Судебный акт
Компенсация
Документ от 28.05.2024, опубликован на сайте 10.06.2024 под номером 112706, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-185/2024

73OS0000-01-2024-000158-87

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

28 мая 2024 года                                                                      г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Земляновой Ирины Владимировны к администрации г.Ульяновска, финансовому управлению администрации г.Ульяновска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Землянова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска по гражданскому делу № *** от 12 января 2012 года удовлетворены ее исковые требования к администрации города Ульяновска о понуждении к проведению капитального ремонта *** и всего дома.

20 апреля 2012 года по данному решению суда были возбуждены исполнительные производства. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, чем нарушены её права. До настоящего времени в доме не произведены следующие виды ремонтных работ: не произведен ремонт вертикальных и горизонтальных межпанельных швов, в связи с чем в зимнее время в квартире задувает ветер и холодно, в весенний период при косом дожде вода проникает в квартиры, не заменены оконные блоки в подъезде, не выполнены работы по замене канализационных труб, труб ХВС и ГВС, что привело к протечке холодной воды по стене на 1 этаже 6-го подъезда. В результате этого стены на 1 этаже шестого подъезда в плесени. Период неисполнения решения суда на момент поддачи иска – 16 апреля 2024 года, составляет 12 лет 2 мес. 

В связи с  этим Землянова И.В. просила присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере       80 000 руб.

Суд привлек к участию  в деле в качестве соответчика муниципальное образование «город Ульяновск» в лице финансового управления администрации г.Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска, в качестве заинтересованного лица Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (далее также ГМУ ФССП России) и его территориальное подразделение - СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России. 

В судебном заседании Землянова И.В. поддержала заявленные требования. 

Представитель администрации г.Ульяновска и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска в последнее судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на иск просил отказать в удовлетворении требований истца. Указал на то, что администрация г.Ульяновска не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г.Ульяновска. Вместе с тем по состоянию на 2024 года в службе судебных приставов по Ульяновской области находится на исполнении более 329 исполнительных производств по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов в ***, для исполнения которых требуется более 5 млрд. руб.

Решением Ульяновской Городской Думы от 6 декабря 2023 года № 187 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026» годов по строке бюджета «Капитальный, текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов и капитальный, текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию города Ульяновска» в 2024 году предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 150,00 млн. руб. Таким образом, имеет место дефицит бюджетных средств для исполнения решения суда в полном объеме.

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава муниципального образования «город Ульяновск») и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает.

Администрация города Ульяновска не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда администрации города Ульяновска необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ.

В настоящее время составляются и корректируются сметные расчеты, на основании которых Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска формируется потребность в денежных средствах для исполнения судебных решений, возложенных на администрацию города Ульяновска, по проведению работ, связанных с капитальным ремонтом домов.

Сообщае, что выполнялись работы по капитальному ремонту кровли в 2017 году, в 2023 и 2024 выполнялись и выполняются работы по замене трубопровода холодного, горячего водоснабжения, и канализации в подвале дома.

В 2023 году в рамках муниципального контракта выполнены работы по ремонту 6-ого подъезда, а именно: заменена электропроводка, в том числе отремонтированы электрощитовые в подъезде и над крыльцом, восстановлено освещение на лестничных площадках.

В 2024 году в рамках муниципального контракта запланировано выполнение ремонта 6 подъезда: ремонт вертикальных и горизонтальных межпанельных швов; замена трубопровода водоотведения (водосток); замена оконных блоков на лестничных площадках; ремонт кирпичной кладки в цокольной части 6 подъезда.

Ранее решениями Ульяновского областного суда от 13 октября 2017 года и от 14 января 2021 года в пользу Земляновой И.В. уже присуждалась компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в суммах, соответственно, 7000 руб. и 30 000 руб.

Взыскание компенсации в размере 80 000 рублей за период неисполнения решения суда продолжительностью  12 лет и 2 месяца нарушает имущественные права администрации города Ульяновска.

Финансовое управление администрации города Ульяновска также просило отказать в удовлетворении заявленных требований. Указало при этом, что финансовое управление администрации города Ульяновска в рамках возложенных на него полномочий проектирует предельные объёмы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств.

Отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции, в том числе,  в области жилищных отношений - создание условий для управления многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска (в силу п. 4.1 Положения, утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 24 мая 2006 года № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска».) Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время составляются и корректируются сметные расчеты, на основании которых Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска формируется потребность для исполнения судебных решений, возложенных на администрацию города Ульяновска, по проведению работ, связанных с капитальным ремонтом домов,

В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 6 декабря 2023 года № 187 в пределах утвержденных бюджетных обязательств на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в городе Ульяновске в бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год, 2025 и 2026 годы предусмотрено по 150 000,0 тыс. рублей на каждый год.

Администрация г.Ульяновска не отстраняется от исполнения решения суда, а предпринимает все меры для его исполнения в рамках выделенного финансирования.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы административных дел Ульяновского областного суда № ***, № ***, обозрев материалы исполнительных производств № *** и ***, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что вступившим в законную силу 17 февраля 2012 года решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 января 2012 года удовлетворены исковые требования собственников жилых помещений в ***: Земляновой И.В., *** - на мэрию города Ульяновска возложена обязанность выполнить капитальный ремонт указанного многоквартирного дома: ремонт кровли дома, заменить трубопроводы холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления и канализации в подвале дома; выполнить капитальный ремонт 6-го подъезда дома: ремонт вертикальных и горизонтальных межпанельных швов, заменить трубопровод водоотведения (водосток), заменить электропроводку, в том числе отремонтировать электрощитовые в подъезде и над крыльцом, восстановив освещение на лестничных площадках, заменить оконные блоки на лестничных площадках, отремонтировать кирпичную кладку в цокольной части подъезда.

2 марта 2012 года Земляновой И.В. судом выданы исполнительные листы серии ***, представленные взыскателем в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

20 апреля 2012 года на основании указанных исполнительных документов возбуждены исполнительные производства №№ ***. Постановлениями судебного пристава-исполнителя от указанной даты должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В рамках исполнительных производств №№ *** судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились постановления о назначении нового срока исполнения, должник привлекался к административной ответственности за неисполнение решения суда.

До настоящего времени решение Ленинского районного суда                        г. Ульяновска от 12 января 2012 года в полном  объеме не исполнено. В частности, до настоящего времени не произведены следующие работы: не заменены трубопроводы центрального отопления и канализации в подвале дома; не выполнен  капитальный ремонт 6-го подъезда дома: ремонт вертикальных и горизонтальных межпанельных швов, не отремонтированы электрощитовые в подъезде, не заменены оконные блоки на лестничных площадках, не отремонтирована кирпичная кладка в цокольной части подъезда.

При этом работы по замене трубопроводов холодного и горячего водоснабжения произведены за счет средств собственников, находящихся на специальном банковском счете, являющихся взносами на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Работы по замене  трубопроводов канализации в подвале дома произведены только в 1 подъезде дома за счет средств собственников, находящихся на специальном банковском счете, являющихся взносами на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Работы в других подъездах дома не произведены в связи с недостаточностью денежных средств собственников, находящихся на специальном банковском счете, являющихся взносами на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

С настоящим административным исковым заявлением Землянова И.В. обратилась в суд 22 апреля 2024 года,  т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Ранее решением Ульяновского областного суда от 13 октября 2017 года по делу № *** с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Земляновой И.В. была взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 7000 рублей за период неисполнения решения суда с 20 апреля 2012 года по 13 октября 2017 года. 

Решением Ульяновского областного суда от  14 января 2021 года с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Земляновой И.В. взыскана компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 30 000 рублей за период неисполнения решения суда с 13  октября 2017 года по 14 января 2021 года (3 года 3 мес. 1 день).

В п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»  разъяснено, что принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.

С учетом вышеизложенных положений законодательства в данном случае оценке подлежит период неисполнения решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 января 2012 года, начиная с 15 января 2021 года (день, следующий за днем принятия Ульяновским областным судом решения о присуждении в пользу истца компенсации по делу  ***) по день рассмотрения настоящего иска. Данный период составляет 3 года 4 мес. 14 дней.

При этом общая продолжительность неисполнения решения суда с момента возбуждения исполнительного производства – 20 апреля 2012 года по день принятия решения по настоящему делу составляет 12 лет 1 мес. 9 дней.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные администрацией г.Ульяновска обстоятельства в обоснование доводов о невозможности своевременного исполнения решения суда свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решений суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными. Отсутствие денежных средств для исполнения решения суда не является уважительной причиной неисполнения решения суда и основанием для отказа в удовлетворении требований истца. 

При таких обстоятельствах Землянова И.В. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств местного бюджета.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя.

Также судом учитывается частичное исполнение решения суда.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд полагает возможным присудить Земляновой И.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административные исковые требования Земляновой  Ирины Владимировны удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Земляновой Ирины Владимировны компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 40 000 рублей, расходы по госпошлине в сумме 300 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Земляновой Ирине Владимировне отказать.

Решение подлежит исполнению Финансовым управлением администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 30 мая 2024 года.