления размера денежного довольствия.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 февраля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зудина Владислава Юрьевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.06.2024.