Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 23.04.2024, опубликован на сайте 14.05.2024 под номером 112455, 2-я гражданская, об обеспечении техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-02-2023-000458-02

Судья Калянова Л.А.                                                                            Дело № 33-2028/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      23 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В., 

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 января 2024 года по гражданскому делу № 2-2023/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах Логиновой Марины Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области об обеспечении техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить *** Логинову Марину Викторовну, ***, техническими средствами реабилитации: «***., согласно индивидуальной программе реабилитации *** от 13.07.2023 № 1024.10.73/2023.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Логиновой Марины Викторовны, ***, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В удовлетворении исковых требований к Центру консультирования  Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в Старомайнском районе о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда прокурору Старомайнского района Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Старомайнского района Ульяновской области, действуя в интересах Логиновой М.В., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области), Центру консультирования  Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в Старомайнском районе об обеспечении техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что Логинова М.В. ***, согласно индивидуальной программы реабилитации *** от 13.07.2023 она подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: ***.

До настоящего времени Логинова М.В. указанными техническими средствами реабилитации не обеспечена.

С учетом изложенного прокурор просил суд обязать ответчиков обеспечить Логинову М.В. указанными техническими средствами реабилитации, взыскать с ответчика в пользу Логиновой М.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указано, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на получение технических средств реабилитации осуществляется только после конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда государственного контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.

Сформировать Логиновой М.В. направление на получение экзопротеза *** в рамках государственного контракта от 11.11.2022 №524 не представилось возможным по причине неисполнения своих обязательств исполнителем и последующим расторжением контракта.

Сформировать направление на поставку *** в рамках действующего государственного контракта от 28.11.2022 № 573 не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц.

Для обеспечения данными видами технических средств реабилитации ОСФР по Ульяновской области размещались запросы на предоставление ценовой информации, на которые поступило по два ценовых предложения, на основании которых сформирована начальная (максимальная) цена контракта, с использованием которой Отделением размещены в единой информационной системе в сфере закупок конкурентные закупочные процедуры от 17.10.2023 и от 16.10.2023. Но указанные закупочные процедуры признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок.

ОСФР по Ульяновской области в единой информационной системе размещен запрос ценовой информации, на который поступило два ценовых предложения, содержащих цену, превышающую начальную максимальную цену контракта по последнему исполненную Отделением контракту, в связи с чем 21.12.2023 ОСФР по Ульяновской области в Центральный аппарат направлена служебная записка об увеличении стоимости единицы изделия.

Для обеспечения инвалидов экзопротезами *** ОСФР по Ульяновской области проведен анализ рынка на предмет возможности поставки аналогичных технических средств реабилитации, осуществлен подбор государственных контрактов на поставку аналогичных технических средств реабилитации из реестра государственных контрактов, исполненных отделениями Фонда, граничащими с Ульяновской областью, сформирована начальная максимальная цена контракта, в единой информационной системе размещена конкурентная закупочная процедура от 16.10.2023, которая не состоялась по причине отсутствия участников.

На запрос ценовой информации от 04.12.2023 поступило одно ценовое предложение, содержащее цену, значительно превышающую стоимость аналогичного технического средства реабилитации по последнему исполненному государственному контракту, разместить конкурентную процедуру не представилось возможным.

25.12.2023 в единой информационной системе Отделением размещена конкурентная закупочная процедура от 25.12.2023 со сроком подачи заявок по 15.01.2024.

В связи с формированием Логиновой М.В. новой индивидуальное программы реабилитации от 25.12.2023 все заявки закрыты. Заявление на обеспечение техническими средствами реабилитации по индивидуальной программе реабилитации от 25.12.2023 Логинова М.В. не подавала.

Таким образом, ОСФР по Ульяновской области были предприняты достаточные меры к обеспечению истца необходимыми средствами технической реабилитации.

Также в жалобе отмечено, что требования о компенсации морального вреда направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав, фактически основаны на обстоятельствах невозможности своевременного обеспечения инвалида техническим средством реабилитации, то есть вытекают из имущественных отношений. Кроме того, доказательств невозможности продолжения инвалидом активной общественной жизни, совершения отделением именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, не представлено.

Кроме того, в жалобе указано, что размер компенсации морального вреда завышен, в связи с чем подлежит снижению.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Логинова М.В., ***, является ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации *** от 13.07.2023 Логиновой М.В. в качестве технических средств реабилитации рекомендованы в том числе: ***               (л.д. 10-16, 17-18).

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Логинова М.В. не была обеспечена указанными техническими средствами реабилитации.

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их удовлетворении к ОСФР по Ульяновской области, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения инвалида положенными ему техническими средствами реабилитации, и, учитывая нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу инвалида денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Ссылка ОСФР по Ульяновской области в апелляционной жалобе на то, что непредставление технических средств реабилитации произошло по объективным, независящим от ответчика причинам, подлежат отклонению. Право истца на получение технических средств реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств тому, что Логинова М.В. была обеспечена спорными техническими средствами реабилитации на момент рассмотрения дела, в суд первой инстанции представлено не было, суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и представленных сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы основанием для признания выводов суда неправильными и отмены решения не являются.

Факт формирования Логиновой М.В. новой программы реабилитации инвалидов от 25.12.2023 на существо принятого решения не влияет.

Разрешая исковые требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом указанных требований закона суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Логиновой М.В. полагающимися ей техническими средствами реабилитации существенно нарушает ее личные неимущественные права, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца без предоставления ей положенных технических средств реабилитации она испытывает ограничения в жизнедеятельности.

Таким образом, суд первой инстанции, установив, что в связи с не обеспечением истца полагающимися ему техническими средствами реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в его пользу компенсации причиненного морального вреда. Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд правомерно взыскал в пользу Логиновой М.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Оснований для снижения определенной судом к взысканию суммы компенсации морального вреда судебная коллегия не находит.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области  от 16 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.   

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2024 года