Судебный акт
Оспаривание решения призывной комиссии
Документ от 14.05.2024, опубликован на сайте 10.06.2024 под номером 112545, 2-я гражданская, о признании незаконным решение призывной комиссии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-007287-78

Судья Миллер О.В.                                                                      Дело №33а-2088/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             14 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,                     

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Анисимова Сергея Александровича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 11 января 2024 года по делу №2а-237/2024, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска Анисимова Сергея Александровича к призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании незаконным решения призывной комиссии от 15.12.2023, возложении обязанности устранить  допущенные нарушения порядка проведения призывных мероприятий и вынести решение об освобождении от призыва на военную службу - отказать.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Анисимова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя           ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» - Серулеева А.П., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Анисимов С.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Ульяновской области, военному комиссариату Заволжского района г.Ульяновска о признании незаконным решения.

Указал, что он состоит на воинском учёте в военном комиссариате Заволжского района города Ульяновск Ульяновской области. Решением призывной комиссии Ульяновской области от 14.12.2023 был призван на военную службу. С указанным решением не согласен.

В рамках осеннего призыва 2023 года при прохождении мероприятий по призыву на военную службу административный истец предъявлял жалобы на ***.

Считает, что действия призывной комиссии Ульяновской области нарушают его права и противоречат законодательству Российской Федерации.

Указал, что имеющиеся у него диагнозы подтверждают наличие непризывного заболевания в соответствии с п. «в» ст. 58, п. «в» ст. 66 Расписания Болезней Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (далее - Расписание Болезней).

Однако его жалобы не были учтены, медицинские документы не были приняты во внимание. Члены призывной комиссии Ульяновской области не провели надлежащее медицинское освидетельствование, ссылались на субъективное видение его заболевания. В отношении него не было проведено контрольное медицинское освидетельствование, что является серьезным нарушением. Он был вызван только на беседу с сотрудниками областного военного комиссариата, которые с его медицинскими документами ознакомились поверхностно, не имея медицинского образования, руководствовались собственным мнением. Полагает, что имеются все основания для определения ему категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе по п. «в» ст. 58,  п. «в» ст. 66 Расписания Болезней.

При прохождении дополнительного медицинского обследования были допущены существенные нарушения в постановке диагноза врачом-терапевтом ***., заключающиеся в занижении диагноза, игнорировании его ***, что привело к неверной установке диагноза.

Просил суд признать незаконным решение призывной комиссии  Ульяновской области о призыве на военную службу от 14.12.2023 в отсутствии надлежащего медицинского освидетельствования, дополнительного медицинского обследования; обязать призывную комиссию Ульяновской области устранить допущенные нарушения порядка проведения призывных мероприятий и вынести решение об освобождении от призыва на военную службу.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечена призывная комиссия МО «город Ульяновск», ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», в качестве заинтересованных лиц – военный комиссариат Заволжского района г.Ульяновска, призывная комиссия Заволжского района г.Ульяновска.

В апелляционной жалобе Анисимов С.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

Вопреки мнению суда, считает, что имеющиеся у него заболевания, препятствующие прохождению военной службы, подтверждены медицинскими документами, а не субъективным мнением административного истца. Полагает, что в процессе контрольного медицинского освидетельствования он не прошел осмотр всеми врачами-специалистами, а был осмотрен сотрудниками военкомата, не имеющими медицинского образования. Врачи-специалисты должны были соотнести имеющиеся у него заболевания со статьями Расписания болезней, установить категорию годности «В» и принять решение об освобождении от призыва на военную службу. Отмечает, что в решении суд ссылается на Приказ Министра обороны РФ №240, Минздрава РФ №168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», который утратил силу.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента РФ от 29.09.2023 № 735 «О призыве в октябре - декабре 2023 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» с 1 октября по 31 декабря 2023 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу, в количестве                    130 000 человек.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 28.03.1998  №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом.

В силу ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Согласно ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе (ч.2 ст.5.1).

Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительством РФ от 11.11.2006 №663, установлено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.

В случае невозможности дать заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Как указано в п.4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6 и 11 названного Положения).

В силу п.7 ст.ст.28, 35.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано в досудебном порядке или в суд.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Указом Губернатора Ульяновской области от 22.09.2023 № 93 «Об утверждении составов призывной комиссии Ульяновской области и призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального района (городского округа), и о регулировании некоторых других вопросов, возникающих в связи с призывом граждан на военную службу в октябре - декабре 2023 года» утверждены составы призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального района (городского округа), в том числе, состав призывной комиссии МО «город Ульяновск». 

Анисимов С.А., *** года рождения, с 05.02.2018 состоит на воинском учете в военном комиссариате Заволжского района г. Ульяновска Ульяновской области.

После прохождения медицинского освидетельствования в рамках осеннего призыва 2023 года решением призывной комиссии от 15.12.2023 призван на военную службу, категория годности -  «Б» годен к военной службе с незначительными ограничениями.

С учетом всех представленных медицинских документов и результатов обследований Анисимова С.А. была определена категория годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями в соответствии с Расписанием болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 565 (пп. «а» п.1 ст.22).

Решением призывной комиссии города Ульяновска от 15 декабря 2023 года Анисимов С.А. призван на военную службу. При проведении освидетельствования были учтены данные о состоянии здоровья призывника, заключения врачей-специалистов и данные медицинской документации, имеющейся в личном деле, записи о результатах проведенных мероприятий отражены в учетной карте призывника и его личном деле, медицинские документы приобщены к материалам личного дела призывника и учтены при освидетельствовании.

По заявлению Анисимова  С.А. призывник прошел дополнительное освидетельствование в ГУЗ ЦГКБ г.Ульяновска в период с 21.11.2023 по 27.11.2023. Данные обследования также учтены призывной комиссией.

Заявление о несогласии с результатами медицинского освидетельствования, а также с решением призывной комиссии от 15.12.2023 Анисимов С.А. в призывную комиссию не подавал.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что призывная комиссия исполнила обязанность по организации медицинского освидетельствования Анисимова  С.А., которого обследовали все врачи-специалисты, и с учетом представленных медицинских документов и результатов дополнительных обследований  ему была определена категория годности Б. Поскольку         Анисимов  С.А. заявление в призывную комиссию Ульяновской области о не согласии с решением призывной комиссии не подавал, правом на проведение контрольно-медицинского освидетельствования не воспользовался, бесспорных и достоверных доказательств, характеризующих состояние здоровья и подтверждающих заболеваний, освобождающих его от призыва на военную службу, не представил, то оснований для удовлетворения его административного иска не имеется.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Выводы суда подробно мотивированы в оспариваемом решении, всем юридически значимым обстоятельствам дана правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Как верно указано судом, наличие заболеваний, которые влекут освобождение от военной службы по призыву по состоянию здоровья, в том числе из материалов личного дела призывника, материалы административного дела не содержат. Анисимовым С.А. не представлено данных медицинских документов и в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 574 (абз. 5 п.8 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.

Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абз.1 п.3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

Независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (п.7 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

Однако таким правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не воспользовался.

Бесспорных и достоверных доказательств, характеризующих состояние здоровья и подтверждающих наличие заболеваний, освобождающих его от призыва на военную службу, суду не представлено.

При таких обстоятельствах районный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии сомнений в законности решения призывной комиссии от 15.12.2023.

При разрешении настоящего спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и дал им надлежащую оценку.

В целом, доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, ссылки на Приказ Министра обороны РФ №240, Минздрава РФ №168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», отмены по сути правильного решения суда не влекут.

Кроме того, осенняя призывная кампания 2023 года завершена, и решения призывных комиссий в отношении призывников, которые по состоянию на 31.12.2023 не отправлены к месту службы, остаются нереализованными. Следовательно, оспариваемое решение призывной комиссии МО «город Ульяновск» от 12.10.2023 права Анисимова  С.А. не нарушает.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 11 января 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Анисимова Сергея Александровича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.05.2024