Судебный акт
Оспаривание перечней
Документ от 09.04.2024, опубликован на сайте 25.04.2024 под номером 112202, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

                                              

73OS0000-01-2024-000013-37

Дело № 3а-90/2024

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

9 апреля 2024 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретарях Трошиной П.И.,  Мытаревой А.С.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                        № 3а-90/2024 по административному исковому заявлению Какаевой Эльмиры Минихатовны о признании недействующими в части нормативных правовых актов, о взыскании судебных расходов,

установил:

 

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также приказ              № 157-ПОД).

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ               № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2020  год» (далее также приказ        № 192-пр).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ         № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость», на 2023 год» (далее также приказ             № 264-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023 годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

В обоснование заявленных требований Какаева Э.М. указала на то, что оспариваемыми пунктами в Перечни на 2018-2023 годы включены объекты:

- нежилое здание, наименование «административное здание», с кадастровым номером: ***, общей площадью 969,6 кв.м, расположенное по адресу: ***, -  в пункт 7631 Перечня на 2018 год, в пункт 4414 Перечня на 2019 год, в пункт 3755 Перечня на 2020 год, в пункт 5869  Перечня на 2021 год,

- нежилое помещение, наименование «помещение», с кадастровым номером: ***, общей площадью 185,6 кв.м, расположенное по адресу: ***, принадлежащее на праве общей долевой собственности: Шишовой Л.А. (доля в праве 68/200), Ягирской О.А. (доля в праве 32/100),  Какаевой Э.М. (доля в праве 68/200) -   в пункт 14272 Перечня на 2018 год, в пункт 7286 Перечня на 2019 год, в пункт 5993 Перечня на 2020 год, в пункт 8796 Перечня на 2021 год, в пункт 18751 Перечня на 2022 год, в пункт 18321 Перечня на 2023 год;

- нежилое помещение, с кадастровым номером: ***, общей площадью 116,7 кв.м., расположенное по адресу: ***, принадлежащее на праве собственности Балашову О.Н., - в пункт 18750 Перечня на 2022 год, в пункт 18320 Перечня на 2023 год,

- нежилое помещение, с кадастровым номером: ***, общей площадью 70,2 кв.м., расположенное по адресу: ***, принадлежащее на праве собственности Потапову В.В., - в пункт 18785 Перечня на 2022 год, в пункт 18353 Перечня на 2023 год,

- нежилое помещение, с кадастровым номером: ***, общей площадью 60,4 кв.м., расположенное по адресу: ***, принадлежащее на праве собственности ООО «АЛИНГИ», - в пункт 18786 Перечня на 2022 год, в пункт 18354 Перечня на 2023 год,

- нежилое помещение, с наименованием архив, с кадастровым номером: ***, общей площадью 4,9 кв.м., расположенное по адресу: ***, принадлежащее на праве собственности ООО «АЛИНГИ», - в пункт 18788 Перечня на 2022 год, в пункт 18356 Перечня на 2023 год,

-  нежилое помещение, с наименованием архив, с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, принадлежащее на праве общей долевой собственности Варгановой Е.М. (доля в праве 604/1781), Резвановой Д.Р. (доля в праве 475/1781), Потапову В.В. (доля в праве 702/1781), -  в пункт 18789 Перечня на 2022 год, в пункт 18357 Перечня на 2023 год.

Административный истец указала, что включение вышеуказанных объектов в Перечни незаконно, поскольку данные объекты не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Наименование здания, наименование и назначение помещений в нем, вид разрешенного использования земельного участка, по мнению административного истца, однозначно не свидетельствуют о размещении  в указанном здании объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Фактическое обследование  здания, помещений с целью определения вида их фактического использования для включения в Перечни на 2018-2023 годы не производилось.

В процессе судебного разбирательства представителем административного истца по доверенности Терюховым К.В. в интересах административного истца Какаевой Э.М. был заявлен частичный отказ от административных исковых требований в связи с отсутствием процессуального интереса, а именно от требований о признании недействующими пункта 7631  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества  и земельных отношений  Ульяновской области                  № 157-ПОД от 27.11.2017; пункта 4414 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018; пункта 3755 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019; пункта 5869 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020; пунктов 18750, 18785, 18786, 18788, 18789 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021; пунктов 18320, 18353, 18354, 18356, 18357 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022. Указано, что последствия частичного отказа от иска известны и понятны.

Судом было установлено, что  частичный отказ административного истца от административного иска не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам, не нарушает права других лиц, отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного частичного отказа от иска; частичный отказ административного истца от административного иска заявлен добровольно,  а административному истцу известны и понятны последствия принятия судом частичного отказа от административного иска и прекращения производства по административному делу в этой части.

В связи с изложенным определением суда от 8 апреля 2024 года было прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Какаевой Э.М. о признании недействующими в части со дня принятия нормативных правовых актов в следующей части: о признании недействующими пункта 7631  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества  и земельных отношений  Ульяновской области № 157-ПОД от 27.11.2017; пункта 4414 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018; пункта 3755 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019; пункта 5869 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020; пунктов 18750, 18785, 18786, 18788, 18789 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021; пунктов 18320, 18353, 18354, 18356, 18357 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022 -  ввиду частичного отказа административного истца от административного иска и принятия отказа от иска  судом.

К участию в данном деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Агентство государственного имущества Ульяновской области к участию в деле не привлекалось, поскольку оно ликвидировано 9 января 2024 года.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: областное государственное бюджетное учреждение «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», нотариус нотариального округа город Ульяновск Кутузова Е.В.; Балашов О.Н., Шишова Л.А., Ягирская О.А., Потапов В.В., Резванова Д.Р., Варганова Е.М., Абрашитова Н.Г., Абрашитов В.В.,    Венгржиновский И.В., общество с ограниченной ответственностью (также по тексту - ООО) «Алинги», ООО «Олрайт-Айти Солюшенс», ООО «Мегаполис Эл»,                  ООО «Вектор», ООО «Олрайт-Айти Рус», ООО «Современные Айти Решения», ООО «Эффективные коммуникации», ООО «ТДА Документэйшн Рус»,                      ООО «Л-Дизайн», ООО «Апекс», индивидуальный предприниматель (ИП)                    Орлов А.П.

Административный истец Какаева Э.М. в судебное заседание не явилась, извещена.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Терюхов К.В. уточненные административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Просил учесть также письменные пояснения, представленные в ходе судебного разбирательства. Указал, что нежилое помещение, наименование «помещение», с кадастровым номером: ***, общей площадью 185,6 кв.м., расположенное по адресу: ***, принадлежащее на праве общей долевой собственности: Шишовой Л.А. (доля в праве 68/200), Ягирской О.А. (доля в праве 32/100), Какаевой Э.М. (доля в праве 68/200), передано в спорный период по договорам аренды: 1) по договору от *** года между Какаевой Э.М. и ООО «Мегаполис ЭЛ» в отношении помещений, площадью 63,104 кв.м, которые находятся в состоянии ремонта и не используются, что подтверждает также небольшой расход электроэнергии по прибору учета, и 2) по договору от *** года между Ягирской О.А. и  ИП Орловым А.П. в отношении помещений, площадью 60 кв.м., которые используются для хранения продукции и документации, относящейся к деятельности арендатора, в этом помещении имеется самостоятельный прибор учета электроэнергии. Вход в эти помещения несвободный. У сособственников  Шишовой Л.А., Ягирской О.А., Какаевой Э.М. доли в праве идеальные, конкретные помещения по принадлежности  не выделены. В остальной части площадь  помещения с кадастровым номером: *** договорами аренды не охвачена и не используется. В данном объекте имеется рад помещений с наименованием «офис», которое не менялось. Не оспаривает, что здание с кадастровым номером: ***, общей площадью 969,6 кв.м, расположенное по адресу: ***, находится в экономически привлекательном районе города, однако считает, что спорное помещение с кадастровым номером: *** в спорный период времени экономически привлекательным не являлось. Данных о постановке на кадастровый учет земельного участка под зданием с кадастровым номером: *** не имеется. Не оспаривает, что здание с кадастровым номером: *** включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018-2023 год, но полагает, что, несмотря на это, спорное помещение в нем с кадастровым номером: *** может быть исключено из указанных Перечней, так как фактически не используется для целей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по доверенности Тимофеева И.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не  согласилась, просила отказать в их удовлетворении, учесть также письменные возражения на иск. Указала, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в установленном порядке, с соблюдением процедуры, опубликованы. В оспариваемые Перечни включено также здание с кадастровым номером: ***. На момент  утверждения Перечней фактическое использование помещения с кадастровым номером: ***  не устанавливалось, с заявлением об определении вида фактического использования объекта истец не обращался. В настоящее время, согласно акту от *** и фотоматериалам, в качестве офиса это помещение не используется.

Позиция данного представителя как представителя заинтересованного лица  Областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» аналогичная.

Заинтересованные лица и их представители: нотариус нотариального округа город Ульяновск Кутузова Е.В.; Балашов О.Н., Шишова Л.А., Ягирская О.А., Потапов В.В., Резванова Д.Р., Варганова Е.М., Абрашитова Н.Г., Абрашитов В.В.,    Венгржиновский И.В., ООО «Алинги», ООО «Олрайт-Айти Солюшенс»,                      ООО «Мегаполис Эл», ООО «Вектор», ООО «Олрайт-Айти Рус»,                                ООО «Современные Айти Решения», ООО «Эффективные коммуникации», ООО «ТДА Документэйшн Рус», ООО «Л-Дизайн», ООО «Апекс», ИП  Орлов А.П. в судебное заседание не явились, извещены.

Заинтересованное лицо  нотариус нотариального округа город Ульяновск Кутузова Е.В. просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Венгржиновский И.В. в отзыве указывает на согласие с иском Какаевой Э.М.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения явившихся участников процесса, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Прокурор Макейкина Е.В. в заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон  (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона   от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовал до 01.01.2023) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27, 28 Устава Ульяновской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Ульяновской области от 19.05.2005 № 31/311).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П было утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых приказов № 157-ПОД,  № 167-ПОД.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2               НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД                       от 27 ноября 2017 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 (24063)                                       от 30 ноября 2017 года.

Приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,  на 2019 год.

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда»                     № 88 (24.162) от 29 ноября 2018 года.

В пункт 14272 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27.11.2017, и в пункт 7286 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года включен объект недвижимого имущества: нежилое помещение, наименование «помещение», с кадастровым номером: ***, общей площадью 185,6 кв.м, расположенное по адресу: ***, принадлежащее на праве общей долевой собственности: Шишовой Л.А. (доля в праве 68/200), Ягирской О.А. (доля в праве 32/100), Какаевой Э.М. (доля в праве 68/200).

Указанные приказы Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области были размещены на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ulgov.ru.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные объекты недвижимости были включены в перечни уполномоченным органом - Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (в реакции от 21 августа 2019 года) утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области (утратило силу с 01.04.2022 в связи с изданием постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).

В соответствии с пункта 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений (в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 15/369-П, вступившего в силу с 1 августа 2020 года).

В предыдущей редакции пункта 1.1 указанного Положения  было закреплено, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпунктам «а», «б», «в» подпункта 33 пункта 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1                       статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В подпункте 34 пункта 2.2 этого Положения закреплено, что Министерство определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года,                           214-пр от 29 ноября 2021 года,  которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда»  № 85 (24.359)     от 17 ноября 2020 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, номер публикации 7301202111290005.

Пунктом 5993 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019; пунктом 8796 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020;  пунктом 18751 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021 включен объект недвижимого имущества: нежилое помещение, наименование «помещение», с кадастровым номером: ***, общей площадью 185,6 кв.м., расположенное по адресу: ***, принадлежащее на праве общей долевой собственности: Шишовой Л.А. (доля в праве 68/200), Ягирской О.А. (доля в праве 32/100), Какаевой Э.М. (доля в праве 68/200).

На основании действовавшего в период до 29.12.2022 Указа Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 (утратил силу в связи с изданием указа Губернатора Ульяновской области от 28.12.2022 № 175)                     с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области создано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с  передачей ему функций Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами, а также в сфере архитектуры и градостроительства.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным                пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (подпункты 33-34 пункта 2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр                    от 25 ноября 2022 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 год.

Приказ № 264-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, номер публикации 7301202211300001.

Пунктом 18321 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, включен принадлежащий              Шабанову Д.М. объект недвижимого имущества:

нежилое помещение, наименование «помещение», с кадастровым номером: ***, общей площадью 185,6 кв.м, расположенное по адресу: ***, принадлежащее на праве общей долевой собственности: Шишовой Л.А. (доля в праве 68/200), Ягирской О.А. (доля в праве 32/100),  Какаевой Э.М. (доля в праве 68/200).

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащих административному истцу (как сособственнику) объектов недвижимого имущества в названные Перечни, суд приходит к следующему.

Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).

Пунктом 1 статьи 403 НК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных                         статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1                      статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Решением Ульяновской Городской Думы от 25 октября 2017 года № 118               «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ульяновск» на территории муниципального образования «город Ульяновск» введен налог на имущество физических лиц, определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск» в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в отношении:

объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ в размере: 1,4 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2019 году; 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2020 году и последующие годы;

прочих объектов налогообложения – в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Пунктом 1 статьи 1.1 Закона Закон Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечней на 2019 – 2021 годы) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечни на 2019 – 2022 годы подлежали включению такие административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), которые отвечали хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Данное постановление действовало в спорный период и до 3 октября 2023 года, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года № 512-П «Об утверждении Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость».

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка (в редакции на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов), определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и собственников объектов недвижимого имущества, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование     (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года          № 10-П, от 24 марта 2017 года № 9-П и от 2 июля 2020 года № 32-П; определения   от 27 октября 2015 года № 2428-О, от 8 ноября 2018 года № 2796-О,                          от 2 июля 2019 года № 1831-О и № 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Объект недвижимости - нежилое помещение, наименование «помещение», с кадастровым номером: ***, общей площадью 185,6 кв.м, расположенное по адресу: ***, принадлежит на праве общей долевой собственности: Шишовой Л.А. (доля в праве 68/200, право собственности зарегистрировано 12.12.2022), Ягирской О.А. (доля в праве 32/100, право собственности зарегистрировано 02.11.2015), Какаевой Э.М. (доля в праве 68/200, право собственности зарегистрировано 02.11.2015).

Данное нежилое помещение находится в здании с кадастровым номером: ***, расположенном по адресу: ***, общей площадью 969,6 кв.м, назначение «нежилое», наименование «административное здание», год постройки 2008, состоящее из *** (т.1, л.д. 128-132).

Данные о земельном участке, в пределах которого расположено здание с кадастровым номером: ***, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены (т.1, л.д. 92).

Согласно сообщению на запрос суда ППК «Роскадастр» от 09.02.2024 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения (информация), позволяющие определить кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположено  здание с кадастровым номером: ***, кадастровое дело на данный земельный участок в связи с этим предоставить не представилось возможным (т. 2, л.д. 93).

Указание административного истца по тексту иска, что здание с кадастровым номером: *** расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером: *** не подтверждается представленными сведениями.

Так, из кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером: *** (т.1, л.д. 103-104), из кадастрового дела на этот земельный участок (т.2, л.д. 93-109) не усматривается нахождение в пределах данного земельного участка здания  с кадастровым номером: ***.

Административным истцом в числе доводов иска указано на то, что здание, расположенное по адресу: ***, не является отдельно стоящим зданием, поскольку примыкает к многоквартирному жилому дому по адресу: город ***, и потому не подпадает под правое регулирование нормой статьи 378.2 НК РФ.

Налоговый кодекс не содержит понятие «отдельно стоящее здание», отсутствует таковое в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Вместе с тем, исходя из общего содержания статьи 378.2 НК РФ в целом, которая устанавливает особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, перечень которых является исчерпывающим, содержится в подпунктах 1 - 4 пункта 1 и включает наряду с административно-деловыми центрами, торговыми центрами (комплексами) также жилые дома, а также принимая во внимание, что в целях названной статьи к административно-деловым центрам, и торговым центрам (комплексам) относят здания (строения, сооружения), отвечающие условиям, указанным в пункте 3 и 4 соответственно, по смыслу приведенных законоположений отдельно стоящее здание - это самостоятельный объект недвижимого имущества, не входящий в состав жилого дома, то есть не являющийся частью этого дома.

Судом исследована техническая документация на спорное здание, из которой усматривается, что здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 969,6 кв.м, ***, не подпадает под признаки встроенного нежилого помещения (***), встроенно-пристроенного нежилого помещения (***), установленные в %!приложении Б!% к ***. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий, одобренному и рекомендованному к применению письмом Госстроя Российской Федерации от  ***.

Судом установлено, что спорное здание, как и расположенные рядом с ним  жилые дома, находятся на отдельных земельных участках с самостоятельными кадастровыми номерами и разными адресами, каждый объект недвижимости имеет собственные стены, что на кадастровом учете спорный объект стоит именно как здание, потому объект недвижимости с кадастровым номером: ***  является отдельно стоящим зданием, следовательно, его расположение вплотную к жилому дому не имеет правового значения для применения положений статьи 378.2 НК РФ и не свидетельствует о том, что спорное здание незаконно отнесено к объекту налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Согласно технической документации по состоянию на *** года на объект недвижимости - здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 969,6 кв.м, включает в себя помещения с наименованиями: «подсобное», «тамбур», «коридор», «комната охраны», «электрощитовая», «вестибюль», «лестничная клетка», «служебное», «санузел», «офис», «гараж», «техническое помещение». «комната приема пищи»,  «венткамера».

При этом площадь помещений с наименованием «офис» в этом здании  составляет 488,38 кв.м, что составляет 50,37% от общей площади, тогда как 20 % от общей площади составляет 193,92 %.

Из кадастрового паспорта помещения с кадастровым номером: ***, общей площадью 185,6 кв.м, по состоянию на 17.10.2008, технической документации следует, что из помещений, которое оно включает в себя: ***, площадью 48,13 кв.м, имеет наименование «офис», ***, площадью 61,14 кв.м, имеет наименование «офис», ***, площадью 27,18 кв.м, имеет наименование «офис».

Общая площадь офисных помещений в указанном помещении составляет 136,45 кв.м, что составляет 73,5 % от общей площади помещения.

Представленные в материалы дела стороной административного истца договоры аренды от *** года между Какаевой Э.М. и ООО «Мегаполис ЭЛ» в отношении помещений, площадью 63,104 кв.м, и от *** года между Ягирской О.А. и  ИП Орловым А.П. в отношении помещений, площадью 60 кв.м., не содержат указания на конкретные номера помещений, переданных арендаторам.

Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.

Фотоматериалы представлены стороной истца по состоянию на текущий момент.

Акт о фактическом использовании названного помещения, составленный Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области 01.04.2024, относится к текущему  периоду, а не к спорным периодам.

Утверждение административного истца относительно малого расхода электроэнергии по данным прибора учета в помещении как довод в подтверждение его неиспользования как офисного в данном случае правового значения не имеет.

Акты обследования в силу положений главы 6 КАС РФ не могут являться единственно возможными доказательствами по делу.

Исходя из приведенного выше законодательства, объект недвижимости, находящийся на территории Ульяновской области, подлежит включению в перечень по основанию определения вида его фактического использования без составления акта лишь в том случае, если по результатам анализа документов и сведений, указанных в пункте 1.3 вышеназванного Порядка, следует однозначный вывод уполномоченного органа о том, что их достаточно и при этом они с достоверностью подтверждают фактическое использование объекта недвижимости в установленных статьей 378.2 НК РФ целях. В противном случае, при недостаточности названных документов и сведений, наличии в них каких-либо сомнений и противоречий объект недвижимости без проведения обследования и составления акта в перечень по указанному основанию включен быть не может.

При этом частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года         № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Представленная техническая документация относится к указанному периоду, и представителем административного истца в ходе судебного разбирательства сообщалось об ее актуальности.  Изменения в нее не вносились, наименования помещений не менялись.

Из представленных на запрос суда сведений УФНС России по Ульяновской области от 02.02.204 следует, что по адресу: ***, зарегистрировано и было зарегистрировано в спорный период 13 юридических лиц. Контрольно-кассовая техника не зарегистрирована (т. 2, л.д. 27).

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, включено в Перечни на 2018-2023 годы: в пункт 7631 Перечня на 2018 год, в пункт 4414 Перечня на 2019 год, в пункт 3755 Перечня на 2020 год, в пункт 5869 Перечня на 2021 год, в пункт 11 846 Перечня на 2022 год, в пункт 11173 Перечня на 2023 год.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 марта 2021 года № 373-О, № 374-О, следует, что возможность нахождения в здании (строении, сооружении) помещений, принадлежащих разным собственникам и используемых с разными целями (помещений разного назначения, как и помещений, используемых с разными целями), прямо учтена в положениях статьи 378.2 НК РФ, устанавливающих особенности налогообложения применительно к помещениям, находящимся в торговых центрах (комплексах). Из этого, кроме прочего, следует и налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества, которые хотя и не относятся непосредственно к помещениям, используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к торговым центрам (комплексам), как их определяет статья 378.2 НК РФ.

Такое регулирование, действующее во взаимосвязи с главой 32 «Налог на имущество физических лиц» данного Кодекса, дает основание к применению повышенных налоговых ставок в случаях, когда соответствующая недвижимость выступает объектом обложения налогом на имущество физических лиц.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что взаимосвязанные положения статьи 378.2 НК РФ исходят из того, что значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости при использовании 20 процентов от общей площади здания (строения, сооружения) для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и распространяют по этому признаку повышенную налоговую нагрузку на все помещения соответствующего торгового центра (комплекса).

Из изложенного следует, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения и разрешения дел об оспаривании перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в части включения в них помещений, находящихся в здании и, в том числе, образующих такое здание, относится установление того, превышает или нет 20 процентов общей площади здания совокупная площадь находящихся в нем помещений:

назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

которые фактически используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, вышеуказанные обстоятельства подлежат установлению вне зависимости от того, как сформулированы требования административного истца - им оспариваются перечни в части включения в них только помещений, либо - и помещений, и здания, в котором они расположены.

Иной подход к решению данного вопроса - отказ в рассмотрении по существу заявленных административным истцом требований об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта на том лишь формальном основании, что им не оспорены его иные взаимосвязанные нормативные положения - не соответствовал бы положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы) и основным началам законодательства о налогах и сборах, предусмотренным статьей 3 НК РФ (законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав), поскольку свидетельствовал бы об отступлении от принципов законности, всеобщности и равенства налогообложения, о произвольности и дискриминационном характере размера обязательного к уплате сбора, лишал бы его экономического основания, порождал бы правовую неопределенность, что является недопустимым.

Кроме того, такой подход создавал бы необоснованное препятствие для реализации гарантированного частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту, на доступ к правосудию, противоречил бы задачам административного судопроизводства, к которым относятся защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел (пункты 2 и 3 статьи 3 КАС РФ), такому принципу административного судопроизводства как законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел (пункт 3 статьи 6 КАС РФ), который обеспечивается соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 КАС РФ).

С учетом выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в Постановлении от 12 ноября 2020 года № 46-П, следует исходить из того, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость. С таким предположением соотносится по смыслу и содержание пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, из которого следует, что в целях обложения налогом на имущество кадастровая стоимость помещения, даже если она не определена, должна быть все равно исчислена пропорционально к общей площади здания, где это помещение находится, как доля его кадастровой стоимости. Издержки содержания условно дорогостоящей недвижимости корреспондируют общему бремени содержания имущества, притом, что это бремя не может быть поставлено как таковое под сомнение, как и риски предпринимательской и связанной с нею экономически значимой деятельности, включая невыгодную (бездоходную) эксплуатацию потенциально доходного имущества.

В судебном заседании установлено и представленными материалами подтверждено, что общая площадь находящихся в здании с кадастровым номером: *** помещений, предусматривающая размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, превышает 20% от общей площади здания.

Спорное помещение с кадастровым номером: *** входит в состав этого здания и, в свою очередь, общая площадь находящихся в этом помещении  помещений, предусматривающая размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, превышает 20% от его общей площади.

Учитывая изложенное и то, что спорное помещение размещено в месте концентрации потенциально доходной недвижимости, распространение по этому признаку повышенной налоговой нагрузки на него оправданно, потому у административного ответчика имелись правовые основания для включения помещения с кадастровым номером: *** в оспариваемые Перечни, что в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовали  перечни в оспариваемой части, не имеется.

Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований как основных, так и производных (о взыскании судебных расходов).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

в удовлетворении административных исковых требований Какаевой Эльмиры Минихатовны о признании недействующими со дня принятия: пункта 14272  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества  и земельных отношений  Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года; пункта 7286 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области                     № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; пункта 5993 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года; пункта 8796 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от                11 ноября 2020 года; пункта 18751 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года; пункта 18321 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области            № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины  отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято  19 апреля 2024 года.