Судебный акт
О взыскании расходов на проезд
Документ от 23.04.2024, опубликован на сайте 15.05.2024 под номером 112475, 2-я гражданская, о возложении обязанности возместить расходы, затраченные на проезд к месту лечения и обратно, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-006089-48

Судья Бирюкова О.В.                                                                      Дело № 33-2000/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               23 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 января 2024 года по гражданскому делу №2-57/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  Галеевой Гузели Рашитовны расходы по проезду к месту лечения и обратно в сумме 266 200 руб., компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действуя в интересах              Галевой Г.Р., обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возмещении понесенных расходов на проезд к месту лечения и обратно, взыскании компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об оказании специализированной медицинской помощи и бесплатной медицинской помощи населению было выявлено бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области (далее  также – Министерство), в результате чего *** Галеева Г.Р. вынуждена за счет личных средств самостоятельно четыре  раза в неделю круглогодично посещать медицинский центр ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 4, чтобы получить жизненно необходимое лечение. За период с января 2023 года по июль 2023 года Галеева Г.Р. понесла расходы в сумме 266 200 руб. Согласно справки МСЭ *** Галеевой Г.Р***.

Прокурор просил суд взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Галеевой Г.Р. понесенные расходы на проезд к месту лечения и обратно  в размере 266 200 руб., компенсацию  морального  вреда в сумме 30 000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Фрезениус Нефрокеа», администрация города Ульяновска, ТФОМС Ульяновской области, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда РФ, Антонов Д.А.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новый судебный акт.

В обоснование жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что Галева Г.Р. получает плановое лечение методом ***, диагностические исследования ей не проводятся, лечение получает амбулаторно, а не стационарно, в оказание скорой медицинской помощи и осуществлении медицинской эвакуации не нуждается. Медицинская помощь оказывается ей в плановом режиме, при этом необходимости в экстренной доставке Галеевой Г.Р. не имеется.

Поясняет, что перевозка пациента на автомобильном транспорте не является медицинской услугой, а относится к числу транспортных услуг, так как медицинская помощь не оказывается во время следования пациента к месту лечения т обратно.

Кроме того, медицинская услуга *** предоставляется медицинской организацией ООО «Фрезениус Нефрокеа» в рамках Территориальной программы государственных гарантий и оплачивается из средств ТФОМС.

Также в соответствии с указанием Министерства здравоохранения РФ разработано тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2023 год, в котором по состоянию на 27.01.2023 не предусматривалась оплата доставки больных на процедуру программного *** за счет средств ОМС.

Таким образом, доставка пациента к месту лечения о обратно не является медицинской услугой в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Прямого указания на исполнение обязанности по доставке на *** и определения органа исполнительной власти или юридического лица как исполнителя данной обязанности, действующее законодательство не содержит.

Обращает внимание суда, что обосновывая исковое заявление, истец руководствуется нормами права, в которых предусмотрена обязанность Министерства организовывать оказание специализированной медицинской помощи жителям г. Ульяновска. Данные требования закона выполнены Министерством в полном объеме. Галева Г.Р. получает данный вид медицинской помощи за счет средств Территориальной программы государственных гарантий в ООО «Фрезиуиус Нефрокеа». Данный вид помощи организован для Галеевой Г.Р. бесплатно, медицинская помощь доступна, расходов Галева Г.Р. не имеет.

Кроме того, в пункте 5.8 постановления Правительства Ульяновской области от 29.12.2023 №772-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов») указано, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих ***, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом *** и обратно. Соответственно такое финансирование является правом, а не обязанностью.

В связи с тем, что медицинская услуга *** предоставляется Галеевой Г.Р. медицинской организацией ООО «Фрезениус Нефрокеа», то ее транспортировку осуществляет также ООО «Фрезениус Нефрокеа». Согласно сведениям, полученным от ООО «Фрезениус Нефрокеа» (письмо от 13.09.2023), транспортировка Галеевой Г.Р. в настоящее время не осуществляется в связи с тем, что для транспортировки Галеевой Г.Р. необходим специальный транспорт с сопровождающим для *** пациентов.

Вместе с тем, поясняет, что действующим законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования к транспорту для транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью и нуждающихся в связи с этим в получении услуг диализа в амбулаторных условиях, в лечебные учреждения.

Кроме того, полномочиями по возмещению гражданам денежных средств Министерство не обладает.

Поясняет, что истцом не представлено доказательств причинения ему нравственных и физических страданий по вине Министерства, а также доказательств того, что установлен факт наличия причинно - следственной связи между причинением морального вреда и действием (бездействием) Министерства.

Считает, что размер компенсации морального вреда является завышенным, в связи с чем не соответствует принципу разумности и соразмерности.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация города Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 23 мая 2022  года и  дополнительным решением от 02 ноября 2022 года удовлетворены частично исковые требования прокурора  Заволжского района г. Ульяновска в интересах  Галеевой Гузели Рашитовны  к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности организовать  услугу по проезду к месту лечения и обратно, взыскании понесённых расходов, компенсации морального вреда. С Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  Галеевой Гузели Рашитовны взысканы расходы по проезду к месту лечения  и обратно в сумме 438  000 руб., компенсация морального вреда в сумме 10 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отказано. На  Министерство  здравоохранения Ульяновской  области  возложена обязанность организовать и представить Галеевой Гузели Рашитовне бесплатную медицинскую услугу по транспортировке её от места жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры *** в ООО   «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г.Ульяновск, пр-т Сурова, 4Б и обратно в соответствии с графиком лечения (л.д. 40-45, 46-47).

Указанным решением преюдициально установлено, что истица Галеева Г.Р.  является ***; способность ***  Галеевой Г.Р. ***. Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного  истица Галеева Г.Р.  сама ***, нуждается в транспортировке  в центр ***

Справкой ООО «Фрезениус Нефрокеа» подтверждается, что Галеева Г.Р. находится на постоянном лечении процедурой *** с 25.01.2018 в *** центре по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 4 по причине *** График лечения на аппарате *** 4 раза в неделю (понедельник, среда, пятница, суббота, утро с 06 часов до 11-30 часов). Перерывы в лечении *** не допустимы в связи с угрозой для жизни (л.д. 17).   

Транспортировка Галеевой Г.Р. от места его жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного *** в г. Ульяновск и обратно в соответствии с графиком лечения не организована, что не оспаривалось ответчиком.

Галеева Г.Р. самостоятельно понесла расходы на транспортировку в медицинское учреждение в период с января по июль 2023 года в сумме 266 200 руб., что подтверждается представленными суду доказательствами.

Так, истица 31.12.2022 заключила с  Антоновым Д.А. договор возмездного оказания услуг, по которому Антонов  Д.А. обязуется  за плату оказать услуги по перевозке  Галеевой Г.Р. автомобильным  транспортом   в *** центр  по маршруту *** – г. Ульяновск, пр. Врача Сурова, д. 4 (понедельник, среду, пятницу).  Стоимость одной поездки составляет 2200 руб.  Суду представлены также акты сдачи-приёма оказанных услуг по данному договору (л.д. 18-34).

Полагая права инвалида Галеевой Г.Р. нарушенными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к выводу о том, что транспортировка больных *** в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде *** методом ***, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной услуги по транспортировке больных *** от места жительства до места получения медицинской помощи методом *** и обратно в соответствии с графиком гемодиализа должна быть возложена на субъект Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Ульяновской области, поскольку в полномочия последнего входит решение вопросов по оказанию населению специализированной помощи, к которой относится ***

Данные выводы суда соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Исходя из положений пункта 6 статьи 4 и статьи 10 Федерального закона №323‑ФЗ, одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу части 2 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 11 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных данным Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Согласно подпункту 8 пункта 2.1 названного Положения в сфере управления здравоохранением Министерство здравоохранения организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию вышеуказанной специализированной медицинской помощи финансируется за счет средств бюджета Ульяновской области, в связи с чем организация оказания такой помощи относится к полномочиям Министерства здравоохранения Ульяновской области. Министерство здравоохранения Ульяновской области является уполномоченным органом, который организует оказание такой специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.

Данные выводы суда соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство не обязано финансировать указанную транспортировку граждан, а также о том, что непосредственно услугу по гемодиализу оказывает ООО «Фрезениус Нефрокеа», основаны на ошибочном толковании закона и повторяют процессуальную позицию ответчика в районном суде.

Правительство Ульяновской области гарантировало за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории всей Ульяновской области оказание специализированной медицинской помощи при болезнях *** включая проведение ***

Пунктом 5.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 № 735-П, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а также транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 5.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2022 № 828-П и пунктом 5.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от  29.12.2023 № 772-П.

Несмотря на то, что транспортировка больных на гемодиализ не была включена в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, это не исключает возможности ее финансирования Министерством здравоохранения Ульяновской области в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обязанности Министерства по организации и предоставлении бесплатной медицинской услуги по транспортировке Галеевой Г.Р. для прохождения процедуры ***

Поскольку данная обязанность, которая также была возложена на Министерство ранее состоявшимся решением суда, последним исполнена не была, расходы, понесенные Галеевой Г.Р. на самостоятельный проезд к месту лечения и обратно в период с января по июль 2023 года в сумме 266 200 руб. являются ее убытками, и в силу положений  статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению ей ответчиком.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, решение в части взыскания с ответчика понесенных истцом расходов является обоснованным.

Также является обоснованным решение суд и в части взыскания компенсации морального вреда.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

В абзаце втором пункта 37 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что на основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения транспортировки до места получения медицинской помощи, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь, охрану здоровья и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150 и 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с не организацией транспортировки Галеевой Г.Р. до места получения медицинской помощи ей были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсации причиненного морального вреда.

При этом, размер такой компенсации, заявленный истцом и с которым согласился суд, соответствует фактическим обстоятельствам дела, степени допущенного нарушения, а также  требованиям разумности и справедливости, в том числе учитывает данные о личности истца, являющегося *** и страдающего ***.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской областибез удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.05.2024.