У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0004-01-2023-006610-72
Судья Миллер О.В.
Дело №33а-2285/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
21 мая 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Казаковой Анны Геннадьевны на
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 25 января 2024 года по
делу №2а-95/2024, которым постановлено:
административные
исковые требования Управления
Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области к Казаковой
Анне Геннадьевне о взыскании
задолженности по обязательным платежам, пени удовлетворить.
Взыскать с Казаковой Анны
Геннадьевны, *** года рождения, проживающей по адресу: *** (ИНН ***) земельный налог за 2021 год в размере 1280 руб., налог на
имущество физических лиц за 2021 год в размере 1032 руб., пени за период с
10.01.2018 по 12.08.2023 в размере 13 103,73 руб., всего - 15 363,73
руб.
Взыскать с Казаковой Анны
Геннадьевны (ИНН ***) в доход бюджета
муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 614,55
руб.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным
исковым заявлением к Казаковой А.Г. о взыскании задолженности по обязательным
платежам, пени.
В обоснование требований административный истец указал, что на налоговом
учёте в УФНС России по Ульяновской области состоит Казакова А.Г., которая имеет
задолженность по земельному налогу за 2021 год за земельный участок,
расположенный по адресу: ***, по налогу на имущество за 2021 год за жилой дом,
расположенный на указанном земельном участке, и квартиру, расположенную по
адресу: г***
Согласно выписке из ЕГРИП Казакова А.Г. состояла на учете в качестве
индивидуального предпринимателя в период с 04.03.2011 по 30.12.2020.
За 2017 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в
размере 23 400 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 4590
руб. взысканы постановлением о взыскании за счет имущества должника от
12.03.2018 № 73280010852.
За 2018 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в
размере 26 545 руб., на обязательное медицинское страхование в размере в
размере 5840 руб. взысканы постановлением о взыскании за счет имущества
должника от 05.04.2019 № 280002490.
За 2019 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в
размере 29 354 руб., на обязательное медицинское страхование в размере в
размере 6884 руб. взысканы постановлением о взыскании за счет имущества
должника от 21.02.2020 № 280007173
Страховые взносы за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в
размере 32 360,77 руб., на обязательное медицинское страхование в размере
8403,35 руб., а также недоимка по земельному налогу и налогу на имущество
физических лиц за 2017, 2018, 2019 годы взысканы судебным приказом от
07.05.2021 № 2а-1289/2021.
Задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц
за 2020 год взыскана судебным приказом от 28.03.2022 №2а-798/2022.
В соответствии со статьями 69 и 70 НК РФ должнику направлено требование
от 16.05.2023 № 1544 об уплате задолженности в сумме 82 208,02 руб.,
в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и
сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов,
страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования,
а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного
сальдо ЕНС. Однако данное требование Казаковой А.Г. не исполнено.
Мировым судьей судебного участка № 2 Заволжского судебного района г. Ульяновска
29.08.2023 вынесен судебный приказ № 2а-2369/2023 о взыскании с Казаковой
А.Г. задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за
2021 год в сумме 2260 руб. и пени за период с 10.01.2018 по 12.08.2023 в сумме
13 103,73 руб. на указанную выше задолженность по налогам и страховым
взносам.
Данный судебный приказ отменен 02.10.2023 на основании заявления
Казаковой А.Г.
УФНС России по Ульяновской области просило взыскать с Казаковой А.Г.
земельный налог за 2021 год в размере 1228 руб., налог на имущество физических лиц за 2021 год в размере
1032 руб.; пени на недоимку по страховым взносам за
2017-2020 годы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за
2017-2021 годы за период с 10.01.2018 по 12.08.2023 в сумме 13 103,73
руб., всего - 15 363,73 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Казакова А.Г. не соглашается с решением суда,
просит его отменить как незаконное и необоснованное, размер пеней уменьшить в
10 раз.
В обоснование жалобы указывает, что, несмотря на представленные ею
документы об оплате земельного налога за 2021 год в размере 1280 руб., налога
на имущество за 2021 год в размере 1032 руб., оспариваемым решением указанные
налоги были взысканы. Кроме того, судом не дана оценка её доводам о пропуске
налоговым органом срока исковой давности.
В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области
просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и
времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на
жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения
решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение
обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Судом по делу допущены такие нарушения.
Удовлетворяя административный иск УФНС России по Ульяновской области в
полном объеме, судом не было принято во внимание, что требования налогового
органа о взыскании с Казаковой А.Г. задолженности по пени на недоимку по
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное
медицинское страхование за 2017, 2018, 2019 годы и частично за 2020 год
заявлены без законных оснований.
Как установлено судом апелляционной инстанции, налоговым органом
предъявлены ко взысканию пени на недоимку:
за 2017 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в
размере 23 400 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 4590
руб., которая взыскана постановлением от 12.03.2018 № 73280010852
(находилось на исполнении с 13.03.2018 по 23.04.2019, исполнительное
производство №***);
за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в
размере 26 545 руб., на обязательное медицинское страхование в размере в
размере 5840 руб., которая взыскана постановлением от 05.04.2019 №280002490
(находилось на исполнении с 10.04.2019 по 10.07.2019, исполнительное
производство №***);
за 2019 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в
размере 29 354 руб., на обязательное медицинское страхование в размере в
размере 6884 руб., которая взыскана постановлением от 21.02.2020 №280007173
(находилось на исполнении с 25.02.2020 по 30.04.2020, исполнительное
производство №***).
Указанные исполнительные производства окончены на основании подп.3 п.1
ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи с
невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить
сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей,
находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных
организациях.
Исполнительные документы были возвращены службой судебных приставов
налоговому органу и больше на исполнение не предъявлялись.
Принимая во внимание, что после окончания исполнительных производств
прошло более трех лет, налоговый орган утратил право на предъявление их к
исполнению и, соответственно, оснований для начисления пени на указанную
недоимку не имелось.
Судом первой инстанции указанные обстоятельства не были установлены и им
не дано надлежащей оценки, что повлекло неверное определение суммы пени,
подлежащей взысканию с административного ответчика в бюджет.
Также судом не принято во внимание, что судебным приказом и.о. мирового
судьи судебного участка №2 Заволжского судебного района г. Ульяновска от
07.05.2021 №2а-1289/2021 взысканы пени на недоимку по страховым взносам за 2020
год за период с 15.01.2021 по 02.02.2021 взысканы.
В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные
органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в
соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных
платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской
Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате
налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового
платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах
и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок,
установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе
перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до
наступления установленного срока (п.1 ст.45 НК РФ).
Заявленные в административном иске налоги и страховые взносы
подлежат уплате налогоплательщиками -
физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим
налоговым периодом.
На основании п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской
Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на
налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый
орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная
обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее - ЕНС), который ведется в отношении
каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС,
осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).
Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных
средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным
выражением совокупной обязанности.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств,
перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения
совокупной обязанности.
В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75
Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику подлежат начислению
пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате
налога в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем
периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки
рефинансирования % = пени (руб.).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день
(включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской
Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по
налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее
формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика,
является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику
требования об уплате задолженности.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации
налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о
взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.
Как установлено по материалам дела, в установленный в требовании от
16.05.2023 №1544 срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в
бюджет задолженности. Требование получено Казаковой А.Г. через личный кабинет
налогоплательщика 18.05.2023, однако до настоящего времени отрицательное сальдо
ЕНС налогоплательщиком не погашено.
Из заявленной в административном иске суммы пени обоснованным следует
признать начисление пени на страховые взносы за 2020 год за период с 03.02.2021
по 12.08.2023 в сумме 7782,28 руб.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное
медицинское страхование за 2020 год взысканы с Казаковой А.Г. судебным приказом
и.о. мирового судьи судебного участка №2 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 07.05.2021
№2а-1289/2021. Также указанным судебным приказом с административного ответчика
взысканы пени на данную недоимку по страховым взносам за период с 15.01.2021 по
02.02.2021. Судебный приказ предъявлен к исполнению.
Оснований для взыскания с Казаковой А.Г. пени на недоимку по страховым
взносам за период с 10.01.2018 по 02.02.2021 не имеется в связи с указанными выше
установленными обстоятельствами.
Требования УФНС России по Ульяновской области о взыскании с Казаковой А.Г.
земельного налога за 2021 год в размере 1228 руб. и налога на имущество
физических лиц за 2021 год в размере 1032 руб. обоснованно удовлетворены судом.
Доводы административного истца в апелляционной жалобе от отсутствии оснований
для взыскания данных налогов в связи с их оплатой 20.09.2023 являются
несостоятельными в связи со следующим.
Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в
положения Налогового кодекса, которыми введен институт Единого налогового счета
с 01.01.2023.
В соответствии с п.2 ст.11.3 Налогового кодекса Российской Федерации
единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1)
денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных
в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого
налогового платежа.
Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные
налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов,
налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации
на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной
обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых
взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или)
налогового агента в соответствии с НК РФ (п.1 ст.11.3 НК РФ).
Согласно п.8 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации принадлежность
сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого
налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на
едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с
соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы
физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог
на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению
налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам -
начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые
платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их
уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.
В случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в
соответствии с пунктами 8
и 9
настоящей статьи сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в
качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей
по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с
совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с
последовательностью, установленной пунктом 8
настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей (п.10 ст.45 НК РФ).
Действующим законодательством не предусмотрено определение платежей в
соответствии с данными платежных документов. Правила указания информации,
идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в счет
уплаты налогов, сборов и др. платежей в бюджетную систему Российской Федерации,
администрируемых налоговыми органами, утвержденные приказом Минфина России от
12.11.2013 №107н не действуют с 30.12.2022.
Принимая во внимание, что платежи в сумме земельного налога 1280 руб. и
налога на имущество физических лиц 1032 руб. были осуществлены Казаковой А.Г.
после 01.01.2023, то есть после введения нового порядка уплаты налогов,
налоговый орган правомерно произвел распределение данных сумм на ранее
образовавшуюся задолженность.
Согласно письменным пояснениям УФНС России по Ульяновской области
перечисленные Казаковой А.Г. 20.09.2023 денежные средства в сумме 1032 руб.
были распределены следующим образом: 145 руб. - погашение задолженности по
налогу на имущество за 2017 год, 198 руб. - погашение задолженности по
земельному налогу за 2017 год, 240,74 руб. - частичное погашение задолженности
по земельному налогу за 2018 год, 448,26 руб. - частичное погашение
задолженности по налогу на имущество за 2018 год.
Денежные средства в сумме 1228 руб. были распределены следующим образом:
27,26 руб. - погашение остатка задолженности по земельному налогу за 2018 год,
50,74 руб. - погашение остатка задолженности по налогу на имущество за 2018
год, 295 руб. - погашение задолженности по земельному налогу за 2019 год, 853
руб. - погашение задолженности по налогу на имущество за 2019 год, 2 руб.
частичное погашение задолженности по страховым взносам на обязательное
медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год.
Задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц
за 2017, 2018, 2019 г.г. взыскана с Казаковой А.Г. судебным приказом мирового
судьи судебного участка №2 Заволжского судебного района г.Ульяновска от
07.05.2021 №2а-1289/2021, на основании которого возбуждено исполнительное
производство № ***, которое находится на исполнении и по которому денежные
средства в счет погашения задолженности от должника не поступали.
Таким образом, взыскание судом с административного ответчика
задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2021
год является законным и обоснованным.
Доводы в апелляционной жалобе об обратном основаны на ошибочном
толковании закона.
На основании изложенного, с Казаковой А.Г. подлежит взысканию земельный
налог за 2021 год в размере 1280 руб., налог на имущество физических лиц за
2021 год в размере 1032 руб., пени за период с 03.02.2021 по 12.08.2023 в сумме
7782 руб. 28 коп. на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование и обязательное медицинское страхование за 2020 год, всего –
10 094 руб. 28 коп.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации
государственная пошлина от указанной суммы составляет 404 руб., в связи с чем
размер взысканной с административного истца государственной пошлины подлежит
уменьшению до 404 руб.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 25 января 2024
года отменить в части удовлетворения административного искового заявления Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Казаковой Анне
Геннадьевне о взыскании задолженности по пени на недоимку по страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
за 2017, 2018, 2019, 2020 годы за период с 10.01.2018 по 02.02.2021 и изменить
в части размера взысканной с Казаковой А.Г. государственной пошлины.
Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении
требований Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской
области и уменьшении размера взысканной с Казаковой Анны Геннадьевны
государственной пошлины до 404 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную
жалобу Казаковой Анны Геннадьевны – без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции.
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области к Казаковой Анне Геннадьевне о взыскании
задолженности по обязательным платежам, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Казаковой Анны Геннадьевны, *** года рождения, ИНН ***, проживающей
по адресу: ***, земельный налог за 2021 год в размере 1280 руб., налог на
имущество физических лиц за 2021 год в размере 1032 руб., пени за период с
03.02.2021 по 12.08.2023 в сумме 7782 руб. 28 коп. на недоимку по страховым
взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское
страхование за 2020 год, всего – 10 094 руб. 28 коп.
В удовлетворении требований Управления Федеральной налоговой службы
России по Ульяновской области о взыскании с Казаковой Анны Геннадьевны пени на
недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и
обязательное медицинское страхование за 2017, 2018, 2019, 2020 годы за период с
10.01.2018 по 02.02.2021 отказать.
Взыскать с Казаковой Анны Геннадьевны в доход муниципального бюджета
государственную пошлину в размере 404 руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня
его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.05.2024.