Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 21.05.2024, опубликован на сайте 31.05.2024 под номером 112736, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоставлении по результатам проверки протокола об административном правонарушении, в невозбуждении дела об административном правонарушении по ст.7.9 КоАП РФ в отношении лиц, допустивших нарушение лесного законодательства, возложении обязанности составить по результатам проверки протокол об административном правонарушении, возбудить в отношении лиц, допустивших нарушение лесного законодательства, дело об административном правонарушении по ст.7.9 КоАП РФ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-006349-44

Судья Царапкина К.С.                                                                   Дело №33а-2239/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             21 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Каймакова Ювеналия Александровича, Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27 ноября 2023 года по делу №2а-6201/2023, которым постановлено:

административные исковые требования Сущева Сергея Александровича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, выразившееся в несоблюдении порядка рассмотрения обращения Сущева Сергея Александровича от 05 декабря 2022 года о привлечении к административной ответственности.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обязанность рассмотреть обращение Сущева Сергея Александровича от 05 декабря 2022 года о привлечении к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении административного иска к государственному казенному учреждению Ульяновской области «Николаевское лесничество» Сущеву Сергею Александровичу отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Сущев С.А., действуя в своих интересах и в интересах жителей пос. Белое озеро Дубровского сельского поселения Николаевского района Ульяновской области, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, государственному казенному учреждению Ульяновской области «Николаевское лесничество» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении проверки соблюдения Каймаковым Ю.А. и Каймаковой Е.А. лесного законодательства на лесных участках с кадастровыми номерами *** и ***, образованных на земельном участке с кадастровым номером ***, относящимся к защитным лесам лесного фонда ***, в несоставлении по результатам проверки акта и протокола об административном правонарушении, в невозбуждении дела об административном правонарушении по ст.7.9 КоАП РФ в отношении лиц, допустивших нарушение лесного законодательства, и в непринятии при этом мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также в невыдаче указанным лицам предписания (требования) об устранении выявленного нарушения.

Также административным истцом были заявлены требования о возложении на административных ответчиков обязанности провести проверку соблюдения Каймаковым Ю.А. и Каймаковой Е.А. лесного законодательства на указанных лесных участках, составить по результатам проверки акт или протокол об административном правонарушении, возбудить в отношении лиц, допустивших нарушение лесного законодательства, дело об административном правонарушении по ст.7.9 КоАП РФ, выдать указанным лицам предписания (требования) об устранении выявленного нарушения.

В обоснование требований административный истец указал, что проживает на территории с.Белое озеро Николаевского района Ульяновской области. 05.12.2022 он направил в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обращение о необходимости проведения контрольных мероприятий соблюдения лесного законодательства на лесных участках с кадастровыми номерами ***, расположенных в *** *** самовольно занятых Каймаковым Ю.А. и Каймаковой Е.А., возбуждении в отношении них дела об административном правонарушении, выдаче им предписания об устранении выявленных нарушений путем демонтажа забора, возведенного по периметру участков.

Письмом от 28.12.2022 Министерство сообщило о невозможности проведения внеплановой проверки. В ответ на это сообщение он направил в Министерство письмо от 30.12.2022 об отсутствии каких-либо препятствий в проведении проверки. Указанное письмо осталось без ответа, каких-либо действий со стороны Министерства предпринято не было, что является незаконным и необоснованным.

Определением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20.02.2023 (материал М-711/2023) Сущеву С.А. было отказано в принятии искового заявления в интересах жителей пос.Белое озеро Дубровского сельского поселения Николаевского района Ульяновской области, а также административного иска к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, государственному казенному учреждению Ульяновской области «Николаевское лесничество» о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоставлении по результатам проверки протокола об административном правонарушении, в невозбуждении дела об административном правонарушении по ст.7.9 КоАП РФ в отношении лиц, допустивших нарушение лесного законодательства, возложении обязанности составить по результатам проверки протокол об административном правонарушении, возбудить в отношении лиц, допустивших нарушение лесного законодательства, дело об административном правонарушении по ст.7.9 КоАП РФ (том 1 л.д. 3-4).

Апелляционным определением судьи Ульяновского областного суда от 30.05.2023 (дело №33а-2475/2023) указанное определение судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска оставлено без изменения, частная жалоба Сущева С.А. – без удовлетворения (том 1 л.д. 202-203).

Кассационным определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2023 определение судьи ленинского районного суда от 20.02.2023 и апелляционное определение судьи Ульяновского областного суда от 30.05.2023 отменены. Материал по административному исковому заявлению Сущева С.А. к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, государственному казенному учреждению Ульяновской области «Николаевское лесничество» о признании бездействия незаконным направлен в Ленинский районный суд г. Ульяновска со стадии принятия к производству.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Каймаков Ю.А., Каймакова Е.А., Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администрация муниципального образования «Дубровское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, ГУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий «Белое озеро».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Каймаков Ю.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что судом неверно применены нормы п.1.1, п.2.1 и п.2.19 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П, поскольку они применяются к землям лесного фонда. Однако с августа 2022 года земельные участки с кадастровыми номерами *** имеют категорию - земли населенных пунктов. Следовательно, земельные участки, на которые указывает Сущев С.А., Министерству не подведомственны, вмененное судом бездействие по стороны указанного органа отсутствует, права административного истца не нарушены.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области также просит отменить принятое по делу решение.

Указывает, что административный иск был рассмотрен судом в отсутствие представителя административного ответчика без подтверждения о его надлежащем уведомлении и ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие.

Считает, что Сущев С.А. неправомерно заявил требования в интересах жителей пос. Белое Озеро Дубровского сельского поселения Николаевского района Ульяновской области, поскольку законом ему такое право не предоставлено.

Полагает, что суд не вправе рассматривать в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с применением норм КоАП РФ.

Указывает на отсутствие оснований для вынесения судом решения от 27.11.2023, поскольку по заявленным Сущевым С.А. требованиям имеется вступившее в законную силу решение суда от 14.09.2023. Сведениями об обжаловании данного решения Министерство не обладает.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерства Сущев С.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Как установлено судом, Сущев С.А. проживает на территории с. Белое озеро Николаевского района Ульяновской области.

05.12.222 административный истец направил в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обращение о проведения контрольных мероприятий соблюдения лесного законодательства на лесных участках с кадастровыми номерами ***, расположенных в *** *** занятых Каймаковым Ю.А. и Каймаковой Е.А., возбуждении в отношении них дела об административном правонарушении, выдаче им предписания об устранении выявленных нарушений путем демонтажа забора, возведенного по периметру участков.

Письмом от 28.12.2022 Министерство сообщило о невозможности проведения проверочных мероприятий, несмотря на то, что в своем обращении Сущев С.А. просил возбудить в отношении Каймакова Ю.А. и Каймаковой Е.А., допустивших нарушение лесного законодательства на лесных участках с кадастровыми номерами ***, расположенных *** дело об административном правонарушении по ст. 7.9 КоАП РФ.

Проверка на предмет наличия или отсутствия в действиях Каймакова Ю.А. и Каймаковой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области не проводилась, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в установленном законом порядке не выносились.

Принимая решение об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в связи с несоблюдением порядка рассмотрения обращения Сущева С.А. от 05.12.2023 о привлечении к административной ответственности и возложении на Министерство обязанности по рассмотрению обращения Сущева С.А. от 05.12.2022 о привлечении к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями главы 28 КоАП РФ, которыми предусмотрена обязанность уполномоченного должностного лица по рассмотрению обращения лица о привлечении к административной ответственности с принятием по такому обращению соответствующего процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Установив, что в силу Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П, Министерство является возглавляемым Правительством Ульяновской области исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области; в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану и рассматривает подведомственные дела об административных правонарушениях (пункты 1.1, 2.1, 2.19), суд пришел к правильному выводу о невыполнении данным административным ответчиком обязанности по надлежащему рассмотрению обращения Сущева С.А. о привлечении граждан к административной ответственности за нарушение лесного законодательства, с направлением в его адрес соответствующего процессуального решения.

Довод Министерства в апелляционной жалобе о ненадлежащем извещении о судебном заседании от 27.11.2023 не может быть признан состоятельным и не влечет отмену решения суда.

Как усматривается из материалов дела, по делу состоялось одно судебное заседание, которое начато 23.11.2023 и продолжено после перерыва 27.11.2023, резолютивная часть решения оглашена 27.11.2023.

О назначении судебного заседания по делу на 23.11.2023 Министерство природных ресурсов и экологии было извещено надлежаще. 20.11.2023 от Министерства в суд поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором содержалось ходатайство о проведении судебного заседания 23.11.2023 в отсутствие представителя.

То обстоятельство, что в судебном заседании 23.11.2023 судом был объявлен перерыв на четыре дня, и решение по делу принято после перерыва 27.11.2023, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного ответчика.

В соответствии со ст.169.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте проведения заседания, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, проводимого после перерыва, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

Довод Министерства о том, что Сущевым С.А. неправомерно заявлены требования в интересах жителей пос. Белое Озеро Дубровского сельского поселения Николаевского района Ульяновской области, является несостоятельным, так как данные требования не были предметом рассмотрения суда.

Ссылка в жалобе на то, что суд не вправе рассматривать в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с применением норм КоАП РФ, также не может быть признана состоятельной, поскольку отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенный уполномоченным должностным лицом не в форме определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ответ должностного лица, принятый без вынесения установленного главой 28 КоАП РФ соответствующего процессуального решения, могут быть оспорены в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на что указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2021 №9-П.

Отсутствуют основания и для вывода о том, что требования Сущева С.А. по настоящему административному делу аналогичны его требованиям, рассмотренным решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14.09.2023 (дело №2а-4441/2023). Данный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и ему в решении дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Доводы Каймакова Ю.А. в апелляционной жалобе о том, что земельные участки с кадастровыми номерами *** с августа 2022 года имеют категорию - земли населенных пунктов, в связи с чем неподведомственны Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, не опровергают правильность принятого по делу решения суда и не влекут его отмену.

Обжалуемое решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, верно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие правоотношения сторон. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Каймакова Ювеналия Александровича, Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.05.2024.