Судебный акт
Оспаривание бездействия
Документ от 16.04.2024, опубликован на сайте 22.04.2024 под номером 112124, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по признанию безхозяйной выгребной ямы, используемой для водоотведения многоквартирных домов №№ 7,8,9 по ул. Береговая п. Плодовое г.Ульяновск, и признании на нее права муниципальной собственности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2023-003251-17

Судья Надршина Т.И.                                                                   Дело № 33а-1729/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                16 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.

судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 28 ноября 2023 года по делу № 2а-2886/2023, по которому постановлено:         

административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в непринятии мер по признанию выгребной ямы, используемой для водоотведения многоквартирных домов                       № №*** по *** бесхозяйной и по признанию права муниципальной собственности на нее.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию выгребной ямы, используемой для водоотведения многоквартирных домов №№*** бесхозяйной.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную выгребную яму, используемую для водоотведения многоквартирных домов ***.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения  представителя   администрации г.Ульяновска и Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновск Ильина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения  прокурора   Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании бездействия незаконным.

В обоснование административных исковых требований указал, что в ходе проведенных мероприятий в сфере надзора за исполнением федерального законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска были  выявлены факты неисполнения администрацией муниципального образования «г.Ульяновск» требований норм законодательства при организации надлежащего водоотведения многоквартирных ***, в том числе, в части признания бесхозяйной выгребной ямы (септик), а в дальнейшем признания ее муниципальной собственностью, передачи в эксплуатацию и на обслуживание.

Постановлением Главы г.Ульяновска от 13.04.2006 №850 в муниципальную собственность были приняты многоквартирные дома    ***. Система водоотведения вышеуказанных домов в муниципальную собственность не принималась. Для водоотведения используется местная центральная канализационная система, состоящая из канализационных выпусков, промежуточных колодцев, установленных на сборном самотечном трубопроводе, транспортирующих стоки в выгреб. Выгребная яма используется для сбора жидких бытовых отходов многоквартирных домов №№***

Решением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14.03.2023 (дело №***) на администрацию г.Ульяновска возложена обязанность по признанию наружных сетей водоотведения до выгребной ямы бесхозяйными и признанию права муниципальной собственности на них.

Выгребная яма, к которой присоединены сети, предназначена для водоотведения нескольких многоквартирных домов, общим имуществом собственников помещений данных домов по смыслу жилищного законодательства не является, расположена в границах земель, собственность на которые не разграничена, на кадастровый учет не поставлена, право собственности на нее не зарегистрировано. Собственники помещений многоквартирных домов по своей воле бремя содержания выгребной ямы на себя не принимали. Вышеуказанный объект обладает признаками бесхозяйной вещи  в силу ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

03.03.2021 Главе г.Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона, однако мер по их устранению принято не было.

До настоящего времени водоотведение многоквартирных домов надлежащим образом не организовано.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «г.Ульяновск», выраженное в непринятии мер по признанию выгребной ямы, используемой для водоотведения многоквартирных домов ***, бесхозяйной и по признанию права муниципальной собственности на нее; возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность по признанию выгребной ямы, используемой для водоотведения ***, бесхозяйной; возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную выгребную яму, используемую для водоотведения многоквартирных домов ***.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УМУП «Ульяновскводоканал», Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, Управление ЖКХ администрации г.Ульяновска, ООО УК «БлагоСтрой», АО «Имущественная корпорация Ульяновской области», Управление Росреестра по Ульяновской области, Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что выгребная яма в п.Плодовый, в которую транспортируются стоки многоквартирных жилых домов ***, и входящие в нее канализационные выпуски являются общим имуществом собственников указанных жилых домов и не относятся к бесхозяйному имуществу. Кроме того, данная выгребная яма не является объектом централизованной системы водоотведения, в связи с чем УМУП «Ульяновскводоканал» оказывает услуги по вывозу жидких бытовых отходов из пригородной зоны г.Ульяновска по отдельному тарифу.

В судебное заседание  кроме представителя   администрации г.Ульяновска и Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновск                Ильина А.А.,  прокурора   Макейкиной Е.В.,  иные лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,   судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

По правилам п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу п.3 ч.1 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию.

Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (ч.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Судом установлено, что многоквартирные дома *** были построены в 1970 г., находились на балансе совхоза «Ульяновский плодопитомнический».

В последующем данные многоквартирные дома были переданы в                    ОГУП ЖКХ «Пригородный»  на праве хозяйственного ведения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 31.08.2005 право хозяйственного ведения ОГУП ЖКХ «Пригородный» прекращено,  многоквартирные дома переданы в собственность муниципального образования г.Ульяновск.

Решением Арбитражного суда г.Ульяновска от 30.09.2005                               ОГУП ЖКХ «Пригородный» было признано банкротом.

Постановлением главы г.Ульяновска № 850 от 13.04.2006 многоквартирные дома  *** были включены в реестр муниципальной собственности.

Система водоотведения вышеуказанных домов в муниципальную собственность не принималась.

Для водоотведения из вышеуказанных многоквартирных домом используется канализационная система, состоящая из канализационных выпусков, промежуточных колодцев, установленных на сборном самотечном трубопроводе, транспортирующих стоки в выгреб, а также выгребная яма (септик).

Решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 14.03.2023 признано незаконным бездействие администрации г.Ульяновска в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов ***. На администрацию г.Ульяновска возложена обязанность обеспечить организацию надлежащего водоотведения многоквартирных домов *** Признано незаконным бездействие  администрации г.Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов *** до выгребной ямы, бесхозяйными. На администрацию   г.Ульяновска возложена обязанность по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов *** до выгребной ямы, бесхозяйными. На администрацию г.Ульяновска возложена обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные наружные сети водоотведения многоквартирных домов многоквартирных домов  *** расположенных от внешних границ стен указанных многоквартирных домов до выгребной ямы.

Решение суда вступило в законную силу 01.08.2023.

Право собственности на  выгребную яму  (септик)   за кем-либо не зарегистрировано,  в федеральной собственности не находился, на балансе муниципального  образования не стоит.

Вышеперечисленные многоквартирные дома подключены к системе централизованного водоснабжения, но не подключены к системе централизованного водоотведения; при этом жидкие бытовые отходы удаляются из жилых домов в канализационный трубопровод, из него в выгребную яму (септик),  после чего специализированным автотранспортном УМУП «Ульяновск водоканал» жидкие бытовые отходы доставляются в канализационную насосную станцию.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выгребная яма, в которую осуществляется сброс жидких бытовых отходов из многоквартирных домов, не является общедомовым имуществом, а является бесхозяйным имуществом, собственники многоквартирных домов не могут нести бремя содержания данного имущества, в связи с чем административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворил.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии с                            ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся  организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Доводы заявителя о том, что выгребная яма(септик) является общим имуществом многоквартирных домов, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Так, согласно п.1 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), согласно которых состав общего имущества определяется:                   а) собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с ч.4 ст.161 Жилищного кодекса  Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В соответствии с п.8 Правил внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Из материалов дела видно, что выгребная яма (септик) предназначена для водоотведения нескольких многоквартирных домов, расположены в границах земель, собственность на которые не разграничена, не относятся к внутридомовой инженерной системе водоотведения, следовательно,  не может быть отнесена к общедомовому имуществу многоквартирных домов.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  19.04.2024.