У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2023-006508-87
Судья Киреева Е.В.
Дело № 33а-2518/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
4 июня 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального казенного
учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области», Федеральной службы исполнения наказаний на
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 27 декабря 2023 года по
делу №2а-4358/2023, по которому постановлено:
административное исковое заявление Попкова Виталия Игоревича к
федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральной
службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний
России по Ульяновской области о признании бездействия незаконными, признании
условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за нарушение условий
содержания удовлетворить частично.
Признать незаконными
и нарушающим права осужденного Попкова Виталия Игоревича действия (бездействие)
федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» выразившиеся в
не обеспечении Попкова Виталия Игоревича
полным и своевременным обеспечением вещевым довольствием.
Взыскать с
Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет
казны Российской Федерации в пользу Попкова Виталия Игоревича компенсацию за
нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившиеся в не
обеспечении Попкова Виталия Игоревича
полным и своевременным обеспечением вещевым довольствием, в размере 10 000 руб.
В удовлетворении
остальной части административных исковых требований Попкова Виталия Игоревича
отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя ФСИН России, УФСИН России по
Ульяновской области Мошкова А.Ю., поддержавшего доводы апелляционных жалоб,
возражения Попкова В.И., просившего отказать в удовлетворении апелляционных
жалоб, судебная коллегия
установила:
Попков В.И. обратился в суд с административным иском к федеральному
казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании бездействия
незаконными, признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации
за нарушение условий содержания в
размере 1 000 000 руб.
В обоснование требований указал, что 07.04.2023 он прибыл в ФКУ ИК-4
УФСИН России по Ульяновской области, где его не обеспечили надлежащим вещевым
довольствием. Администрация ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области
предоставила ему только новую рубашку большого размера, 1 комплект формы одежды
большого размера, майку, одеяло б/у, подушку б/у, две простыни и наволочку.
Одежду ему должны были выдать по размеру. Постельным бельем его должны были обеспечить новым. Кроме
того, прибыв в зимний период
времени, зимних вещей ему не
выдали.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской
области, в качестве заинтересованных лиц - Министерство финансов Российской
Федерации, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, ФКУ ИК-4 УФСИН России
по Краснодарскому краю.
Рассмотрев заявленные требования
по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Федеральное казенное
учреждение «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области» не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных
исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что
административный истец прибыл в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области из
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю, где ему были выданы вещи и
постельные принадлежности, срок носки которых не истек, забирать их с собой
Попков В.И. отказался по собственной инициативе. Попков В.И. был обеспечен одеждой
по зимнему периоду. Попков В.И. не является лицом вновь осужденным, в связи с
чем выдача вещевого довольствия должна была производиться по его письменному
заявлению в соответствии с п.2 приложения
№3 к Приказу Минюста России от 03.12.2013 №216. Административный истец с
письменным заявлением о выдаче вещевого имущества не обращался, бывшие в
употреблении вещи получать отказывался, имеет свой свитер. За медицинской
помощью в связи с переохлаждениями, простудными заболеваниями в связи с
необеспечением вещевым довольствием не обращался.
В апелляционной жалобе Федеральная служба
исполнения наказаний не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых
требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы,
аналогичные доводам апелляционной жалобы ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской
области.
В судебное заседание кроме Попкова В.И., представителя ФСИН России, УФСИН России по
Ульяновской области Мошкова А.Ю., иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи
227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей,
содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования
об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в
исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа
государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных
служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование
о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий
содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления,
поданного в соответствии с ч.1 настоящей
статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных
законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской
Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном
учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при
которых нарушение допущено, его последствия (ч.5 ст.227.1
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны
соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места
принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований
могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (п.14
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О
некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел,
связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах
принудительного содержания»).
Согласно частям 1
и 2 ст.12.1
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к
лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае
нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской
Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС
РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении
за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация
за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении
присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств
допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от
наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их
должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает
и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает
законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную
безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным
гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и
ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным
законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных
определяются УИК
РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно п.14
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных
дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах
принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны
соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места
принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований
могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что
осужденный Попков В.И. 07.04.2023
прибыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской
области из ФКУ ИК-4 УФСИН России по
Краснодарскому краю.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции
пришел к выводу, что административный истец по прибытии к месту отбывания
наказания не был обеспечен вещевым довольствием в полном объеме,
предусмотренным Приложением
№1 к Приказу Минюста России № 216 от 03.12.2013, а именно: свитером
трикотажным, сорочкой верхней – 2 шт., бельем нательным теплым - 2 шт.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда
первой инстанции.
Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению
свободы регламентировано статьей 99
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми
актами Правительства Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.99
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным
предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они
обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий,
индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной
пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для
мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы,
отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в
следственных изоляторах, утверждены Приказом
Минюста России от 03.12.2013 №
216 (далее Приказ № 216 от 03.12.2013).
В Приложении №
1 к Приказу № 216 от 03.12.2013
установлена норма вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих
наказание в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и
колониях-поселениях (Норма № 1).
В Приложении №
6 к Приказу № 216 от 03.12.2013
установлены Правила
ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих
наказания в исправительных учреждениях, где в пункте 1
определено, что отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно
в течение года с учетом положенности. Вещевое довольствие осужденных
подразделяется на летнюю и зимнюю форму одежды.
В силу ч.2 ст.62
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность
доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов,
содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами,
решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на
соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы,
организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они
ссылаются как на основания своих возражений.
Из содержания данной нормы
следует, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания
лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика -
соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует
подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Доказательств того, что административный истец после
прибытия из ФКУ ИК-4
УФСИН России по Краснодарскому краю был
в полной мере обеспечен вещевым довольствием по сезону не представлено.
Вместе с тем, с
выводом суда о необеспечении Попкова В.И. брюками утепленными - 1 шт.
согласиться нельзя, так как они выдаются только в местностях с особо холодным и
холодным климатом, к которым Ульяновская область не относится. В связи с чем,
данный вывод суда первой инстанции следует исключить.
Исходя из установленного ст.6
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принципа
справедливости, суд обоснованно взыскал компенсацию за нарушение условий
содержания в размере 10 000 руб.
Определяя сумму компенсации, оценив степень причиненных
административному истцу установленными нарушениями страданий, характер
допущенных нарушений, учел также требования разумности, справедливости и
соразмерности, понятие которых является оценочной категорией, четкие критерии
определения которых применительно к тем или иным видам дел не
предусматриваются, и в каждом конкретном случае суд вправе определить такие
пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
Несмотря на то, что
суд первой инстанции необоснованно принял во внимание при удовлетворении
заявленных административных требований нарушение, выразившееся в
необеспечении брюками утепленными,
оснований для изменения или отмены решения суда не имеется, поскольку вывод суда
о наличии правовых оснований для компенсации за ненадлежащие условия
содержания, предусмотренной статей 227.1
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является
правильным.
Доводы административных
ответчиков об отсутствии
нарушений противоречат установленным судом
на основании представленных доказательств обстоятельствам.
Вопреки доводам
апелляционных жалоб ответчиков, из буквального толкования пунктов 2 и 4 Порядка
обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих
наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных
изоляторах следует, что по прибытии осужденного в ФКУ ИК-4 УФСИН России по
Ульяновской области администрация учреждения должна была проверить
обеспеченность осужденного вещевым довольствием в соответствии с сезоном и при
отсутствии положенных предметов вещевого довольствия выдать их осужденному
Попкову В.И., а также далее обеспечить его необходимым
имуществом с учетом изменения сезона.
Оснований для удовлетворения апелляционных
жалоб и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 27 декабря 2023 года, оставить без изменения,
апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония
№4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»,
Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 06.06.2024.