УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0002-01-2023-002544-57
Судья Зубрилина Е.А.
Дело № 33-1998/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 26 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-2358/2023 по апелляционной жалобе Якубова Сергея Рустамовича на решение Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 30 июня 2023 года, которым
постановлено:
в удовлетворении исковых требований Якубова Сергея Рустамовича
к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании
решения *** от 11 апреля 2023 года об отказе в назначении досрочной страховой
пенсии по старости и возложении обязанности
ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1.2
части 1 статьи 8 Федерального закона №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» с
момента обращения, – отказать.
Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения истца
Якубова С.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Якубов С.Р. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным,
включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по
старости.
В обоснование заявленных требований указал, что 05.12.2022
он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости
в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 08.12.2022 ему было отказано в
назначении пенсии по причине отсутствия требуемого страхового стажа 42 года.
При этом в страховой стаж в целях определения права на
досрочную страховую пенсию за длительную работу были засчитаны следующие
периоды: с 07.09.1978 по 01.06.1979 – ***, с 25.11.1979 по 05.11.1981 – служба
по призыву, с 28.01.1982 по 03.03.1986 – ***, с 05.03.1986 по
12.01.1990 – ***, с 13.01.1990 по 31.12.1990 – ***, с 02.11.1992 по 01.12.2000
– ***, с 06.12.2000 по 04.12.2022 – ООО ***.
В страховой стаж в целях определения права на досрочную
страховую пенсию за длительную работу ответчиком не были засчитаны следующие
периоды: с
01.01.1991 по 17.02.1992 – кооператив ***, с 18.02.1992 по
27.05.1992 – кооператив ***, с 28.05.1992 по
03.09.1992 – ***.
В дальнейшем, решением ОСФР по Ульяновской области от
11.04.2023 из его общего и страхового стажа исключены все периоды работы в
Республике Таджикистан и период службы по призыву с 25.11.1979 по 05.11.1981.
Просил признать незаконным решение ОСФР по Ульяновской
области от 11.04.2023 ***, обязать ответчика включить в страховой стаж для
назначения пенсии: службу по призыву с
25.11.1979 по 05.11.1981, периоды работы с 07.09.1978 по 01.06.1979 на ***,
с 20.01.1982 по 03.03.1986
в ***, 05.03.1986 по 13.01.1990 в ***, с 12.01.1990 по 17.02.1992 в
кооперативе ***, с 18.02.1992 по 27.05.1992 в кооперативе ***, с 28.05.1992 по
03.09.1992 на ***, с 02.11.1992 по 01.12.2000 в ***, с 06.12.2000 по 04.12.2022
в ООО ***, назначить страховую пенсию по старости с момента подачи заявления.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок № 24».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Якубов С.Р. считает решение суда
незаконным, просит его изменить.
В
обоснование доводов жалобы указывает, что в резолютивной части решения суда не содержится вывода относительно
заявленных им требований о включении периодов работы в страховой стаж.
Ссылаясь
на Соглашение от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников
Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» отмечает,
что периоды его работы на территории Республики *** по 31.12.1990 включительно
подлежали зачету в общий (страховой) стаж для назначения пенсии на территории
Российской Федерации на основании данных его трудовой книжки, без необходимости
получения дополнительных архивных сведений из указанного государства либо справок
от работодателей.
В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области
просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Якубова С.Р. –
без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским
делам Ульяновского областного суда от 17.10.2023 решение Засвияжского районного
суда г. Ульяновска от 30.06.2023 отменено в части отказа во включении в
страховой стаж Якубова С.Р. периодов работы: с 25.11.1979 по 05.11.1981, с
07.09.1978 по 01.06.1979, с 28.01.1982 по 03.03.1986, с 05.03.1986 по
12.01.1990, с 12.01.1990 по 17.02.1992, с 18.02.1992 по 12.03.1992, в указанной
части принято новое решение, на ОСФР по Ульяновской области возложена
обязанность включить Якубову С.Р. в стаж, дающий право на назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды:
период службы по призыву с 25.11.1979 по 05.11.1981, период работы с 07.09.1978
по 01.06.1979 на ***, с 28.01.1982 по 03.03.1986 в ***, с 05.03.1986 по
12.01.1990 в ***, с 12.01.1990 по 17.02.1992 в кооперативе ***, с 18.02.1992 по
12.03.1992 в кооперативе ***, в остальной части решение суда оставлено без
изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого
кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2024 апелляционное определение
судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от
17.10.2023 отменено в части возложения на ОСФР по Ульяновской области
обязанности включить Якубову С.Р. в стаж, дающий право на назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от
28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующих периодов: период службы по
призыву с 25.11.1979 по 05.11.1981, период работы с 07.09.1978 по 01.06.1979 на
***, с 28.01.1982 по 03.03.1986 в ***, с 05.03.1986 по 12.01.1990 в ***, с
12.01.1990 по 17.02.1992 в кооперативе ***, с 18.02.1992 по 12.03.1992 в
кооперативе ***, в отмененной части дело направлено в Ульяновский областной суд
на новое рассмотрение.
Представители
ответчика, третьего лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и
месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 167, 327
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.
Выслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,
05.12.2022 Якубов Сергей Рустамович, ***, прибывший из Республики ***,
обратился в государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской
Федерации по Ульяновкой области с заявлением о назначении страховой пенсии по
старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В качестве застрахованного лица в соответствии с Законом от 01.04.1996
№27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования» Якубов С.Р. зарегистрирован с 30.09.1999
(л.д. 73-78).
Решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации
от 08.12.2022 *** в назначении пенсии по указанному основанию Якубову С.Р.
отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 42 года (л.д. 35-36,
68 оборот-70).
При этом в страховой стаж в целях определения права на
досрочную страховую пенсию за длительную работу были засчитаны следующие
периоды: с 07.09.1978 по 01.06.1979 – ***, с 25.11.1979 по 05.11.1981 – служба по
призыву, с 28.01.1982 по 03.03.1986 – ***, с 05.03.1986 по 12.01.1990 – ***, с
13.01.1990 по 31.12.1990 – кооператив ***, с 02.11.1992 по 01.12.2000 – ***, с
06.12.2000 по 04.12.2022 – ООО ***.
В страховой стаж в целях определения права на досрочную
страховую пенсию за длительную работу ответчиком не были засчитаны следующие
периоды: с 01.01.1991 по 17.02.1992 - кооператив ***, с 18.02.1992 по
27.05.1992 - кооператив ***, с 28.05.1992 по 03.09.1992 - ***.
Решением ОСФР по Ульяновской области от 11.04.2023 ***
отказано в принятии к зачету в общий и страховой стаж Якубова С.Р. и исключен
из его индивидуального лицевого счета: период службы по призыву с 25.11.1979 по
05.11.1981 на территории Республики ***; периоды работы на территории
Республики ***: с 07.09.1978 по 01.06.1979 на ***, с 28.01.1982 по 03.03.1986 в
***, с 05.03.1986 по 12.01.1990 в ***, с 12.01.1990 по 17.02.1992 в кооперативе
***, с 18.02.1992 по 27.05.1992 в кооперативе ***, с 28.05.1992 по 03.09.1992
на *** (л.д. 43-44, 66 оборот-68).
Указанные
обстоятельства послужили основанием для обращения Якубова С.Р. в суд с
настоящим иском.
Разрешая
спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований
для удовлетворения заявленных Якубовым С.Р. требований, поскольку период
прохождения службы по призыву, а также периоды работы за пределами Российской
Федерации (на территории Республики ***), к периодам, включаемым в страховой
стаж для назначения пенсии по старости по основанию, предусмотренному частью
1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
не относятся.
Проверяя
решение в отмененной судом кассационной инстанции части, судебная коллегия
исходит из следующего.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Частью
3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что в
сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае,
если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила
международного договора Российской Федерации.
Вопросы
в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества
Независимых Государств в спорный период урегулированы Соглашением от 13.03.1992
«О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых
Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение, Соглашение
от 13.03.1992) (прекратившим свое действие с 01.01.2023).
В
соответствии со статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение
граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по
законодательству государства, на территории которого они проживают.
Данным
Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии,
Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
Согласно
пункту 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников
Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от
13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных
основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения
учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих
государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу
настоящего Соглашения.
Распоряжением
Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О
некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на
место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР»
утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам,
прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.
Из
пункта 5 указанных Рекомендаций следует, что для определения права на трудовую
пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам,
прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается
трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также
на территории бывшего СССР.
Периоды
работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на
соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета
указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного
законодательства Российской Федерации.
В
соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ
«О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской
Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №
167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при
соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно
пункту 2 статьи 3 Федерального закона 28.12.2013 № 400‑ФЗ страховой
стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера
суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за
которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и
социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов,
засчитываемых в страховой стаж.
В
силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ
право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60
лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью
1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ установлено,
что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины
и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее
достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не
ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В
соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ
в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые
выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части
первой статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды
начислялись или уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Периоды
работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в
части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории
Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской
Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и
социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным
законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации» (часть вторая статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400‑ФЗ).
Статьей
12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ предусмотрены иные
периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов
является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В
силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ при исчислении
страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального
закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в
страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной
деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального
закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения
военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в
период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной
военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом
указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8
настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период
прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании
исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Частью
8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ установлено,
что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую
пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня
вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой
стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в
период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с
применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным
законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по
выбору застрахованного лица.
Такое
правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий
законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное
обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц,
застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и не может
расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе
заявителя.
Устанавливая
право на назначение страховой пенсии по требуемым истцом основаниям,
законодатель определил порядок исчисления общей продолжительности страхового
стажа, в который подлежат включению лишь периоды, предусмотренные частью 9
статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых
пенсиях», к которым периоды трудовой деятельности на территории Республики
Таджикистан не относятся, уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд России не
производилась.
Из
военного билета ***, выданного 25.10.1979 ***, следует, что Якубов С.Р.
проходил срочную военную службу по призыву в период с 25.11.1979 по 05.11.1981
на территории *** ССР (л.д. 22-31).
Согласно
ранее действующей редакции части 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013
№400-ФЗ для исчисления страхового стажа лиц, указанных в части 1.2. статьи 8
Федерального закона «О страховых пенсиях», в целях определения их права на
страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются)
периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11
данного закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 закона
(период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период
временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются
(засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Из
указанного положения следовало, что для лиц, предусмотренных частью 1.2 статьи
8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», был
установлен особый порядок исчисления продолжительности страхового стажа,
необходимого для назначения пенсии по указанному основанию. При исчислении
страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с
частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» учитывались
только периоды непосредственной работы, при условии начисления и уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды
получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной
нетрудоспособности. Периоды прохождения военной службы, а также другой
приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от
12.02.1993 № 4468-1 (пункт 1 части 1 статьи 12 указанного закона) включению в
страховой стаж в данном случае не подлежали.
Вместе
с тем Федеральным законом от 04.11.2022 № 419-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации», часть 9 статьи 13
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» изложена в
следующей редакции, согласно которой при
исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего
Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по
старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или)
иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального
закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения
военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в
период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной
военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом
указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8
настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период
прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании
исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
При
этом, согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 04.11.2022 № 419‑ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
действие положений, в том числе, Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» (в редакции указанного Федерального закона),
распространяется на правоотношения, возникшие с 24.02.2022.
Учитывая изложенное, военная служба по
призыву не подлежит включению в страховой стаж при определении права истца на
досрочную страховую пенсию в соответствии с положениями части 1.2 статьи 8 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В
трудовой книжке Якубова С.Р. *** от 15.09.1978 имеются записи о периодах его
работы на территории Республики ***: с 07.09.1978 по 01.06.1979 на *** в
должности слесаря-сантехника; с 28.01.1982 по 03.03.1986 в *** в должности
слесаря; с 05.03.1986 по 12.01.1990 *** в должности рабочего по уходу за
св/поголовьем; с 12.01.1990 по 17.02.1992 в кооперативе *** в должности
монтажника; с 18.02.1992 по 27.05.1992 в кооперативе *** в должности сварщика-монтажника;
с 28.05.1992 по 03.09.1992 *** в должности электросварщика (л.д. 8-21).
Спорный
стаж Якубова С.Р. имел место до регистрации его 30.09.1999 в системе
государственного пенсионного страхования.
Вопреки
доводам жалобы, при определении необходимого стажа трудовой деятельности,
учитываемого при назначении страховой пенсии по старости по предусмотренному
частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанию
учитываются только периоды работы, которые выполнялись на территории Российской
Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ), а также четко определенные и поименованные в части 9 статьи 13
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды.
Кроме
того, как следует из пунктов 1, 2 статьи 9 Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения между
Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15.09.2021, ратифицированного Российской Федерацией
Федеральным законом от 14.07.2022 № 242-ФЗ «О ратификации договора между
Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области
пенсионного обеспечения», каждая Договаривающаяся Сторона назначает
пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в
соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим
Договором. При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным
на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством,
понимается: в отношении Российской Федерации – страховой стаж, приобретенный на
территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики; в отношении Республики Таджикистан – страховой
стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской
Социалистической Республики.
Ранее
вопросы в области пенсионного обеспечения
граждан государств
- участников Содружества Независимых Государств в спорный период были урегулированы
Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников
Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». В
частности, пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 было определено,
что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях
и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается
трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также
на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991
«О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1, Союз ССР
прекратил свое существование 12.12.1991, то для установления права на пенсию
гражданам государств - участников Соглашения учитывался трудовой стаж,
приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а
после распада этих государств - до 13.03.1992.
Вместе с тем, Соглашение о гарантиях прав
граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области
пенсионного обеспечения от 13.03.1992 прекратило свое действие с 21.10.2022, в
связи с вступлением в силу Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения
между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15.09.2021 (статья 21
Договора от 15.09.2021).
Поскольку истец обратился за назначением
пенсии 05.12.2022, то есть после прекращения действия Соглашения от 13.03.1992,
то к спорным правоотношениям нормы данного Соглашения от 13.03.1992 неприменимы.
Таким
образом, периоды работы в Республике *** не могут быть учтены при определении
права истца на пенсию по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Учитывая
изложенное, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых
требований Якубова С.Р. о включении в стаж, дающий право на назначение
страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального
закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода службы по призыву с
25.11.1979 по 05.11.1981, периодов работы с 07.09.1978 по 01.06.1979 ***, с
28.01.1982 по 03.03.1986 ***, с 05.03.1986 по 12.01.1990 ***, с 12.01.1990 по
17.02.1992 в кооперативе ***, с 18.02.1992 по 12.03.1992 в кооперативе ***,
является правильным.
Поскольку
на момент рассмотрения дела судом первой инстанции (30.06.2023)
продолжительность страхового стажа Якубова С.Р., дающего право на назначение
страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального
закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляла 30 лет 6 месяцев
19 дней, вместо требуемого страхового стажа 42 года, оснований для
удовлетворения его требований о назначения страховой пенсии не имелось.
В силу изложенного решение суда в проверяемой судебной
коллегией части является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 30 июня 2023 года в части отказа во
включении в страховой стаж Якубова Сергея Рустамовича периодов работы: с 25
ноября 1979 года по 5 ноября 1981 года, с 7 сентября 1978 по 1 июня 1979
года, с 28 января 1982 года по 3 марта 1986 года, с 5 марта 1986 года по 12 января
1990 года, с 12 января 1990 года по 17 февраля 1992 года, с 18 февраля 1992
года по 12 марта 1992 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Якубова
Сергея Рустамовича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Засвияжский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 мая
2024 года