Судебный акт
Оспаривание отказа в предоставлении зем.участка
Документ от 14.05.2024, опубликован на сайте 10.06.2024 под номером 112583, 2-я гражданская, о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-007714-23

Судья Елистратов А.М.                                                                  Дело №33а-2085/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             14 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Каминской  Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Логачева Дмитрия Сергеевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 января 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 13 февраля 2024 года, по делу №2а-474/2024, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Логачева Дмитрия Сергеевича к администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о признании  решения от 19.10.2023г. об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** незаконным, признании за Логачевым Дмитрием Сергеевичем права на предоставление указанного участка в аренду отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

Логачев Д.С. обратился в суд с административным иском к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о признании

решения в предоставлении земельного участка незаконным.

В обоснование требований указал, что 09.09.2023 он посредством портала Госуслуги обратился в порядке ст.39.18 Земельного Кодекса РФ в администрацию г.Ульяновска за предоставлением муниципальной услуги о предварительном согласовании предоставления в аренду на 20 лет без проведения торгов земельного участка площадью 1000 кв.м с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, для индивидуального жилищного строительства.

Решением Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска от 19.10.2023 №*** в предоставлении земельного участка ему было отказано. В обоснование административный ответчик указал, что осуществляется согласование проекта постановления о передаче данного участка многодетной семье.

Считает данное решение незаконным, поскольку по состоянию на 09.09.2023 и 15.12.2023 в ЕГРН отсутствует запись о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером ***. Кроме того, в отказе уполномоченного органа отсутствуют сведения о принятом решении о предоставлении испрашиваемого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, то есть фактически земельный участок никому не предоставлен. Заявленное административным ответчиком основание отказа - п.8 ст.39.15, ст.39.16 Земельного кодекса РФ не предусмотрено.

Просил признать решение от 19.10.2023 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** незаконным, признать за Логачевым Д.С. право на предоставление указанного участка в аренду на 20 лет для индивидуального жилищного строительства.

К участию в деле привлечены в качестве административного ответчика администрация г.Ульяновска, в качестве заинтересованных лиц – Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, публично-правовая компания «Роскадастр», Министерство имущественных отношений Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Логачев Д.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить, административные исковые требования удовлетворить.

Полагает, что судом не дана оценка нормам действующего законодательства в сфере земельных отношений в части оснований для отказа в предварительном согласовании земельного участка или в предоставлении земельного участка.

При принятии решения административный ответчик руководствовался нормами регионального законодательства (Закона Ульяновской области от 17.11.2003 №059-ЗО) и своим намерением предоставить спорный земельный участок многодетной семье, то есть отказал по незаконным основаниям, не предусмотренным п.8 ст.39.15, ст.39.16 Земельного кодекса РФ.

Отмечает, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка может обратиться любой гражданин, а право на получение земельного участка имеют не только граждане льготной категории. 

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).

Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).

Согласно ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.

Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено ст.39.6 ЗК РФ.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведены в статье 39.16 ЗК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ранее учтенный земельный участок площадью 1000 кв.м  с кадастровым номером *** (границы установлены), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенным использованием – для строительства индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: ***, находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск». Дата регистрации права 23.07.2015. Сведения об участке внесены в ЕГРН 01.10.2014 (дата постановки по документу 29.10.1999) (л.д.18, 33-39).

Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (л.д.72 оборот), имеются особые отметки об ограничении прав и обременений на данный участок, не зарегистрированных в реестре прав, в пользу ***. на основании распоряжения администрации Ульяновского района Ульяновской области от 29.10.1999 №2247. С 12.09.2023 зарегистрировано обременение в виде  ограничения прав на земельный участок в связи с расположением в приаэродромной территории  на основании приказа Минтранспорта РФ от 18.02.2021(л.д.73)

09.09.2023 Логачев Д.С. через портал Госуслуги обратился в администрацию г.Ульяновск с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка  с кадастровым номером *** в аренду сроком на 20 лет для целей индивидуального жилищного строительства, заявлению присвоен номер *** (л.д.6).

Решением Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска от 19.10.2023 Логачеву Д.С. было отказано на основании п.2 ст.39.16 ЗК РФ (л.д.7).

Из содержания оспариваемого решения следует, что административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду в связи с те, что он предназначен для предоставления в аренду многодетной семье,  проект постановления о предоставлении данного участка в постоянное бессрочное пользование проходит процедуру согласования.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Логачева Д.С., суд первой инстанции исходил из того, что истец не обладает правом на получение в первоочередном порядке земельного участка в аренду.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

По общему правилу, предусмотренному п.1 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Согласно пп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст.39.18 названного кодекса.

Как видно из материалов дела, истец ссылается на то, что обращался с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка.

Между тем, земельный участок площадью 1000 кв.м  с кадастровым номером *** сформирован, его границы установлены.

Таким образом, предусмотренных ст.39.18 ЗК РФ оснований не имеется.

Оснований, указанных в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов по делу также не установлено.

Условия распоряжения земельными участками, расположенными на территории Ульяновской области определены Законом Ульяновской области от 17.11.2003 №059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

Статьей 13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 №059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» предусмотрены случаи внеочередного предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области

В остальных случаях участки в силу ст. 13.6 Закона №059-ЗО предоставление земельного участка гражданину в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности постановки граждан на учет, за исключением случая, указанного в части 1.2 статьи 13.3 настоящего Закона.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом сделан правильный вывод о том, что права административного истца оспариваемым решением не нарушены. Поскольку Логачев Д.С. не относится к категории граждан, которым предоставлено право на получение земельного участка в аренду во внеочередном порядке, то он вправе обратиться с заявлением о предоставлении ему земельного участка в общем порядке (через торги).

При этом в соответствии с чч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд при проверке законности оспариваемого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении (п.15 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Верховный Суд Российской Федерации в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам от 20.03.2024 №44-КАД23-14-К7 обратил внимание на то, что пересмотр решений органов публичной власти должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их отмены, что означает обязанность суда обосновать необходимость изменения или отмены действия решения, не только указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам, но и выяснить наличие материально-правового интереса административного истца, выраженного в том, что отмена решения органа публичной власти приведет к восстановлению нарушенного права.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения административного ответчика от 19.10.2023.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 января 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 13 февраля 2024 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Логачева Дмитрия Сергеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.05.2024