УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-006966-36
Судья Алексеева Е.В. Дело № 33-2355/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 21
мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Никифорова Альберта Николаевича -
Кирасирова Олега Евгеньевича на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 23 января 2024 года, с учетом определения того же суда об
исправлении описок от 26 февраля 2024 года, по гражданскому делу № 2-147/2024 ,
по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Никифорова Альберта
Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области о
признании решения незаконным,
возложении обязанности включить
периоды работы в
специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости,
возложении обязанности назначить досрочную страховую
пенсию по старости – отказать.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения
представителя Никифорова А.Н. - Кирасирова О.Е., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Никифоров А.Н.
обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области о
признании решения незаконным,
возложении обязанности включить
периоды работы в
специальный стаж для назначения досрочной страховой
пенсии по старости, возложении обязанности назначить
досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что 17.03.2023
он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в
соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых
пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области № 40908/23 от
30.03.2023 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости
из-за отсутствия необходимого специального стажа, при этом было указано, что
его страховой стаж составляет 25 лет 3
месяца 12 дней при требуемом не менее 25 лет, специальный стаж по Списку № 2 -
4 месяца 6 дней при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев.
Пенсионным органом не были включены в стаж на
соответствующих видах работ следующие периоды его работы: с 19.11.1986 по
15.12.1988 (2-00-27) - служба в ВС СССР; с 01.09.1983 по 16.07.1984 (00-10-16)
- учёба в ***; с 26.07.1984 по 21.10.1986 (02-02-26), с 02.02.1989 по
23.06.1989 (00-04-23) в качестве каменщика в ***; с 15.10.1990 по 01.12.1994
(04-01-17) в качестве каменщика в ***; с 02.12.1994 по 01.01.1998 (03-01-00) в
качестве каменщика в *** с 05.01.1998 по
31.03.2001(03-02-27) в качестве каменщика в ***; с 02.04.2001 по 31.12.2002, с
08.01.2003 по 29.07.2005 (02-06-22) в качестве каменщика в *** с 08.01.2003
года по 29.07.2005 года (02-06-22) в качестве каменщика ***
С данным решением истец не согласен и считает его
незаконным, в связи с чем просил признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области от 30.03.2023 №40908/23 об отказе в
назначении ему досрочной страховой
пенсии по старости в части не включения в
специальный стаж, дающий право на
назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального
закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О
страховых пенсиях» периодов: с 19.11.1986 по 05.12.1988 (2-00-27) - службу в ВС
СССР; с 01.09.1983 по 16.07.1984 (00-10-16) учёбу на каменщика в *** с 26.07.1984 года по 21.10.1986 (02-02-26), с
02.02.1989 по 23.06.1989 (00-04-23) работу в качестве каменщика в ***; с
15.10.1990 по 01.12.1994 (04-01-17) работу в качестве каменщика в *** с
02.12.1994 по 01.01.1998 (03-01-00) работу в качестве каменщика в *** с
05.01.1998 по 31.03.2001 (03-02-27), с 01.08.2005 по 07.02.2006 (00-06-08)
работу в качестве каменщика в *** с 02.04.2001 по 29.07.2005
(04-03-29) работу в качестве каменщика в *** обязать включить указанные периоды
общей продолжительностью 20 лет 10 месяцев 23 дня в специальный стаж и
назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты
возникновения права, а именно с 10.04.2023.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Никифорова А.Н. -
Кирасиров О.Е. не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять новое
решение об удовлетворении исковых требований.
Считает, что суд не дал надлежащей оценки ошибкам,
допущенным ответчиком при подсчете стажа, в результате которых период работы
истца 1 месяц 17 дней не включен в общий стаж истца, а так же суд не дал оценки
представленным доказательствам, подтверждающим право истца на включение в
специальный стаж спорных периодов его работы в качестве каменщика. Выражает
несогласие с выводом суда о невозможности применения льготы со ссылкой на то,
что период работы истца с 04.10.1999 по 31.12.2005 отражен в выписке из индивидуального
лицевого счета «общими условиями», тогда как такая выписка в материалы дела не
представлена. Полагает, что
представленными доказательствами подтверждается факт работы истца в свпрные
периоды в бригаде каменщиков. Полагает, что представленными доказательствами
подтверждается факт работы истца в спорные периоды в бригаде каменщиков, а действия
(бездействия) работодателей, которые не передали документы по личному составу в
архивный фонд, не должны нарушать права истца.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и
возражениях относительно жалобы.
Их материалов дела следует, что 17.03.2023 Никифоров А.Н., ***
года рождения, обратился к ответчику с заявлением № 40908/23 о назначении
досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области № 40908/23 от
30.03.2023 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости
из-за отсутствия необходимого специального стажа (т. 1 л.д. 16-18).
По расчетам ответчика его
страховой стаж составляет 25 лет 3 месяца 12 дней при требуемом не менее
25 лет, специальный стаж по Списку № 2 - 4 месяца 6 дней при требуемом не менее
12 лет 6 месяцев.
При этом ответчиком не включены в продолжительность стажа на
соответствующих видах работ следующие периоды:
- с 19.11.1986 по 15.12.1988 - служба в Вооруженных Силах
СССР, поскольку согласно пункта 109
Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному Постановлением Совмина
СССР от 03.08.1972 № 590, при назначении
пенсии на льготных условиях период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору
обратившегося за назначением пенсии либо
к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая
следовала за окончанием этого периода. Период работы по Списку №2,
предшествующий прохождению службы в армии или следовавший после армии, у истца
отсутствует (не включен в специальный стаж);
- с 01.09.1983 по 16.07.1984 - учеба в *** также со ссылкой
на пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий,
утвержденному Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, поскольку период
работ по Списку №2, следовавший после периода обучения, у истца отсутствует, не включен в специальный
стаж;
- 26.07.1984 по 21.10.1986, с 01.02.1989 по 23.06.1989 в
качестве каменщика каменщика ***, с 15.10.1990 по 01.12.1994 - в качестве
каменщика *** с 02.12.1994 по 01.01.1998 - в качестве каменщика в *** с
05.01.1998 по 31.03.2001 - в качестве каменщика в *** с 02.04.2001 по
31.12.2002, с 08.01.2003 по 29.07.2005 - в качестве каменщика в *** с 04.08.2005 по 31.12.2005 - в качестве каменщика в ***
поскольку документально не подтверждена занятость в течение полного рабочего
дня в качестве каменщика, постоянно работающего в бригадах каменщиков или
специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, а периоды после
регистрации истца в системе
обязательного пенсионного страхования не подтверждены сведениями
персонифицированного учета, как льготные;
- 7 дней в 2003 году – период отпуска без сохранения
заработной платы в качестве каменщика *** также не включены в стаж на
соответствующих видах работ и страховой стаж.
Полагая данное решение незаконным, истец обратился в суд с
настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой
инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный
стаж истца указанных периодов службы в армии, учебы и работы, как следствие, об
отсутствии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 2
части 1 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
С данными выводами судебная коллегия соглашается по
следующим основаниям.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии установлены Федеральным законом
от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее
также – Федеральный закон № 400-ФЗ).
Согласно
пункту 2 части 1 статьи 30
Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного статьей 8
настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по
достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они
проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12
лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и
20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не
менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность
страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста,
предусмотренного статьей 8
настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один
год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой
работы женщинам.
Частью 2
статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с частью 1
данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и
назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Согласно
части 3
статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы
(деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона,
засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных
периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения
данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного
федерального закона,
могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством,
действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы
(деятельности) (часть 4
статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Действуя
в пределах предоставленного полномочия, в целях реализации положений статей 30
и 31
Федерального закона № 400-ФЗ, Правительством Российской Федерации принято постановление
от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления
периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное
обеспечение», которым установлено, что при определении стажа на соответствующих
видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30
Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
- при
досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах
с тяжелыми условиями труда: Список № 2
производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми
условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по
старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров
СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ,
профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное
обеспечение»; Список № 2
производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в
которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных
размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956
г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей,
работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в
льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ,
имевших место до 1 января 1992 г. (пп. «б» п. 1).
В
Списке № 2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января
1991 года № 10, в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое
перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов»
поименованы «каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в
специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад» (позиция 2290000а-12680).
В Списке № 2,
утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №
1173 каменщики не поименованы.
Согласно
пункту 5
разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 № 5 «О порядке применения
Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в
соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях
в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на
пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда РФ от
22 мая 1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют
работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в
течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение
работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего
времени.
В
соответствии с пунктом 2
Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011
года № 258н, предусмотрено, что подтверждению, в том числе, подлежат периоды
работы с тяжелыми условиями труда.
В пункте 3
данного Порядка указано, что периоды работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются после регистрации
гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом
от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений
индивидуального (персонифицированного) учета.
Из пункта 4
Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и
других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ
(деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ
определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов
опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном
подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего
времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов
работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями
или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки
выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда
выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной
профессии и должности и. (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право
на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Аналогичные
разъяснения содержатся и в пункте 15
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11 декабря
2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав
граждан на трудовые пенсии».
Более
того, периоды работы Никифорова А.Н. после его регистрации в системе
индивидуального (персонифицированного) учета (после 04.10.1999) в нарушение в
соответствии с части 2
статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ не подтверждены сведениями
индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку
суду не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих полную занятость
Никифорова А.Н. в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков
комплексной бригады в спорные периоды его работы, выводы суда в части отказа
включения их в специальный стаж по Списку № 2 от 1991 года является
обоснованными.
Довод
апелляционной жалобы о том, что факт работы истца в спорные периоды в бригаде
каменщиков подтверждается свидетельскими показаниями, являются необоснованными,
так как характер работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии
по старости, свидетельскими показаниями не подтверждается (часть 3
статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ, абзац 5
пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения с судами дел,
связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Ссылка
автора апелляционной жалобы на представленные письменные доказательства (архивными
справками, трудовыми книжками и пенсионными делами других работников и прочие),
указывающие на работу истца в спорные периоды именно в бригаде каменщиков, не
подтверждают работу истца в условиях полной занятости, как следствие
совокупность всех необходимых условий для включения спорных периодов в специальный стаж.
Ссылка
суда в обжалуемом решении на то, что Списком № 2 от 22.08.1956 № 1173
право на льготное пенсионное обеспечение каменщики не имели, не указывает на
неправильность вывода об отказе во включении в специальный стаж периода работы
до 01.01.1992, поскольку условия,
предусмотренные Списком № 2
от 26.01.1991 № 10 у истца не соблюдены, в частности, не подтверждена полная
занятость.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы, в материалы дела ответчиком представлены сведения
индивидуального (персонифицированного) учета истца, согласно которым все
спорные периоды работы, включая периоды после регистрации в системе
обязательного пенсионного страховании, обозначены страхователями общими
условиями труда (т. 1 л.д. 38 об. – 40).
Также не влияет на правильность принятого судом
решения довод о том, что судом не
проверен произведенный ответчиком расчет общего трудового стажа истца, так как
в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований,
а требований о включении каких-либо периодов в общий трудовой и страховой стаж
истцом не заявлялось. Более того, стороной ответчика в своем решении и в ходе
судебного разбирательства не оспаривалось, что страховой стаж истца составляет
более требуемого при назначении досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1
статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Подпунктом
«к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий,
утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (ред. от
30.01.1988), действовавшего до 20.02.2020, было определено, что в общий стаж
работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил
СССР.
В
указанном пункте 109 вышепоименованного Положения подпунктом
«з» предусматривалось включение в общий стаж работы обучение в
училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы
профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных
училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского
обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах,
профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на
курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, а
также данным пунктом предусматривалось, что период, указанный в подпункте «з»,
приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Абзацем 14
пункта 109 указанного Положения предусмотрено, что при назначении на
льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности
рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными
условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями
труда (подпункты «а»
и «б» пункта 16),
и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости
работницам предприятий текстильной промышленности (подпункты
«в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах
«к» и «л»,
приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе,
которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за
окончанием этого периода.
Таким
образом, в соответствии с указанным Положением
период прохождения службы и обучения может быть включен в специальный стаж,
дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору
обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала
данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В абзаце 5
пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных
пенсий содержится указание на то, что в случаях назначения пенсий на льготных
условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая
к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не
превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных
условиях или в льготных размерах.
Учитывая,
что до и после окончания спорных периодов службы в армии и учебы у истца
отсутствуют периоды работы на льготных условиях, данные периоды также
обоснованно судом не включены в специальный стаж истца для назначения досрочной
страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не
свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права,
не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования
суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к
иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке
исследованных доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на
законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23
января 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описок от 26
февраля 2024 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя
Никифорова Альберта Николаевича - Кирасирова Олега Евгеньевича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 28.05.2024.