У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-006375-63
Судья Бирюкова О.В.
Дело № 33а-1840/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
23 апреля 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Лифановой З.А.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 декабря
2023 года по делу №2а-5869/2023, по которому постановлено:
административный иск прокурора
Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию города Ульяновска
устранить: разрушение покрытия на всем протяжении проезжей части по ул.*** в г.Ульяновске;
разрушение покрытия на всем протяжении проезжей части по *** в г.Ульяновске.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения
прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в
интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации
г.Ульяновска о возложении обязанности устранить разрушения дорожного покрытия.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Ленинского
района г.Ульяновска выявлен факт
бездействия администрации г.Ульяновска в организации дорожной деятельности и
обеспечении безопасности дорожного движения.
В ходе проведения совместной проверки выявлены недостатки
покрытия дороги по ул. *** и пер.***
Просил возложить
обязанность на администрацию г.Ульяновска устранить разрушение покрытия на всем
протяжении проезжей части по ул.*** и по
пер.*** в г.Ульяновске.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц
привлечены МБУ «Дорремстрой», УМВД
России по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение об отказе в
удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы
указывает, что восстановить дорожное покрытие на всем протяжении ул. *** не представляется
возможным, поскольку дорога проходит в оползневой зоне, проведение работ с
использованием дорожной техники может привезти к оползню. Просит учесть, что в
настоящее время проект бюджета МО «город Ульяновск» на 2024 г. сформирован. В
связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете расходов
Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска
финансированием не обеспечены. Администрация г.Ульяновска является бюджетным
учреждением и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят
целевой характер.
В судебное заседание кроме прокурора, другие
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
приходит к следующему.
Отношения,
возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением
дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом
от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
В соответствии с п.12 ст.3
данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс
работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги,
оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению
безопасности дорожного движения.
В силу п.6 указанной
статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью
дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог
местного значения согласно п.6 ч.1 ст.13
Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» относится к полномочиям органов
местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских
округов.
Обязанность по обеспечению соответствия
состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и
другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание
автомобильных дорог (п.2 ст.12
Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Осуществление
дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения
обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15
Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»).
Исходя из положений ст.37
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная
администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным
органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом
полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для
осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и в силу ст.38 Устава муниципального
образования «город Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа
относится дорожная деятельность в
отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и
обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и
обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление
муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в
границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017
«Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения. Методы контроля», покрытие проезжей части не
должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска
проведена проверка соблюдения требования законодательства о безопасности
дорожного движения, в ходе которой установлено, что администрацией г.Ульяновска
ненадлежащим образом выполняются обязанности по содержанию муниципальных
автомобильных дорог в надлежащем эксплуатационном состоянии, в частности,
установлено разрушение покрытия на всем
протяжении проезжей части по ул.***, пер. *** в г.Ульяновске.
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно
возложил на администрацию г.Ульяновска, как собственника автомобильных
дорог местного значения в границах
городского округа, обязанность по приведению
указанных выше участков автомобильной дороги в надлежащее состояние.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не
опровергают правильность выводов суда, направлены на иную оценку установленных
судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной
жалобы о недостаточности финансирования на правильность выводов суда первой
инстанции не влияют и не могут служить
основанием для освобождения административного ответчика от исполнения
предусмотренной законом обязанности.
Принятое по делу
решение является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной
оценке представленных доказательств, верном применении норм материального и
процессуального права.
Учитывая, что при
рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм
материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения,
оснований его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 14 декабря 2023 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 26.04.2024