УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Царапкина К.С. 73RS0001-01-2023-006836-38
Дело № 33-2631/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
4 июня 2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Шлейкина М.И.,
при секретаре Дементьевой
Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области и
дополнения к ней на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12
января 2024 года по гражданскому делу № 2-126/2024, по которому постановлено:
исковые
требования Курочкина Алексея Петровича к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области
удовлетворить частично.
Обязать
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области зачесть Курочкину Алексею Петровичу в страховой стаж для
назначения пенсии досрочно в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 12.08.1981 по 10.09.1984
– служба в органах внутренних дел.
Обязать
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области назначить Курочкину Алексею Петровичу в соответствии с
ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» досрочную страховую пенсию с 28.11.2022.
В
удовлетворении остальной части требований Курочкину Алексею Петровичу отказать.
Взыскать с Отделения
фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области в пользу Курочкина Алексея Петровича расходы по оплате юридических
услуг в размере 5000 руб.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Курочкина А.П., возражавшего
против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Курочкин А.П.
обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, включении периодов
работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование
требований указано, что 28 ноября 2022 г. Курочкин А.П. обратился в ГУ-ОПФР по
Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
8 декабря 2022 г.
ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении пенсии, поскольку
трудовой стаж ответчика составляет 40 лет 8 месяцев 2 дня (при требуемом стаже
42 года). В страховой стаж в целях определения права на досрочную страховую
пенсию за длительную работу не засчитан период работы с 12 августа 1981 г. по
10 сентября 1984 г. – служба в органах внутренних дел.
Истец не согласен с
решением ответчика, поскольку в указанный период он проходил службу в ***.
С учетом
изложенного, Курочкин А.П. просил признать решение ОСФР по Ульяновской области
от 8 декабря 2022 г. № *** незаконным, обязать ответчика включить период работы
с 12.08.1981 по 10.09.1984 в страховой стаж, обязать назначить пенсию с 8
декабря 2022 г.
Судом к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено УМВД России по Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое
решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В
обоснование доводов жалобы указывает, что военная служба по призыву стала
включаться в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по
старости в соответствии с п. 1.2. ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»
в календарном порядке, начиная с 24 февраля 2022 г. Возможность включения в
«длительный» страховой стаж других видов военной и приравненной к ней службы, в
том числе, в органах внутренних дел законом не предусмотрена. Ссылаясь на
Заключение Комитета Совета Федерации по социальной политике Федерального Собрания
Российской Федерации от 1 ноября 2022 г. № 3.8-04/4754@ по законопроекту
№1861.49-8 (принятым как Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. № 419-ФЗ)
указывает, что в данном случае истец проходил службу в органах внутренних дел добровольно,
а не по призыву. Полагает, что постановление Конституционного Суда РФ от 10
июля 2007 г. № 9-П не имеет отношения к существу настоящего спора, поскольку в
нем исследовался вопрос о включении в страховой стаж периодов работы, а не
военной и приравненной к ней службе, в том числе в органах внутренних дел.
В дополнениях к
апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области ссылается на судебную практику
Шестого кассационного суда общей юрисдикции, согласно которой периоды службы в
органах внутренних дел не поименованы в числе периодов деятельности, которая включается
в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с
частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Также отмечает,
что решением ОСФР по Ульяновской области от 13 марта 2024 г. Курочкину А.П.
была назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях с даты
достижения им возраста 63 лет, то есть с 23 февраля 2024 г.
В возражениях на
апелляционную жалобу Курочкин А.П. просит решение суда оставить без изменения,
жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Выслушав
явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах
доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Курочкин А.П. обратился в ГУ-ОПФР по
Ульяновской области с заявлением от 28 ноября 2022 г. о назначении досрочной
страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального
закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых взносах» (далее – Закон №
400-ФЗ).
Решением пенсионного
органа от 8 декабря 2022 г. № *** истцу отказано в назначении досрочной
страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ
ввиду отсутствия необходимого страхового стажа. Принятый к учету пенсионным
органом страховой стаж Курочкина А.П. составил 40 лет 8 месяцев 2 дня (л.д.
28-31).
При этом в страховой
стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости ответчиком не
включен период службы в органах внутренних дел с 12 августа 1981 г. по 10
сентября 1984 г.
Считая
необоснованным и незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии по
старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ в связи с исключением
из страхового стажа указанного выше периода, Курочкин А.П. обратился в суд
с настоящим иском.
Разрешая спор по
существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых
требований Курочкина А.П., а именно в части включения истцу в его страховой
стаж периода его службы в органах внутренних дел с 12 августа 1981 г. по
10 сентября 1984 г. и возложения на ответчика обязанности назначить Курочкину
А.П. пенсию по старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ с 28
ноября 2022 г.
Судебная коллегия с
указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они
основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с
частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют
лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с
учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному
закону).
В силу части 1.2
статьи 8 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет
(соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может
назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1
и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно
мужчины и женщины).
Согласно части 1
статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или)
иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации
лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при
условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в
Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1
статьи 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или)
иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального
закона, засчитываются другие периоды, в том числе период прохождения военной
службы (пункт 1), период получения пособия по обязательному социальному
страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2), период ухода
одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет,
но не более шести лет в общей сложности (пункт 3).
Из положений части 9
статьи 13 Закона № 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа лиц,
указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения
их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются
(засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные
частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные
пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона (период получения
пособия по обязательному социальному страхованию в период временной
нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без
применения положений части 8 указанной статьи.
Согласно положений
части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях
определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности,
которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались
в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством,
действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в
указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа,
предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного
порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом,
только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона
№ 400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2
статьи 8 названного Федерального закона в целях определения их права на
страховую пенсию по старости.
Иные периоды,
предусмотренные статьей 12 Закона № 400-ФЗ, в том числе, период прохождения
военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской
Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
в страховой стаж указанных лиц не включаются.
Спорный период
прохождения истцом службы в органах внутренних дел с 12 августа 1981 г. по 10
сентября 1984 г. к поименованным в части 1 статьи 11 и пункте 2 части 1 статьи
12 Закона № 400-ФЗ периодам работы, которые учитываются при назначении
страховой пенсии по старости в порядке части 1.2 статьи 8 Закона 400-ФЗ, не
относится, поскольку для назначения Курочкину А.П. страховой пенсии по старости
ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения такой
пенсии с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только
периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в
пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному
страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж
должен составлять 42 года, который у Курочкина А.П. на момент обращения в
пенсионный орган отсутствовал.
Поскольку Курочкин А.П.
претендует на назначение ему страховой пенсии по старости со снижением
пенсионного возраста за длительную работу, что предусмотрено частью 1.2 статьи
8 Закона № 400-ФЗ, к спорным отношениям подлежат применению нормы Закона № 400-ФЗ,
которым предусмотрена данная льготная пенсия.
Законодатель, вводя
новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой
стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения
пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат
включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на
территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона №
400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые
взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из нестраховых
периодов - только периоды получения пособия по обязательному социальному
страхованию в период временной нетрудоспособности.
Следовательно,
юридически значимым для признания за Курочкиным А.П. права на назначение ему
страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста за длительную
работу является наличие совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 1.2
статьи 8 Закона № 400-ФЗ, которая в данном случае у истца отсутствует.
При таких
обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о включении истцу Курочкину А.П.
в его страховой стаж для назначения страховой пенсии в порядке части 1.2 статьи
8 Закона № 400-ФЗ периода его службы в органах внутренних дел с 12 августа 1981
г. по 10 сентября 1984 г. и возложения на ответчика обязанности назначить
Курочкину А.П. пенсию по старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона №
400-ФЗ с 28 ноября 2022 г. являются ошибочными.
В связи с тем, что
оснований для удовлетворения исковых требований Курочкина А.П. не имеется, во
взыскании в его пользу судебных расходов также надлежит отказать.
С учетом
изложенного, решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 января
2024 года в части возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности
включить в страховой стаж Курочкина А.П. для назначения страховой пенсии в
порядке части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ периода его службы в органах
внутренних дел с 12 августа 1981 г. по 10 сентября 1984 г. и возложения на
ответчика обязанности назначить Курочкину А.П. пенсию по старости на основании
части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ с 28 ноября 2022 г., взыскании судебных
расходов подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в
удовлетворении заявленных Курочкиным А.П. исковых требований.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 12 января 2024 года отменить в части
возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области обязанности включить в страховой стаж
Курочкина Алексея Петровича для назначения пенсии досрочно в соответствии с
ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» период службы в органах внутренних дел с 12 августа 1981 г.
по 10 сентября 1984 г., назначить в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального
закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочную страховую
пенсию с 28 ноября 2022 г., взыскании судебных расходов в сумме 5000 руб.
Принять по делу в
указанной части новое решение.
В удовлетворении
исковых требований Курочкина Алексея Петровича к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о
возложении обязанности включить в страховой стаж для назначения пенсии досрочно
в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период службы в органах внутренних дел с 12
августа 1981 г. по 10 сентября 1984 г., назначить в соответствии с ч.1.2 ст. 8
Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочную
страховую пенсию с 28 ноября 2022 г., взыскании судебных расходов отказать.
В остальной части
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 января 2024 года
оставить без изменения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 05.06.2024