УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0014-02-2023-000344-54
Судья Бунеева Е.В. Дело 33-1926/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Герасимове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-2-11/2024 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Николаевского районного суда Ульяновской области от 16 января 2024 года, по которому
постановлено:
иск прокурора Павловского района
Ульяновской области, действующего в интересах Егоршина Владимира Ивановича,
удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН
7325000479) обеспечить Егоршина Владимира Ивановича (паспорт серии *** номер ***)
техническим средством реабилитации – *** в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации и абилитации инвалида № *** к протоколу проведения
медико-социальной экспертизы гражданина от 03.05.2023.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия
установила:
прокурор
Павловского
района Ульяновской области в интересах Егоршина В.И. обратился
в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о
возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Павловского
района Ульяновской области проведена проверка соблюдения требований
законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено
нарушение прав инвалида Егоршина В.И. на предоставление мер государственной
социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации.
Согласно справке серии *** № *** от 25.08.2009 Егоршин В.И., *** года рождения,
является инвалидом *** группы, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой
реабилитации или абилитации инвалида
(далее – ИПРА) № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы
№ *** от 03.05.2023 Егоршин В.И., *** года рождения, подлежит обеспечению ***.
Указанными техническими средствами реабилитации Егоршин В.И. не обеспечен до
настоящего времени.
Истец просил суд обязать ОСФР по
Ульяновской области обеспечить Егоршина В.И. техническими средствами
реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или
абилитации инвалида № *** от 03.05.2023.
Судом к участию в дела в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по
Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое
решение.
В
обоснование жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является
незаконным, вынесенным с нарушением и неправильным применением норм
материального права. В соответствии с индивидуальной
программой реабилитации *** от 03.05.2023 Егоршин В.И. состоит на учете в
качестве нуждающегося в обеспечении ***. По
государственному контракту от 20.03.2023 № *** на поставку *** сформировать
направление не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц.
По государственному контракту от 21.11.2022 № *** на поставку *** сформировать
направление не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц. Для
обеспечения инвалидов *** ОСФР
по Ульяновской области в единой информационной системе размещались запросы ценовой информации: от
27.07.2023 № *** (ценовые предложения не
поступали), от 05.09.2023 № ***, от 18.09.2023 № ***, от 09.10.2023 № ***
(поступало три ценовых предложения, поскольку начальная максимальная цена
контракта, сформированная на основе поступивших ценовых предложений,
значительно превышает стоимость аналогичного технического средства реабилитации
по последнему исполненному Отделением государственному контракту, разместить
конкурентную процедуру не представилось возможным), от 18.10.2023 № 0*** (поступило
три ценовых предложения, поскольку начальная (максимальная) цена контракта,
сформированная на основе поступивших ценовых предложений, значительно превышает
стоимость аналогичного технического средства реабилитации по последнему
исполненному Отделением государственному контракту, ОСФР по Ульяновской области направлена в
центральный аппарат служебная записка о согласовании повышения стоимости
единицы товара). После получения положительного
ответа Отделением размещена в единой информационной системе конкурентная
закупочная процедура от 15.01.2024 № ***, которая признана несостоявшейся по
причине отсутствия заявок. ОСФР
по Ульяновской области повторно размещена конкурентная закупочная процедура от 25.01.2024 № ***
со сроком подачи заявок по 06.02.2024. Для обеспечения инвалидов *** ОСФР
по Ульяновской области в единой информационной системе размещались запросы ценовой информации: от
13.09.2023 № ***, от 18.10.2023 № *** (ценовые предложения не поступили), от
24.10.2023 № ***
(поступило пять ценовых предложений). Поскольку начальная (максимальная) цена
контракта, сформированная на основе поступивших ценовых предложений,
значительно превышала стоимость аналогичного
технического средства реабилитации по последнему исполненному Отделением
государственному контракту, разместить конкурентную процедуру не представилось
возможным. По государственному контракту от 20.11.2023 № *** направление Егоршину
В.И. не
сформировано по причине отсутствия свободных единиц. 25.01.2024 Егоршин В.И. через личный
кабинет инвалида на едином портале государственных услуг подал заявление на
формирование электронного сертификата для приобретения вышеуказанных
технических средств реабилитации. Заявление рассмотрено, электронный сертификат
зарегистрирован. Таким образом ОСФР
по Ульяновской области приняты все меры для обеспечения инвалида техническими средствами
реабилитации.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов
суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм
материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия
приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации
каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1
статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов Российской Федерации»).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2
и 3 статьи 9
названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов,
предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств
реабилитации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно
статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации
инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе
специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений
жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими
средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и
противопоказаний.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
(Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), в который включены технические
средства реабилитации, необходимые истцу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее –
Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического
средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим
его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования
Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического
проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на
осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий
личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего
интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа
реабилитации (заключение).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может
превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в
указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, – 60 календарных дней.
Как установлено судом первой инстанции и следует из
материалов дела, Егоршин В.И., *** года рождения, является инвалидом ***
группы, инвалидность установлена бессрочно (л.д. 75).
Согласно индивидуальной
программе реабилитации или абилитации инвалида № *** к протоколу проведения медико-социальной
экспертизы № *** от 03.05.2023 Егоршин В.И. подлежит обеспечению техническими
средствами реабилитации, в том числе: ***(л.д. 47-50).
15.06.2023 Егоршин В.И. обратился к ответчику с заявлением об
обеспечении техническими средствами реабилитации в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации или абилитации.
Указанными техническими средствами
реабилитации на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Егоршин В.И.
не обеспечен.
Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение
об их удовлетворении, суд исходил из того факта, что ОСФР по Ульяновской
области нарушены установленные сроки обеспечения инвалида положенными ему
техническими средствами реабилитации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой
инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых
обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального
права.
Предпринятые меры по обеспечению инвалида техническим
средством реабилитации, которые остались безрезультатными, не могут умолять
права истца на своевременное обеспечение техническим средством реабилитации,
необходимым ввиду состояния здоровья.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об
удовлетворении требований прокурора, возложив на ответчика ОСФР по Ульяновской
области обязанность по обеспечению
Егоршина В.И. ***.
Доказательств тому, что инвалид своевременно обеспечен
приведенными техническими средствами реабилитации, не представлено.
В
отсутствие реального обеспечения истца спорными техническими средствами
реабилитации принятие ответчиком мер в целях обеспечения инвалида техническими
средствами реабилитации не влечет отмену либо изменение решения суда.
Ссылки на непредставление технических средств реабилитации
по объективным, независящим от ответчика причинам подлежат отклонению. Право
истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в
зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное
означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит
положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в
области социальной защиты.
Предусмотренные законом варианты обеспечения
инвалида техническими средствами реабилитации являются правом инвалида, тогда
как на соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по
обеспечению инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации.
Суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и
представленных сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы
основанием к признанию выводов суда неправильными не являются.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Оснований, предусмотренных статьей 330
ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Николаевского районного суда Ульяновской области от
16 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Николаевский районный суд Ульяновской
области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
18.04.2024