Судебный акт
Устранение нарушений антитеррористического законодательства
Документ от 21.05.2024, опубликован на сайте 31.05.2024 под номером 112674, 2-я гражданская, о возложении обязанности осуществить оборудование охранной сигнализацией помещения школы, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-005964-35

Судья Алексеева Е.В.                                                                     Дело №33а-2277/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             21 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А., 

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Физико-математический лицей № 38» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 ноября 2023 года по делу №2а-5455/2023, которым постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.

Возложить на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Физико-математический лицей №38» обязанность в течение шести месяцев после вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать охранной сигнализацией помещения лицея, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Лесная, д. 12, восстановить целостность периметрального ограждения территории, установить контрольно-пропускной пункт при въезде на территорию объекта.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Физико-математический лицей № 38» Полетаева В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Сотниковой Ю.И., полагавшей решение суда подлежащим отмене по процессуальным основаниям, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Физико-математический лицей №38» (сокращенное наименование - МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.

В обоснование административного иска указал, что в ходе надзорных мероприятий, проведенных в июне 2023 года прокуратурой района совместно с УВО по г. Ульяновску филиала ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Ульяновской области», установлено, что в образовательном учреждении ненадлежащим образом исполняются Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.

В соответствии с актом обследования и категорирования образовательного учреждения от 13.11.2019 объекту присвоена 1 категория опасности. Однако вопреки подп. «а» п. 25 названных Требований здание образовательного учреждения не оборудовано охранной сигнализацией.

По результатам проверки в целях устранения выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования прокуратурой района 29.06.2023 директору общеобразовательного учреждения внесено представление. В ответе на представление директор образовательного учреждения указывает, что нарушения законодательства об антитеррористической защищенности не устранены в связи с отсутствием надлежащего финансирования.

До настоящего времени лицей не оборудован охранной сигнализацией, имеется нарушение целостности периметрального ограждения, отсутствует контрольно-пропускной пункт при въезде на территорию объекта.

Имеющиеся нарушения требований антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, в связи с чем, нарушаются права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих лицей, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации и указанных нормативных правовых актах.

Прокурор просил обязать МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать охранной сигнализацией помещения МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска», расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Лесная, д. 12, восстановить целостность периметрального ограждения территории, установить контрольно-пропускной пункт при въезде на территорию объекта.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области», Управление образования администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» не соглашается с решением суда, просит его отменить, привлечь к участию в деле в качестве в качестве административных ответчиков Управление образования администрации г.Ульяновска и Финансовое управление администрации г. Ульяновска и принять новое решение с учетом обязанности данных органов исполнительной власти.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда без разрешения вопроса о возложении на Управление образования администрации г. Ульяновска и Финансовое управление администрации г. Ульяновска обязанности по финансированию мероприятий, признанных судом необходимыми для обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования, является незаконным и неисполнимым. Считает недостаточным установленный судом срок для проведения указанных мероприятий.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене принятого по делу решения в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ).

Такие нарушения допущены судом при рассмотрении настоящего административного дела.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В ст.5.2 названного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом в пункте 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.

В соответствии с Уставом МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска», утвержденным приказом Управления образования администрации города Ульяновска от 26.04.2017 №497, лицей является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых оно создано (пункт 1.3).

Учредителем учреждения является муниципальное образование «город Ульяновск». Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска (пункт 1.5).

Организационно-правовая форма учреждения – муниципальное учреждение (пункт 1.9).

Согласно п.п. 7.1, 7.9 -7.10. Устава финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством. Источниками формирования имущества учреждения в денежных и иных формах являются: имущество, закрепленное за учреждением, в соответствии с законодательством Российской Федерации; субсидии, получаемые от учредителя на основании заданий учредителя, а также субсидии, получаемые от учредителя на иные цели; добровольные имущественные, денежные взносы и пожертвования; финансовые средства, полученные от предоставления дополнительных платных образовательных услуг; другие не запрещенные законом источники. Доходы учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктами 7.15, 7.16 Устава предусмотрено, что финансирование учреждения осуществляется учредителем.

В соответствии с Положением об Управлении образования администрации города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 (ред. от 27.03.2024), на Управление возложены следующие функции:

обеспечение содержания зданий и сооружений подведомственных муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 4.1.21);

участие в пределах своей компетенции в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования "город Ульяновск" (пункт 4.1.23);

от имени муниципального образования «город Ульяновск» по специальному поручению администрации города Ульяновска осуществление в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, правовыми актами администрации города Ульяновска, функций и полномочий учредителя подведомственных муниципальных учреждений в областях деятельности Управления (пункт 4.2);

обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности зданий и сооружений подведомственных муниципальных учреждений (пункт 4.3.12);

участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) исполнительными органами Ульяновской области (пункт 4.3.13);

осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4.4.3).

Принимая решение по делу и возлагая на МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» обязанность по устранению нарушений антитеррористической защищенности здания и территории лицея, суд пришел к правильному выводу о том, что принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность пребывающих в лицее несовершеннолетних детей и работников учреждения во время образовательного процесса.

Вместе с тем, возлагая обязанность по устранению нарушений антитеррористического законодательства только на образовательное учреждение, судом не принято во внимание, что финансирование лицея осуществляется учредителем – Управлением образования администрации города Ульяновска, которое от имени муниципального образования «город Ульяновска» осуществляет функции и полномочия в отношении образовательных муниципальных учреждений города Ульяновска, находящихся в его ведении, и является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города на образование, в том числе, бюджетных инвестиций.

С учетом изложенного, судом по делу неверно определен процессуальный статус Управления образования администрации города Ульяновска, поскольку в силу возложенных на него функций и полномочий данный орган должен быть привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.

Так как судом при рассмотрении дела нарушены положения п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует устранить указанные нарушения, привлечь к участию в деле в качестве административного соответчика учредителя образовательного учреждения, исследовать правоустанавливающие документы МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска», учредителя образовательного учреждения, установить правоотношения образовательного учреждения и учредителя в области финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности, верно определить круг лиц участвующих в деле, и принять законное и обоснованное решение в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 ноября 2023 года отменить, административное дело направить в Ленинский районный суд г.Ульяновска на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.05.2024.