Судебный акт
Пенсия по случаю потери кормильца
Документ от 09.04.2024, опубликован на сайте 02.05.2024 под номером 112352, 2-я гражданская, об установлении факта нахождения на иждивении и признании незаконным отказ в установоении социальной пенсии по случаю потери кормильца, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                 73RS0001-01-2023-006291-24

Дело № 33-1709/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                               9 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Карабанова А.С.,

при ведении протокола помощником судьи Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 декабря 2023 года, с учетом определения от 22 января 2024 года об исправлении описки, по гражданскому делу №2-5814/2023, по которому постановлено:

исковые требования Сырцева Игоря Евгеньевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Установить факт нахождения Сырцева Игоря Евгеньевича на иждивении своего отца С*** Е*** В***.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с 29 августа 2023 г. назначить Сырцеву Игорю Евгеньевичу пенсию по случаю потери кормильца, а именно в связи со смертью отца, С*** Е*** В***, родившегося *** г. и умершего *** г.

В удовлетворении требований Сырцева Игоря Евгеньевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решение от 7 сентября 2023 г. незаконным отказать.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И.,  пояснения истца Сырцева И.Е. и третьего лица Константиновой М.С., которые полагали, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Сырцев И.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, установлении факта нахождении на иждивении,  возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца.

Требования мотивированы тем, что *** г. умер его отец
С*** Е.В., *** года рождения.

5 сентября 2923 г. он обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 7 сентября 2023 г. ему было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца, поскольку он на день смерти отца работал в *** и основным источником дохода была  его заработная плата.

С указанным решением он не согласен, поскольку он устроился на подработку только на летний период, чтобы помочь своей семье,  и основным и постоянным источником его дохода были алименты от отца.

В связи с этим просил установить факт нахождения его на иждивении у своего отца С*** Е.В., признать незаконным решение ответчика от 7 сентября 2023 г. об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца и назначить ему указанную пенсию.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены -  Константинова М.С., ООО «Каскад».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда и  принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.

В обоснование доводов жалобы указывает, что факт нахождения Сырцева И.Е. на иждивении своего отца не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Собственный доход Сырцева И.Е. от трудовой деятельности значительно превышал размер денежных средств, получаемых от умершего кормильца. Материалами дела не подтверждено, что размер и объем помощи, получаемой от умершего кормильца, превышал собственный доход истца, а такая помощь являлась для него основным источником дохода.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие  неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 стать 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Сырцев И.Е., *** года рождения, с 9 сентября 2021 г. обучается по очной форме обучения в ***. Срок окончания обучения - 30 июня 2025 г.

*** г. умер отец Сырцева И.Е. - С*** Е.В.,  *** года рождения.

5 сентября 2923 г. истец Сырцев И.Е. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 7 сентября 2023 г. Сырцеву И.Е. было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца, поскольку он на день смерти отца работал в *** и основным источником дохода была  его заработная плата.

Не согласившись с данным решением ответчика, Сырцев И.Е. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и частично удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь частями 4, 4.1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установив, что работа истца в ***» носила временный и непродолжительный характер, истец иных доходов не имеет, обучается в колледже по очной форме, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец находился на иждивении отца ко дню его смерти и обязал ОСФР по Ульяновской области назначить истцу пенсию по случаю потери кормильца.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ  «О страховых пенсиях» иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Предполагается и не требует доказательств иждивение детей умершего кормильца, достигших возраста 18 лет, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, при условии, что на день смерти кормильца они не осуществляли работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 4.1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ  «О страховых пенсиях»).

Дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, осуществлявшие на день смерти кормильца работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», признаются состоявшими на его иждивении в случае, если они получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 4.2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ  «О страховых пенсиях»).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принятым в действующем законодательстве смыслом понятия «иждивение» является нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2006 г. № 407-О).

Понятие основной источник средств к существованию предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.

Материалами дела установлено, истец Сырцев И.Е. совместно с отцом С*** Е.В. не проживал.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 8 Засвияжского района г. Ульяновска от 11 июля 2005 г. с С*** Е.В. взысканы алименты на содержание сына Сырцева И.Е. в размере 1/4 части всех видов заработка и иных доходов, начиная с 5 июня 2005 г.

Из материалов исполнительного производства в отношении С*** Е.В. следует, что  должник выплачивал алименты на содержание сына Сырцева И.Е. нерегулярно и не в полном объеме.

С момента достижения совершеннолетия,  в пользу матери истца с марта по сентябрь 2023 г. ежемесячно выплачивалась задолженность по алиментам в размере 7252,05 руб.

Задолженность С*** Е.В.  по алиментам на дату смерти составляет 725 962,28 руб.

Из материалов дела также следует, что истец в период с 20 апреля по 31 августа 2023 г. осуществляя трудовую деятельность *** которое производило за него уплату страховых взносов.

Размер заработной платы истца составлял в марте – 6755 руб., июне  - 19 300 руб.,  июле - 19 300 руб. августе - 44 722,44 руб.

Таким образом, истец на день смерти отца осуществлял трудовую деятельность и размер его заработной платы значительно превышал размер выплачиваемой отцом задолженности по алиментам.

В связи с этим судебная коллегия приходит к выводу о том, что  достоверных доказательств оказания со стороны отца такой помощи, которая бы являлась для истца постоянным и основным источником средств к существованию, материалы дела не содержат.

Напротив, как установлено материалами дела, заработок истца значительно превышал размер средств ежемесячно выплачиваемых отцом в счет задолженности по алиментам. Как пояснил истец в суде апелляционной инстанции, дополнительной материальной помощи, кроме алиментных обязательств,  он от отца не получал.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец не находился на полном содержании  отца и  получаемые от отца выплаты не были для него основным источником средств к существованию.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для установления факта нахождения истца на иждивении у своего отца и возложении на ответчика обязанности назначить истцу пенсию по случаю потери кормильца.

В связи с этим решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, а поэтому оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении его требований об установлении факта нахождения на иждивении у своего отца и возложении на ответчика обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца.

В остальной части решение оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 декабря 2023 года, с учетом определения от 22 января 2024 года об исправлении описки, в части установления факта нахождения Сырцева Игоря Евгеньевича на иждивении у своего отца С*** Е*** В*** и возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Сырцеву Игорю Евгеньевичу с 29 августа 2023 г. пенсию по случаю потери кормильца отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Сырцева Игоря Евгеньевича об установлении факта нахождения на иждивении у своего отца С*** Е*** В***,  о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить ему пенсию по случаю потери кормильца отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2024 г.