Судебный акт
Об оспаривании Перечня
Документ от 18.04.2024, опубликован на сайте 13.05.2024 под номером 112436, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                73OS0000-01-2024-000094-85

Дело № 3а-151/2024

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

18 апреля 2024 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело   № 3а-151/2024 по административному исковому заявлению Мингалеева Руслана Камильевича о признании недействующим пункта 7617 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  № 278-пр от 28 ноября 2023 года,

установил:

 

28 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости на 2024 год».

Указанным приказом определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год (далее также приказ № 278-пр).

Перечень является  приложением  к приказу.

Мингалеев Р.К. обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании  недействующим со дня принятия пункта 7617 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области              № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемым пунктом в Перечень на 2024 год включено нежилое здание с кадастровым номером: *** расположенное по адресу: ***, сособственником которого является Мингалеев Р.К.

Административный истец указывает, что включение этого объекта в Перечень  незаконно, поскольку данный объект не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Наименование здания – «здание многофункционального использования». Расположено оно на земельном участке с кадастровым номером: *** с видом разрешенного использования «под многофункциональный объект». Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствуют о размещении в указанном здании административно-делового центра. Фактическое обследование здания не производилось.

Согласно экспликации к плану недвижимого имущества в указанном объекте имеются помещения, назначение которых не свидетельствуют о размещении в указанном здании, помещениях объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

К участию в данном деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области; в качестве заинтересованных лиц привлечены: Жарков В.И., Рожнов Д.М.,  общество с ограниченной ответственностью (далее также ООО) «Премьер»,        ООО  «Ростелеком Информационные Технологии», областное государственное бюджетное учреждение «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО»).

В судебном заседании представитель административного истца                 Мингалеева Р.К. по доверенности Горгиладзе С.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснила, что помещения в здании сдаются в аренду ООО «Премьер», которое сдает их в субаренду ООО «Ростелеком Информационные Технологии», которое по роду деятельности занимается разработкой компьютерного программного обеспечения. Цели передачи помещений в договорах не оговорены. На момент утверждения Перечня и в настоящее время все помещения в здании находятся в состоянии ремонта, не используются. Вход в здание ограничен. Других организаций в здании не имеется. Все эти обстоятельства также установлены ранее состоявшимися решениями Ульяновского областного суда по административным делам № ***, № ***, которыми были удовлетворены исковые требования Мингалеева Р.К. о признании недействующими пунктов Перечней за 2019-2023 годы, предусматривающих включение того же объекта в перечни          недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Техническая документация является актуальной. Также сообщила, что административный истец не просит суд в случае удовлетворения иска о взыскании государственной пошлины в свою пользу, принимает эти расходы на себя. 

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по доверенности Тимофеева И.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, просила учесть письменные возражения на иск. Полагает, что наименование спорного здания «под многофункциональный объект» позволяет отнести его к административно-деловому центру. Подтвердила, что обследование здания для определения фактического использования здания не производилось. Факт ведения в помещениях здания ремонтных работ не оспаривается, но считает, что истцом не доказан период проведения ремонтных работ объекта. Обратила внимание, что в договорах аренды с ООО «Премьер» указано на передачу арендатору офисных помещений.

Позиция данного представителя как представителя заинтересованного лица  ОГБУ «БТИГКО» аналогичная.

Представитель заинтересованного лица ООО  «Ростелеком Информационные Технологии» в судебное заседание не явился, извещен. Согласно отзыву данная организация на основании договора субаренды с ООО «Премьер» арендует помещения, общей площадью 1013,02 кв.м в здании по адресу: ***, для деятельности разработка компьютерного программного обеспечения. Вход в здание ограничен, других организаций в здании нет.  

Заинтересованные лица Жарков В.И., Рожнов Д.М., представитель заинтересованного лица  ООО «Премьер» в судебное заседание не явились, извещены.                   

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения участников процесса, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Прокурор Макейкина Е.В. в заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости по адресу: ***, административные дела, рассмотренные Ульяновским областным судом                      № *** и № ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон  (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений  пункта 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от               21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27, 28 Устава Ульяновской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Ульяновской области от 19.05.2005 № 31/311).

Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года       № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также Министерство), в полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Во исполнение указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр от                      28 ноября 2023 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год. 

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023 года,  № публикации 7301202311290001.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом – Министерством имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Пунктом 7617 приказа в Перечень на 2024 год включено принадлежащее истцу на праве общей долевой собственности здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.

Определяя правомерность включения принадлежащего административному истцу на праве общей долевой собственности объекта недвижимого имущества в названный Перечень, суд приходит к следующему.

Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).

Пунктом 1 статьи 403 НК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных                         статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1                      статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Решением Ульяновской Городской Думы от 25 октября 2017 года № 118               «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ульяновск» на территории муниципального образования «город Ульяновск» введен налог на имущество физических лиц, определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск» в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в отношении:

объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ в размере: 1,4 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2019 году; 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2020 году и последующие годы;

прочих объектов налогообложения – в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Пунктом 1 статьи 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года            № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

28 сентября 2023 года Постановлением Правительства Ульяновской области № 512-П утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.2 указанного Положения мероприятия, направленные на определение вида фактического использования объектов (далее - мероприятия), организуются Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) и проводятся подведомственным ему областным государственным бюджетным учреждением «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Вид фактического использования объекта определяется в соответствии с методикой, установленной приложением № 1 к настоящему Положению (пункт 1.3 Положения).

Согласно разделу 2 Положения Уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании.

Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В Методике определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость (Приложение № 1 к положению) приведены используемые в документе понятия. Так, офис - объект, используемый для административной деятельности, оборудованный стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, используемый преимущественно для непроизводственной сферы деятельности, для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не используемый непосредственно для производства товаров.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года          № 10-П, от 24 марта 2017 года № 9-П и от 2 июля 2020 года № 32-П; определения   от 27 октября 2015 года № 2428-О, от 8 ноября 2018 года № 2796-О,                          от 2 июля 2019 года № 1831-О и № 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Административный истец Мингалеев Р.К.  является сособственником здания  с кадастровым номером: ***, площадью 1184,1 кв.м,  расположенного по адресу: ***.

Право собственности зарегистрировано 04.12.2014.

Доля в праве общей долевой собственности Мингалеева Р.К. на данный объект составляет 3/10.

Сособственниками объекта недвижимости являются: Рожнов Д.М. (доля в праве 3/10), Жарков В.И. (доля в праве 4/10).

Назначение здания – нежилое здание, наименование – здание многофункционального использования.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: ***, общей площадью 677 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под многофункциональный объект.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предполагает размещение на нем  административно-делового  центра.

Таким образом, здание могло быть включено в перечень на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ - здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом уполномоченный орган долен был установить, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Вместе с тем документы технической инвентаризации при включении здания в перечни ответчиком не исследовались. Фактическое обследование здания не проводилось.

Согласно сообщению Управления федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 20.03.2024, по адрес:  ***, в текущий период не зарегистрировано юридических лиц (л.д. 93).

Согласно материалам инвентарного дела № *** на здание по адресу:                ***, оно состоит из ***, имеется подвал, мезонин, мансарда, год постройки – 2008,   площадь помещений – 1184,13 кв.м.

Согласно технической документации здание состоит из помещений: «не используется», «коридор», «лестничная клетка», «котельная».

Общая площадь помещений с указанием «не используется» составляет  1081,56 кв.м.

Изложенное соотносится с фотоматериалами помещений спорного здания, представленными представителем административного истца, из которых следует, что в части из них ведутся ремонтные работы, часть загромождена вещами (л.д. 131-157).

Свободный доступ в здание ограничен забором и воротами, что следует из фотоматериалов, представленных истцом (л.д. 130, оборот).

Таким образом, материалы технической инвентаризации здания не подтверждают использование более 20% его площади для размещения  офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В ходе рассмотрения дела представителем истца представлены сведения о том, что данное здание передано его сособственниками в аренду ООО «Премьер», учредителем и директором которого является один из сособственников здания – Рожнов Д.М.  ООО «Премьер», в свою очередь, передало здание в субаренду                ООО «Ростелеком Информационные Технологии» путем ежегодного заключения договоров субаренды. Вместе с тем данный факт не является подтверждением использования здания в качестве административно-делового центра.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Ростелеком Информационные Технологии» основанным видом деятельности общества является разработка компьютерного программного обеспечения.

По сведениям заинтересованного лица ООО «Ростелеком Информационные Технологии», представленным суду, доступ в здание ограничен и возможен только для сотрудников компании, прием посетителей не ведется, других организаций в здании нет. Деятельность, которая осуществляется  сотрудниками в здании – разработка компьютерного программного обеспечения.

В связи с изложенным, не имеет правового значения указания в договорах аренды на передачу сособственниками арендатору ООО «Премьер» офисных помещений.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения спорного здания в перечень на 2024 год не имелось.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных здания и помещений в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечень исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.

Обследование спорного здания и помещений в нем на предмет их фактического использования не проводилось.

При таких обстоятельствах требование истца подлежит удовлетворению.

Кроме того, состоявшимися решениями Ульяновского областного суда от              28 ноября 2022 года по административному делу № ***, от 19 мая 2023 года по административному делу № *** были удовлетворены административные исковые требования Мингалеева Р.К. о признании недействующими пунктов Перечней на 2019-2023 годы, предусматривающих включение в них объекта по адресу: ***.   

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2024 год и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказа с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ. Следовательно, оспариваемый административным истцом пункт нормативного правового акта следует признать недействующим с момента его принятия.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административное исковое заявление Мингалеева Руслана Камильевича о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 7617 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр                  от 28 ноября 2023 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете      «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято  3 мая 2024 года.