У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0024-02-2022-000946-30
Судья Данилина А.В. Дело №33а-2561/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
4 июня 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной
ответственностью «ПСК «Красная Звезда» на решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 9 февраля 2024 года по делу №2а-3-27/2024, которым
постановлено:
административные
исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к МУ администрация
МО «Ульяновский район» Ульяновской области, администрации МО
«Большеключищенское сельское поселение» Ульяновской области, Обществу с
ограниченной ответственностью «ПСК «Красная Звезда» о признании бездействия
незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,
удовлетворить частично.
Обязать Общество с
ограниченной ответственностью «ПСК «Красная Звезда», ликвидировать
несанкционированную свалку, расположенную по адресу:
- на земельном
участке с кадастровым номером: *** в *** – граница области, площадью 7283
кв.м; координаты местонахождения в
системе «Яндекс-Карты» ***, в срок до 09.07.2024.
Обязать
администрацию МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области ликвидировать
несанкционированную свалку, расположенную по адресу:
- на земельном
участке с кадастровым номером:***, на въезде в *** - граница области, площадью
1856 кв.м; координаты местонахождения в системе «Яндекс- Карты» ***;
В удовлетворении
административных исковых требований о признании незаконным бездействия Общества
с ограниченной ответственностью «ПСК «Красная Звезда»,
администрации МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района
Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных
свалок, расположенных по адресам:
- на земельном
участке с кадастровым номером: *** в *** – ***, площадью 7283 кв.м;
координаты местонахождения в системе « Яндекс-Карты» ***.
- на земельном
участке с кадастровым номером:***, на въезде в *** площадью 1 856 кв.м;
координаты местонахождения в системе «Яндекс-Карты» *** отказать.
В удовлетворении
остальной части административных исковых требований к администрации МО
«Большеключищенское сельское поселение» Ульяновской области, ООО «ПСК «Красная
звезда» отказать.
В удовлетворении
исковых требований к МУ администрация МО «Ульяновский
район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении
обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения представителя ООО «ПСК «Красная Звезда» - Семеновой П.В., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
обратилось в суд с административным иском, впоследствии уточненным, к МУ
администрация МО «Ульяновский
район» Ульяновской области, администрации МО
«Большеключищенское сельское поселение» Ульяновской области, ООО «ПСК «Красная Звезда»
о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать
несанкционированные свалки.
В обоснование требований указало, что в
территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области
поступило коллективное обращение жителей с. Поникий Ключ Ульяновского района Ульяновской
области №73-11/1089-2022 от 15.09.2022 по поводу несанкционированных свалок. В
ходе рассмотрения данного обращения специалистами ТО произведен выезд в с. Поникий Ключ Ульяновского
района Ульяновской области, по результатам которого установлено наличие двух
несанкционированных свалок, расположенных по адресам: на земельном участке с
кадастровым номером:***, на въезде в ***, площадью 1856 кв.м; координаты
местонахождения в системе «Яндекс - Карты» ***; на земельном участке с
кадастровым номером: *** – граница области, площадью 7283 кв.м; координаты местонахождения
в системе «Яндекс - Карты» ***. На данных свалках производится складирование бытового
мусора, мусора с кладбища, после уборки могил. В администрацию МО «Ульяновский
район» направлен запрос об информации о собственнике данных земельных участков.
В ответ на данный запрос администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской
области сообщила, что собственником указанных земельных участков является ООО
ПСК «Красная звезда».
Управление федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области просило
признать незаконным бездействие МУ администрация МО «Ульяновский район»
Ульяновской области, администрации МО «Большеключищенское сельское поселение»
Ульяновской области, ООО «ПСК «Красная Звезда», выразившееся в непринятии мер
по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных по адресам: на
земельном участке с кадастровым номером: ***, на ***, площадью 1 856 кв.м;
координаты местонахождения в системе «Яндекс - Карты» ***; на земельном участке
с кадастровым номером: ***, площадью 7 283 кв.м; координаты местонахождения в
системе «Яндекс - Карты» ***. Обязать административных ответчиков ликвидировать
несанкционированные свалки, расположенные на вышеуказанных земельных участках.
Решением Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 21.03.2023, оставленным без изменения
апелляционным определением судебной коллегии по административным делам
Ульяновского областного суда от 29.08.2023, административное исковое заявление
Управления Ропотребнадзора по Ульяновской области удовлетворено частично,
признано незаконным бездействие ООО «ПСК «Красная Звезда», выразившееся в
непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок; на ООО «ПСК «Красная
Звезда» возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки. В
удовлетворении остальной части исковых требований Управления Роспотребнадзора
по Ульяновской области к администрации муниципального образования Ульяновский
район Ульяновской области, администрации муниципального образования
Большеключищенское сельское поселение Ульяновской области отказано.
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции
от 28.11.2023 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены.
Административное дело направлено в Ульяновский районный суд Ульяновской
области.
При новом рассмотрении
дела суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе ООО «ПСК «Красная Звезда» не
соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что ООО «ПСК
«Красная Звезда» не осуществляет складирование данного мусора. Мусор принесен с
кладбища, что подтверждается фотографиями, приобщенными в материалы дела. Обе
свалки состоят из бытового мусора. Наличие несанкционированной свалки является
результатом бездействия органов местного самоуправления в части неосуществления
ими действий по созданию благоприятных условий для проживания граждан и непринятия
мер по соблюдению норм законодательства об охране окружающей среды. ООО «ПСК
«Красная Звезда» не является региональным оператором по обращению с ТКО,
ликвидировать несанкционированные свалки должны региональные операторы.
Полагает, что дело подсудно Арбитражному суду Ульяновской
области, поскольку стороны являются юридическими лицами. Кроме того, требования
о признании бездействия ООО «ПСК «Красная Звезда» незаконным не могут быть
рассмотрены в порядке КАС РФ, поскольку на общество не возложены какие-либо
административные функции, оно не наделено публичными полномочиями.
Следовательно, производство по данному требованию должно быть прекращено и
требования о ликвидации свалок должны быть выделены в отдельное производство.
Кроме того, в настоящее время спорные свалки ликвидированы.
В судебное заседание
кроме представителя ООО «ПСК «Красная
звезда» другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150,
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство в области охраны окружающей
среды в силу п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из
данного федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в
соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны
окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно
- эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об
охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека
окружающей среды законодательством (п.6 ст.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие
населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором
отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и
обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1);
содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок
должно отвечать санитарным правилам
(п.2 ст.21); отходы производства
и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть
безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны
осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст.22).
Пункт 1 ст.3.4 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов
только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям
законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
и иного законодательства Российской Федерации.
В силу ст.210
Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему
имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Частью 1 ст.1
Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен, в
частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения,
истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного
воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования
земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях
сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст.12 ЗК РФ).
Пунктом 2 ст.13 ЗК
РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков,
землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны
проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей,
подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения,
загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными
веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления
и другого негативного воздействия.
Собственники
земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков,
обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением
и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием
способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле
как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать
при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов,
строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил,
нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение
плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования,
предусмотренные указанным кодексом, федеральными законами (ст.42 ЗК РФ).
Территории,
используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно
пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение.
Обращение с отходами. Термины и определения», введённого постановлением
Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются
несанкционированными свалками отходов.
Согласно примечанию
к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов
являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные
предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к числу вопросов местного значения городского поселения относится
участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и
транспортированию твердых коммунальных отходов, при этом на территориях
сельских поселений, входящих в состав муниципального района, данный вопрос
решается органом местного самоуправления соответствующего муниципального
района, если его решение не отнесено к ведению органов местного самоуправления
сельских поселений законами субъекта Российской Федерации и принятыми в
соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских
поселений; к числу же вопросов местного значения муниципального района отнесено
участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному),
сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению
твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального
района (пункт 18 части 1, части 3 и 4 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ).
Как указывает Конституционный Суд Российской
Федерации в Постановлении от 30.05.2023 № 27-П, органы местного самоуправления
могут являться субъектами, непосредственно ответственными за содержание (в том
числе за недопущение размещения отходов) не только земель и земельных участков,
находящихся в муниципальной собственности, но и расположенных в границах этих
муниципальных образований земель или земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена, а также земельных участков,
находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным
пользователем, в тех ситуациях, когда твердые коммунальные отходы размещены
исключительно или преимущественно населением муниципального образования и при
этом их размещение находится в прямой зависимости от ненадлежащего исполнения
органом местного самоуправления данного муниципального образования возложенных
на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (прежде
всего в части организации на территории муниципального образования
удовлетворяющих потребностям жителей мест (площадок) накопления твердых коммунальных
отходов) и муниципального земельного контроля. То есть возникновение или
продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано
умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или
должностного лица данного муниципального образования.
Положениями статьи 1064 Гражданского кодекса
Российской Федерации предусмотрены общие основания ответственности за
причинение вреда, в соответствии с которым вред, причиненный личности или
имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица,
подлежит возмещению в полном объеме лицом.
При этом лицо, причинившее вред,
освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его
вине.
Учитывая приведенное правовое регулирование,
ответственным лицом по очистке земельного участка от свалки ТКО является
собственник земельного участка, либо иное лицо, осуществляющее полномочия
собственника, если не установлено юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель, либо физическое лицо, производящие отходы. При этом
собственник земельного участка может быть освобожден от этой обязанности, если
докажет, что вред причинен по вине иных лиц.
Из материалов
административного дела следует, что собственником земельного участка с
кадастровым номером:*** на территории которого на ***, координаты
местонахождения в системе «Яндекс-Карты» ***; и с
кадастровым номером: *** в северо-западном направлении ***, координаты местонахождения в системе « Яндекс- Карты» ***,
где установлено нахождение несанкционированных свалок, является ООО ПСК «Красная Звезда».
Данные обстоятельства сторонами не
оспаривались.
В материалы дела представлены фотоснимки, из
которых следует, что на кладбище размещено объявление администрации о
необходимости складирования мусора на земельном участке за забором кладбища, то
есть на принадлежащем ООО «ПСК «Красная Звезда» земельном участке.
Также, в деле имеются письменные обращения
названного общества в адрес администрации сельского поселения о систематическом
сбросе мусора населением села на эти земельные участки (как вблизи кладбища,
так и на выезде из села) и необходимости принятия соответствующих мер.
При рассмотрении административного дела
представитель ООО «ПСК «Красная Звезда» также последовательно утверждал, что
администрации района и сельского поселения не только не предпринимают меры по
предупреждению и пресечению образования свалок ТКО на данных земельных
участках, но и напротив, совершают действия по их возникновению путем размещения
объявлений.
Разрешая спор и удовлетворяя частично административные исковые
требования Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, суд первой
инстанции исходил из того, что собственником земельного участка, на котором
расположены спорные свалки, принадлежит ООО «ПСК «Красная Звезда», в связи с
чем возложил обязанность по ликвидации свалки, расположенной на выезде из
с.Поникий Ключ, на данного ответчика, а обязанность по ликвидации свалки вблизи
сельского кладбища – на администрацию Больщеключищенского сельского поселения,
исходя из характера отходов (бытовой мусор, мусор с кладбища) и полномочий
сельского поселения, предусмотренных Уставом, Федеральным законом №131-ФЗ и
соглашением о передаче полномочий по вопросу местного значения. При этом, установив,
что незаконного бездействия со стороны всех административных ответчиков не
имеется, в указанной части административного иска было отказано.
С выводами районного суда в части отсутствия незаконного бездействия
административных ответчиков и обязанности администрации Больщеключищенского
сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку судебная коллегия
соглашается.
Между тем, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы ООО «ПСК «Красная Звезда» заслуживающими
внимания.
Как указывалось выше, собственник земельного
участка может быть освобожден от обязанности по возмещению вреда, причиненного
окружающей среде (ликвидация несанкционированных свалок), если докажет, что
вред причинен по вине иных лиц.
В деле имеются письменные обращения ООО «ПСК «Красная Звезда» в адрес
администрации сельского поселения о систематическом сбросе мусора населением
села на спорные земельные участки и необходимости принятия соответствующих мер,
начиная с 2018 года.
Согласно материалам дела площадок и места для сбора ТКО на выезде из
населенного пункта села Поникий Ключ Ульяновского района не имеется.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к
вопросам местного значения поселения
относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному
сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона
органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав
муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного
самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих
полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных
трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального
района в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
Согласно п. 18
устава МО «Большеключищенское сельское поселение» к вопросам местного значения поселения относится
организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п.32 Обзора судебной практики по делам, связанным
с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом
Верховного Суда РФ 13.12.2023, обязанность по ликвидации несанкционированного
складирования ТКО возлагается на правообладателя земельного участка только в
том случае, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов.
Между тем, согласно
акту осмотра от 11.10.2022 (т.1 л.д.12)
и фототаблиц (т.1 л.д.23-34) свалка на выезде из села, рядом с полем,
состоит из бытового мусора, травы, строительного мусора, пластиковых бутылок и
контейнеров, то есть отходов, полученных в результате жизнедеятельности
населения, и не связанных с производственной деятельностью ПСК.
Как видно из
материалов дела, ООО «ПСК «Красная Звезда» еще в 2018 году информировало
администрацию поселения о формировании несанкционированной свалки, состоящей из
бытового мусора, однако соответствующих мер МУ администрация МО
«Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области
принято не было.
В 2015 году
прокурором района вносилось представление в адрес сельской администрации,
содержащее требование о ликвидации свалки. Однако соответствующих мер принято
не было.
В мае 2022 года прокурор района обращался с
административным иском к администрации МО «Ульяновский район», указывая на
недостаточность мест для размещения ТКО, в том числе в селе Поникий Ключ.
Таким образом, судебная
коллегия приходит к выводу о том, что несанкционированная свалка на выезде из
с.Поникий Ключ также должна быть ликвидирована МУ администрации МО
«Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской
области.
Согласно положениям п.2 ч.1 ст.309 КАС РФ по
результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной
инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью
или в части и принять по административному делу новое решение.
В связи с чем
решение суда первой инстанции подлежит изменению в части освобождения ООО «ПСК
«Красная Звезда» от обязанности по ликвидации свалки, расположенной по адресу: на
земельном участке с кадастровым номером: ***
В остальной части
принятое по делу решение является правильным, нормы материального и
процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не
имеется.
Доводы заявителя
жалобы о том, что дело подлежало рассмотрению
в порядке гражданского судопроизводства, а кроме того, подсуден
арбитражному суду, являлись предметом рассмотрения в судах всех инстанций, в
том числе, кассационной (т.3 л.д.55). Правильность выбора вида судопроизводства
сомнений не вызывает, исходя из предмета спора, характера рассматриваемых
правоотношений, состава административных ответчиков, в числе которых органы местного
самоуправления.
Тот факт, что в
настоящее время административными ответчиками предприняты меры по ликвидации
спорных свалок на правильность выводов суда о необходимости ликвидации
указанных мест складирования ТБО не влияет, указанный вопрос может быть решен
на стадии исполнения решения суда.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 9 февраля 2024 года изменить.
Обязать администрацию МО
«Большеключищенское сельское поселение»
Ульяновского района Ульяновской области ликвидировать несанкционированную
свалку, расположенную по адресу: на земельном участке с кадастровым номером: ***,
площадью 7283 кв.м; координаты
местонахождения в системе «Яндекс-Карты» ***, в срок до 09.07.2024.
В удовлетворении
административного иска Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области к
Обществу с ограниченной ответственностью «ПСК «Красная Звезда» о ликвидации
несанкционированных свалок отказать.
В остальной части
решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 06.06.2024