Судебный акт
О назначении пособия на ребенка
Документ от 14.05.2024, опубликован на сайте 27.05.2024 под номером 112491, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности принять решение о назначении и выплате ежемесячного пособия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова О.В.                                               73RS0001-01-2023-006634-62

Дело № 33-2096/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                             14 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 декабря 2023 года по гражданскому делу № 2-5898/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетних Т*** Д*** А***, П*** С*** Е***, удовлетворить.

Признать за Татузовой Валентиной Николаевной, являющейся законным представителем несовершеннолетних Т*** Д*** А***, П*** С*** Е***,, право на получение с 19.07.2023 ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием детей Т*** Д*** А***, *** г.р., и П*** С*** Е***,, *** г.р.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения прокурора Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетних Т*** Д.А., *** года рождения, и П*** С.Е., *** года рождения, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на получение ежемесячного пособия.

В обоснование иска указано, что решением ОСФР по Ульяновской области от 24 июля 2023 г. Татузовой В.Н. отказано назначении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетних Т*** Д.А. и П*** С.Е. в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения. При расчете среднедушевого дохода семьи неправомерно включены суммы уплаченных Татузовым А.С. алиментов на содержание ребенка от первого брака. В случае исключения указанных сумм доход семьи Татузовой В.Н. за указанный период составит 719 360 руб. 58 коп., а среднедушевой доход равен 11 989 руб. 34 коп., что ниже величины прожиточного минимума на 2023 год..

С учетом изложенного, прокурор просил признать право на получение с 19.07.2023 Татузовой В.Н. ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием детей Т*** Д.А. и П*** С.Е.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом незаконно исключена из расчета дохода семьи Татузовой В.Н. сумма алиментов, в размере 81 800 руб., уплачиваемая Татузовым А.С. в пользу Т*** С.Е. Это повлекло уменьшение дохода на каждого члена семьи до размера, не выходящего за рамки прожиточного минимума. Считает, что выводы суда не основаны на нормах закона. Судом необоснованно отклонены доводы о том, что Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия не содержат положений об исключении из дохода семьи заявителя при расчете среднедушевого дохода данной семьи для назначения ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, уплаченных заявителем или членами его семьи алиментов. Обращает внимание, что перечень доходов, подлежащих исключению при расчете среднедушевого дохода семьи, определенный Правилами, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Применение аналогии закона в данном случае также исключается. Полагает, что суд неправомерно ссылается на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2022) от 21.12.2022. Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» не применимо к спорным правоотношениям, а п.3 данного Постановления, в соответствии с которым из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов, утратил силу с 01.01.2023. Решение суда, основано на не полном, не объективном и не всестороннем исследовании всех доказательств по делу и подлежит отмене.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Татузова В.Н. приходится матерью несовершеннолетним П*** С.Е., *** года рождения, и Татузову Д.А., *** года рождения.

Из материалов дела также следует, что 19 июля 2023 г. Татузовой В.Н. через Единый портал государственных услуг было подано заявления в ОСФР по Ульяновской области о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в отношении несовершеннолетних детей Т*** Д.А. и П*** С.Е. (л.д. 97-101).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 24 июля 2023 г. Татузовой В.Н. было отказано в назначении указанного ежемесячного пособия в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения (л.д. 96).

Отказывая в назначении ежемесячной выплаты, ответчик, посчитал, что размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, а в расчет дохода семьи включен весь размер полученного
Татузовым А.С. дохода по месту работы в виде заработной платы без исключения из ее размера уплаченных алиментов.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, установил, что размер среднедушевого дохода семьи Татузовой В.Н., определенный без учета суммы уплаченных ее супругом Татузовым А.С. алиментов на содержание ребенка от предыдущего брака, составляет 11 989 руб. 34 коп., что не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Ульяновской области на 2023 год в размере 12 794 руб.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены виды государственных пособий, в том числе, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (абзац 3 части 1 статьи 3).

В силу статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с 1 января 2023 г. право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.

При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается на каждого такого ребенка.

В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанного пособия, и форма заявления о его назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2022 г. № 2330 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил право на ежемесячное пособие предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации. Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются: беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет 6 и более недель и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель); одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

В силу пункта 3 Правил право на ежемесячное пособие возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с настоящими Правилами, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячного пособия.

Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия приведены в пункте 31 Правил, одним из которых является превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.

В пункте 47 Правил указаны виды доходов, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, в частности в подпункте «г» поименована сумма полученных алиментов.

Согласно пункту 48 Правил среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением ежемесячного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Из приведенных нормативных положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. Так, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Изданными Правительством Российской Федерации во исполнение названного Федерального закона Правилами определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, в том числе суммы полученных алиментов.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что алименты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

Именно из такого понимания правового регулирования отношений по оказанию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, исходил суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора.

Доводы апелляционной жалобы о том, что из доходов семьи Татузовой В.Н. не подлежат исключению суммы алиментов, уплаченных ее супругом Татузовым А.С. на содержание ребенка от первого брака в сумме 81 806 руб.
24 коп., отклоняются судебной коллегией, поскольку они основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм материального права.

Судебная коллегия отмечает, что уплаченные Татузовым А.С. алименты на содержание ребенка от первого брака в сумме 81 806 руб.
24 коп. не привели к увеличению среднедушевого дохода семьи Татузовых, поскольку они этими денежными средствами не могли распорядиться, а за счет уплаченных алиментов увеличился доход семьи получателя алиментов – Т*** С.Е.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.05.2024