Судебный акт
О взыскании налогов и пени
Документ от 21.05.2024, опубликован на сайте 10.06.2024 под номером 112720, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по ЕНС, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-006765-92

Судья Павлов Н.Е.                                                                        Дело №33а-2253/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             21 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мамыкина Юрия Владимировича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 16 января 2024 года по делу №2а-137/2024, которым постановлено:

административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Мамыкина Юрия Владимировича, *** года рождения, зарегистрированного по адресу: *** в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 4500 руб., транспортному налогу за 2021 год в размере 4500 руб., налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1142 руб., налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 1256 руб., налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 1038 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в размере 31 102,50 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год в размере 8766 руб., страховым взносам, уплачиваемым отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере за 2023 год в размере 4775,21 руб., пени за период с 02.12.2016 по 16.10.2023 в размере 7918,94 руб., а всего 64 998,65 руб.

Взыскать с Мамыкина Юрия Владимировича в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 2150 руб.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

 

УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Мамыкину Ю.В. о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пеням.

В обоснование административного иска указало, что Мамыкин Ю.В. с 27.08.2021 по 07.02.2023 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов.

Налоговым органом исчислены страховые взносы за 2022 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 34 445 руб.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8766 руб. Кроме того, исчислены страховые взносы в совокупном фиксированном размере за 2023 год в сумме 4775,21 руб.

В связи с имевшейся переплатой, остаток задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2022 год составляет 30 445 руб.

06.02.2023 Мамыкиным Ю.В. представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2022 год, согласно которой сумма полученного дохода за налоговый период составила 365 750 руб. Мамыкину Ю.В. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с учетом полученного дохода за 2022 год по сроку уплаты – 22.02.2023 в размере 657,50 руб. (365 750 руб. – 300 000 руб.) х 1%.

Указанные страховые взносы Мамыкиным Ю.В. в установленные сроки не уплачены.

Также Мамыкин Ю.В. имеет в собственности следующие объекты налогообложения:  автомобиль Subaru Forester, государственный регистрационный знак ***  квартира (1/4 доли в праве общей долевой собственности) по адресу:  ***; квартира (1/2 доли в праве общей долевой собственности) по адресу: г***

30.01.2020 ПАО СК «РОСГОССТРАХ» в налоговый орган представило справку о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год №154 от 30.01.2020, согласно которой ответчик в 2019 году получил доход в размере                 450 000 руб., с которого не был удержан налог на доходы физических лиц в сумме 58 500 руб. В связи с частичным погашением задолженности 11.02.2021 в порядке зачета остаток задолженности по НДФЛ за 2019 год составил 1038 руб.

На 01.01.2023 у Мамыкина Ю.В. имелась задолженность по пени в общей сумме 2953,40 руб., начисленным в связи с неуплатой в установленные сроки:

- задолженности по транспортному налогу. Пени в размере 1807,52 руб. начислены в связи с неуплатой в установленные сроки налога за 2015 год (по сроку – 01.12.2016) в размере 4488 руб., за 2017 год (по сроку – 03.12.2018) в размере 4488 руб., за 2018 год (по сроку - 02.12.2019) в размере 4488 руб., за 2019 год (по сроку - 01.12.2020) в размере 6741 руб., за 2020 год (по сроку - 01.12.2021) в размере 4500 руб., за 2021 год (по сроку - 01.12.2022) в размере 4500 руб.;

- задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов. Пени в размере 89,85 руб. начислены в связи с неуплатой в установленные сроки налога за 2019 год (по сроку - 01.12.2020) в размере                 1038 руб., за 2020 год (по сроку -  01.12.2021) в размере 1142 руб., за 2021 год (по сроку - 01.12.2022) в размере 1256 руб.;

- задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ. Пени в размере 610,49 руб. начислены в связи с неуплатой в установленный срок налога за 2019 год (по сроку - 01.12.2020) в размере 58 500 руб.;

- задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017). Пени в размере 353,70 руб. начислены в связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов за 2021 год (по сроку - 10.01.2022) в размере 11 252,13 руб.;

- задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федеральной фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017. Пени в размере 91,84 руб. начислены в связи с неуплатой в установленный cpoк страховых взносов за 2021 год (по сроку - 10.01.2022) в размере 2921,92 руб.

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ Мамыкину Ю.В. было направлено требование об уплате налога, пеней, штрафа № 78796 от 09.07.2023 со сроком уплаты до 31.08.2023.

Однако до настоящего времени Мамыкин Ю.В. задолженность по налогам и пеням не погасил. Судебный приказ о взыскании задолженности отменен по заявлению должника.

УФНС России по Ульяновской области просило взыскать с Мамыкина Ю.В. задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 4500 руб., транспортному налогу за 2021 год в размере 4500 руб., налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1142 руб., налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 1256 руб., налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 1038 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в размере 31 102,50 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год в размере 8766 руб., страховым взносам, уплачиваемым отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере за 2023 год в размере 4775,21 руб., пени за период с 02.12.2016 по 16.10.2023 в размере 7918,94 руб., а всего 64 998,65 руб.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО СК «Росгосстрах».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мамыкин Ю.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Полагает, что налоговым органом пропущен трехлетний срок исковой давности, а именно: пени взысканы, начиная с 2016 года, транспортный налог в размере 4500 руб. за 2020 год, налог на доходы физических лиц в размере 1038 руб. за 2019 год. Однако данное обстоятельство судом не учтено.

В возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ней УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45  НК РФ).

Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщиками  транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего  Кодекса, если иное не  предусмотрено  настоящей статьей.

В соответствии с п. 3 ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее - НК РФ) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Согласно пп.2 п.1 ст.419 и пп.1 и 2 п.1 ст.430 НК РФ адвокаты признаются плательщиками страховых взносов и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Согласно статье 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1)              страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 руб. за расчетный период 2022 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

2)              страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей за расчетный период 2021 года, 8766 рублей за расчетный период 2022 года.

Согласно пункту 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу п.3 ст.48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее                10 тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Мамыкин Ю.В., *** года рождения, стоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.

С 27.08.2021 по 07.02.2023 он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов.

Налоговым органом исчислены страховые взносы за 2022 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 34 445 руб.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8766 руб.

Кроме того, начислены страховые взносы в совокупном фиксированном размере за 2023 год в сумме 4775,21 руб. В связи с имевшейся переплатой, остаток задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2022 год составляет 30 445 руб.

06.02.2023 Мамыкиным Ю.В. представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2022 год, согласно которой сумма полученного дохода за налоговый период составила 365 750 руб. Мамыкину Ю.В. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с учетом полученного дохода за 2022 год по сроку уплаты – 22.02.2023 в размере 657,50 руб. (365 750 руб. – 300 000 руб.) х 1%.

Указанные страховые взносы Мамыкиным Ю.В. в установленные сроки не уплачены.

Кроме того, Мамыкин Ю.В. имеет в собственности следующие объекты налогообложения: 

автомобиль Subaru Forester, государственный регистрационный знак                    ***

квартира (1/4 доли в праве общей долевой собственности) по адресу:  ***

квартира (1/2 доли в праве общей долевой собственности) по адресу: ***

30.01.2020 ПАО СК «РОСГОССТРАХ» в налоговый орган представило справку о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год №154 от 30.01.2020 (л.д.26), согласно которой ответчик в 2019 году получил доход в размере  450 000 руб., с которого не был удержан налог на доходы физических лиц в сумме 58 500 руб. В связи с частичной оплаты НДФЛ 11.02.2021 в порядке зачета остаток задолженности по НДФЛ за 2019 год составляет 1038 руб.

По состоянию на 01.01.2023 у Мамыкина Ю.В. образовалось отрицательное сальдо на сумму 19 877,40 руб.

Также по состоянию на 01.01.2023 у Мамыкина Ю.В. имелась задолженность по пени в общей сумме 2953,40 руб., начисленным в связи с неуплатой обязательных платежей в установленные сроки:

- задолженности по транспортному налогу (1807,52 руб.) (л.д.8-9):

пени за период с 02.12.2016 по 17.01.2022 на сумму налога за 2015 год в размере 4488 руб. (по сроку уплаты 01.12.2016) – 22,78 руб.,

пени за период с 04.12.2018 по 07.09.2020 на сумму налога за 2017 год  в размере 4488 руб. (по сроку уплаты 03.12.2018) – 1108,14 руб.,

пени за период с 03.12.2019 по 08.09.2020 на сумму налога за 2018 год в размере 4488 руб. (по сроку уплаты 02.12.2019) – 151,97 руб.,

пени за период с 02.12.2020 по 11.10.2021 на сумму налога за 2019 год в размере 6741 руб. (по сроку уплаты 01.12.2020) – 180,90 руб.,

пени за период с 02.12.2021 по 31.12.2022 на сумму налога за 2020 год в размере 4500 руб. (по сроку уплаты 01.12.2021) – 309,98 руб.,

пени за период с 02.12.2022 по 31.12.2022 на сумму налога за 2021 год в размере 4500 руб. (по сроку уплаты 01.12.2022) – 33,75 руб.;

 

- задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (89,85 руб.) (л.д.9):

пени за период с 02.12.2020 по 12.01.2021 в связи с неуплатой в установленные сроки налога за 2019 год в размере 1038 руб. (по сроку уплаты 01.12.2020) – 1,77 руб.,

пени за период с 02.12.2021 по 31.12.2022, начисленные на сумму налога за 2020 год в размере 1142 руб. (по сроку -  01.12.2021) – 78,66 руб.,

пени за период с 02.12.2022 по 31.01.2022, начисленные на сумму налога                                                                                          за 2021 год в размере  1256 руб. (по сроку - 01.12.2022) – 9,42 руб.;

 

- задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (610,49 руб.) (л.д.9):

пени за период 02.12.2020 по 15.01.2021, начисленные в связи с неуплатой в установленный срок НДФЛ за 2019 год в размере 58 500 руб. (по сроку уплаты 01.12.2020) - 610,49 руб.;

 

- задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) - 353,70 руб. -  пени, начисленные за период с 11.01.2022 по 31.03.2022 в связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов за 2021 год в размере 11 252,13 руб. (по сроку уплаты 10.01.2022) (л.д.9 оборот);

 

- задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхована работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федеральной фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года  - 91,84 руб. – пени, начисленные за период с 11.01.2022 по 31.03.2022 в связи с неуплатой в установленный cpoк страховых взносов за 2021 год в размере 2921,92 руб. (по сроку уплаты 10.01.2022) (л.д.9 оборот).

Задолженность по транспортному налогу за 2015 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка №6 Заволжского судебного района г.Ульяновска № 2а-1201/2017 от 09.08.2017, на основании которого 26.09.2017 возбуждено исполнительное производство ***. Исполнительное производство окончено 21.12.2017 на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание).

Повторно судебный приказ для принудительного исполнения административным истцом в службу судебных приставов не предъявлялся, что следует из возражений на апелляционную жалобу от 17.05.2024.

Задолженность по транспортному налогу за 2017 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 6 Заволжского судебного района г. Ульяновска № 2а-1861/2019 от 22.07.2019, на основании которого 01.10.2019 возбуждено исполнительное производство №***. Исполнительное производство окончено 18.10.2019 на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (фактическое исполнение).

Задолженность по транспортному налогу за 2018 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 6 Заволжского судебного района г. Ульяновска № 2а-2212/2020 от 10.07.2020, на основании которого 24.08.2020 возбуждено исполнительное производство №***. Исполнительное производство окончено 15.09.2020 на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (фактическое исполнение).  

Задолженность по транспортному налогу за 2019 год погашена ответчиком 11.10.2021.

Задолженность по налогу на имущество за 2019 год погашена ответчиком 12.01.2021.

Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2021 год взыскана в порядке ст. 47 НК РФ постановлением № 280000329 от 17.03.2022, на основании которого 18.03.2022 возбуждено исполнительное производство *** Исполнительное производство окончено 08.04.2022 на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (фактическое исполнение).

Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Отрицательное сальдо Мамыкина Ю.В.  образовалось 01.01.2023.

Постановлениями Правительства РФ от 20.10.2022 №1874, от 29.03.2023 №500 увеличены на 6 месяцев предельные сроки направления требований об уплате задолженности в 2022 - 2024 годах.

В соответствии со ст. 69 НК РФ Мамыкину Ю.В. было направлено требование об уплате налога, пени, штрафа № 78796 от 09.07.2023 со сроком уплаты до 31.08.2023.

Однако до настоящего времени Мамыкин Ю.В. задолженность по налогам, пени не погасил.

Разрешая административный спор, и удовлетворяя требования налогового органа в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по уплате налогов добровольно административным ответчиком не исполнена, у Мамыкина Ю.В. имеется задолженность по нескольким видам налогов, сформировалось отрицательное сальдо, сроки и процедура по обращению в суд налоговым органом соблюдена.

Однако судом не было учтено  следующее обстоятельство.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога в процентах от неуплаченной суммы налога (п.п.3, 4 ст.75 НК РФ).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 НК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17.12.1996 № 20-П, Определение от 08.02.2007 № 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17.12.2015 №422-О, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Между тем, возможность принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу за 2015 год налоговым органом утрачена.

Так, транспортный налог за 2015 год был взыскан судебным приказом мирового судьи судебного участка №6 Заволжского судебного района г.Ульяновска №2а-1201/2017 от 09.08.2017, на основании которого 26.09.2017 возбуждалось исполнительное производство №***. Данное исполнительное производство было окончено 21.12.2017 на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание), но повторно судебный приказ для принудительного исполнения административным истцом в службу судебных приставов не предъявлялся.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной о пропуске налоговым органом трехлетнего срока исковой давности по пени, начиная с 2016 года, заслуживают внимания: пени, начисленные за период с 02.12.2016 по 17.01.2022 на сумму налога за 2015 год в размере 4488 руб. (по сроку уплаты 01.12.2016), в сумме 22,78 руб. взысканию не подлежат.

Следовательно, в указанной части решение суда подлежит изменению, сумма взысканной недоимки – уменьшению.

Что касается доводов апелляционной жалобы Мамыкина Ю.В. относительно пропуска 3-летнего срока по взысканию транспортного налога за 2020 год и налога на доходы физических лиц в размере 1038 руб. за 2019 год, то они судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании закона.

Положениями п. 1 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Заявление о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

При исчислении срока, дающего право налоговому органу на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, необходимо учитывать следующее.

По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Обязанность по исчислению суммы транспортного, земельного налога, налога на имущество физических лиц возлагается на налоговый орган.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) исчисляется и уплачивается самостоятельно налогоплательщиком (п. 7 ст. 6.1, п. 4 ст. 228 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено статьей 70 НК РФ.

Между тем, срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным. Пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения срока на принудительное взыскание таких платежей при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в статьях 48, 52 и 70 НК РФ, не может служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Требование от 09.07.2023 №78796 со сроком уплаты до 31.08.2023, содержало указание, в том числе на наличие задолженности по транспортному налогу за 2020 год (срок уплаты 01.12.2021) и налога на доходы физических лиц в размере 1038 руб. за 2019 год (по сроку - 01.12.2020), было направлено           Мамыкину Ю.В. и вручено ему 09.07.2023, то есть в пределах 3-летнего срока.

Кроме того, налог на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 58 500 руб. был частично погашен 11.02.2021 в порядке зачета, то есть остаток задолженности по НДФЛ за 2019 год в размере 1038 руб. сформировался 11.02.2021.

В связи с неисполнением требования в срок до 31.08.2023 административный истец обратился 20.10.2023 к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

На момент обращения к мировому судье с данным заявлением отрицательное сальдо Мамыкина Ю.В. составляло 64 486,65 руб.

Судебным приказом от 23.10.2023  спорная задолженность была взыскана с Мамыкина Ю.В.

17.11.2023 по заявлению должника определением мирового судьи судебный приказ от 23.10.2023 был отменен.

06.12.2023 налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском, то есть в установленный законом 6-месячный срок.

Следовательно, в отношении остальных административных требований имелись основания для взыскания суммы задолженности обязательных платежей, недоимка плательщиком налога не уплачена, предусмотренный федеральным законом срок обращения в суд соблюден, расчет размера взыскиваемой денежной суммы осуществлен верно.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2 ст. 75 НК РФ).

Согласно положениям п.2 ч.1 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В связи с уменьшением размера задолженности за счет исключения пени, начисленных на сумму транспортного налога за 2015 год, подлежит уменьшению размер госпошлины, взысканной с Мамыкина Ю.В. в доход местного бюджета.

В остальной части решение является правильным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 16 января 2024 года изменить в части периода и суммы взысканных с Мамыкина Юрия Владимировича пени, общей суммы взысканной недоимки, а также госпошлины, указав в резолютивной части решения на взыскание с Мамыкина Юрия Владимировича в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области пени за период с  04.12.2018 по 16.10.2023 в размере 7896,16 руб., а всего 64 975,87 руб., уменьшить размер госпошлины, подлежащей взысканию с Мамыкина Юрия Владимировича в доход муниципального образования «город Ульяновск» до              2149 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мамыкина Юрия Владимировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.05.2024