Судебный акт
Оспаривание бездействия
Документ от 21.05.2024, опубликован на сайте 30.05.2024 под номером 112690, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия дирекции, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2023-001573-07

Судья Земцова О.Б.                                                                       Дело № 33а-2262/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                      21 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 10 января 2024 года по делу №2а-198/2024, по которому постановлено:

административный иск прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ульяновской области», выраженное в неисполнении возложенных на него обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на особо охраняемой природной территории «Винновская роща» с кадастровым номером *** вблизи домов *** по пер.*** в г.Ульяновске.

Возложить обязанность на ОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ульяновской области» в течении 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на особо охраняемой природной территории «Винновская роща» с кадастровым номером *** вблизи домов *** по пер.*** в г.Ульяновске.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора              Сотниковой Ю.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к                          ОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ульяновской области» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения в деятельности административного ответчика, в связи с  бездействием по ликвидации несанкционированной свалки на особо охраняемой  природной территории  «Винновская роща».

На ОГБУ «Дирекция особо охраняемых  территорий Ульяновской области», созданного с  целью обеспечения реализации государственных полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, возложена  обязанность по соблюдению установленного на особо охраняемых территориях областного значения режима особой охраны и принятию мер по  предотвращению негативного воздействия деятельности граждан и юридических лиц на особо охраняемые территории областного значения.

На территории  памятника природы «Винновская роща», относящегося к  особо охраняемым природным территориям регионального значения, вблизи домов *** по пер.*** имеется несанкционированная свалка, что  свидетельствует о нарушении  административным ответчиком  на подведомственной ему территории  требований об устранении негативного  воздействия  на окружающую среду.

Прокурор просил признать незаконным бездействие ОГБУ «Дирекция особо охраняемых  территорий Ульяновской области»,  выразившееся в неисполнении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на особо охраняемой природной территории «Винновская роща» с кадастровым номером *** вблизи домов *** по пер.*** в г.Ульяновске и обязать в течение 3 месяцев ликвидировать несанкционированную свалку.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, ООО «Контракт плюс».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что свалка, образование которой подтверждено актом прокурорской проверки от 29.11.2022, ликвидирована 20.05.2023 в ходе проведения субботника сотрудниками  органов исполнительной власти Ульяновской области и представителей подрядной организации, выполняющей работы по рекультивации нефтезагрязнения на ООПТ. Считает акт от 23.06.2023 недопустимым доказательством, поскольку он был составлен через месяц после ликвидации несанкционированной свалки, что свидетельствует об образовании новой свалки, а не о бездействии административного ответчика.

В судебное заседание кроме прокурора Сотниковой Ю.И., иные                     лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации  и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».    

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Понятие несанкционированной свалки содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Судом установлено,  что постановлением Законодательного собрания  Ульяновской области от 27.11.1997 №30/333 памятник природы «Винновская роща» отнесен к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 18.03.2011  №7 утверждено Положение об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области.

В соответствии с п.5.1 Положения на территории памятника природы запрещаются любые виды деятельности, если они противоречат целям создания памятника природы или причиняют вред природным комплексам и их компонентам, в том числе любые иные виды хозяйственной деятельности, препятствующие сохранению и восстановлению ландшафтного облика памятника природы, без согласования в установленном порядке с уполномоченным органом.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах памятника природы, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный на территории памятника природы режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность (п 5.3 Положения).

В сфере обеспечения реализации государственных полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения распоряжением Правительства Ульяновской области от 20.07.2022 №358-пр создано ОГБУ «Дирекция особо охраняемых  территорий Ульяновской области», на которое возложена обязанность выполнения задач и соблюдения установленного в них режима особой охраны, принятие мер по предотвращению негативного воздействия деятельности граждан и юридических лиц на особо охраняемые территории областного значения, объекты животного и растительного мира, среду их обитания на территории Ульяновской области.

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером *** является ОГБУ «Дирекция особо охраняемых территорий Ульяновской области».

По результатам выезда и осмотра  29.11.2022, 23.06.2023 установлен факт наличия несанкционированной свалки  отходов, расположенной на особо охраняемой  природной территории «Винновская роща» вблизи домов *** по пер. ***.

Принимая решение о признании незаконным бездействия ОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ульяновской области» в части неисполнении  возложенных на него обязанностей по ликвидации  несанкционированной  свалки, расположенной на особо  охраняемой природной территории «Винновская роща», а также возлагая обязанность ликвидировать  несанкционированную  свалку в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда  в законную силу,  суд исходил из того, что  ответчиком, на которого возложена обязанность выполнения задач и соблюдения  установленного  в них режима особой охраны, принятие мер по предотвращению негативного воздействия деятельности граждан и юридических лиц на особо охраняемые территории  областного значения, не соблюдены требования природоохранного законодательства в отношении названного земельного участка.

Поскольку виновное лицо в образовании несанкционированной свалки не установлено, доказательств материалы дела не содержат, обязанность по ее ликвидации обоснованно возложена на ответчика.

Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, дана объективная оценка представленным доказательствам.

Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы  Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области повторяют его позицию в суде первой инстанции, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка. Указанные доводы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, а направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в то время как оснований для такой оценки не имеется.

Предусмотренных ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей  309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от                10 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области - без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23.05.2024.