Судебный акт
Об обязании производства прибора учета элетрической энергии
Документ от 26.03.2024, опубликован на сайте 18.04.2024 под номером 112116, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести замену интеллектуального общедомового прибора учета электроэнергии, взыскании судебных расходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-005759-68

Судья Шабинская Е.А.                                                                    Дело № 33-1434/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  26 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Костенко А.П., Власовой Е.А.,

при секретаре Юшиной В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Токарева Александра Михайловича, Несибуллова Эльфика Сейфулловича, Александрова Эдуарда Вячеславовича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 декабря 2023 года по гражданскому делу № 2-5300/2023, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Токарева Александра Михайловича, Несибуллова Эльфика Сейфулловича, Александрова Эдуарда Вячеславовича к акционерному обществу «Ульяновскэнерго», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Свободный Выбор» о возложении обязанности произвести замену общедомового прибора учета электроэнергии, взыскании судебных расходов - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., пояснения Токарева А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Токарев А.М., Несибуллов Э.С., Александров Э.В. обратились в суд с иском к акционерному обществу «Ульяновскэнерго» (далее – АО «Ульяновскэнерго»), обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Свободный Выбор» (далее – ООО «УК СВ») о возложении обязанности произвести замену общедомового прибора учета электроэнергии, взыскании судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками квартир *** расположенных в многоквартирном доме ***.

ООО «УК СВ» осуществляет управление указанным многоквартирным домом.

АО «Ульяновскэнерго» произведен демонтаж общедомового прибора учета электроэнергии  до истечения срока его эксплуатации и установлен новый интеллектуальный прибор, в связи с чем с 2023 года расчет потребления электроэнергии осуществляется в автоматическом режиме с применением коэффициента в размере 20%.

В связи с установкой нового прибора учета значительно повысилось потребление электроэнергии дома, а собственников лишили права ежемесячного контроля потребления электроэнергии по показаниям  общедомового прибора учета.

Кроме того, согласия на установку интеллектуального прибора учета собственники помещений многоквартирного дома не давали.

Истцы просят суд обязать ответчиков произвести замену интеллектуального общедомового прибора учета электроэнергии на обычный  в многоквартирном доме ***, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство строительного и жилищного надзора Ульяновской области, МУП «УльГЭС».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Токарев А.М., Несибуллов Э.С., Александров Э.В. просят отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении  заявленных требований.

В обоснование жалобы указывают, что установленный прибор учета электроэнергии работает в автоматическом режиме, в связи с чем собственникам многоквартирного дома непонятно каким образом производятся начисления за потребленную электроэнергию, чем нарушаются их права.

Полагает, что в рассматриваемом случае допущено нарушение положений постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» в части возможности использования прибора учета до истечения срока его эксплуатации. При этом поверка ранее установленного общедомового прибора учета до его замены не производилась.

Кроме того, новый прибор установлен не на границе балансовой принадлежности сетевой организации МУП «УльГЭС», а место установки прибора собственниками помещений многоквартирного дома не согласовано.

В ходе рассмотрения дела ответчиками не даны пояснения относительно того каким образом производятся начисления за потребленную электроэнергию с применением коэффициента в размере 20 %.

При этом отмечают, что истцы также обратились в суд к АО «Ульяновскэнерго» и  МУП «УльГЭС» о возложении обязанности произвести поверку демонтированного общедомового прибора учета электроэнергии.

В возражениях относительно апелляционной жалобы АО «Ульяновскэнерго» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.      

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно абзацу 2 пункта 7 раздела 1 указанных Правил в состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

В соответствии с пунктом 80(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила №354) определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

До 31 декабря 2021 г. допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие требованиям, указанным в настоящем пункте, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты.

Лицо, ответственное за содержание общего имущества многоквартирного дома, а при непосредственной форме управления, либо когда не выбран способ управления, либо способ управления выбран, но не реализован, собственники помещений или их представитель, или любой из собственников (пользователей) помещений в многоквартирном доме, обеспечивают допуск гарантирующего поставщика к местам установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, а также к местам установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии вне границ указанных помещений, участие во вводе их в эксплуатацию. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив по запросу гарантирующего поставщика в течение 10 дней со дня получения запроса обязаны передать информацию, необходимую для реализации его обязанности по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии.

Гарантирующие поставщики и сетевые организации вправе по обращению собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома за отдельную плату осуществлять установку (замену) приборов учета электрической энергии до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, либо ранее наступления предусмотренных пунктом 80(2) сроков для установки (замены) приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

Согласно абзацу 2 пункта 141 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 с 1 января 2022 г. для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), если иное не установлено пунктом 145 настоящего документа, с учетом установленных пунктом 150 настоящего документа особенностей оснащения приборами учета многоквартирных домов, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 г. До 1 января 2022 г. сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе осуществлять установку приборов учета, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными правилами.

Из материалов дела следует, что Токареву А.М., Несибуллову Э.С., Александрову Э.В. на праве собственности принадлежат жилые помещения, расположенные по адресу: ***.

Многоквартирный жилой дом *** находится в управлении ООО «УК Свободный выбор» на основании договора управления  от 23.03.2021.

Судом установлено, что между АО «Ульяновскэнерго» и собственниками указанного жилого дома заключены прямые договоры энергоснабжения (открыты лицевые счета).

При этом коммунальный ресурс для потребления собственниками многоквартирного дома по адресу: ***, приобретает ООО «УК Свободный выбор» на основании договора энергоснабжения №*** от 23.09.2019.

Из материалов дела также следует и установлено судом, что до 20.12.2022 учет объема потребления электрической энергии в многоквартирном доме по адресу: ***, осуществлялся на основании показаний общедомового прибора учета электрической энергии  ***, заводской номер ***.

Очередной срок поверки общедомового прибора учета электрической энергии *** установлен -  2024 год.

17.11.2022 ООО «УК Свободный выбор» в адрес АО «Ульяновскэнерго» направлена заявка на замену общедомового прибора учета в многоквартирном доме по адресу: ***.

Согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии №*** от 20.12.2022 по адресу: *** установлен прибор учета ****** заводской номер ***.

При этом установленный 20.12.2022 общедомовой прибор учета электрической энергии по адресу: ***, был подключен АО «Ульяновскэнерго» к интеллектуальной системе учета электрической энергии.

Как следует из сведений, представленных  АО «Ульяновскэнерго», с момента установки нового прибора учета по адресу: ***, АО «Ульяновскэнерго принимает показания, которые фиксирует и передает в адрес исполнителя такая интеллектуальная система учета и использует их при определении размера платы за потребленную электроэнергию. При этом, как следует из сообщения АО «Ульяновскэнерго», показания нового общедомового прибора учета электрической энергии, посредством интеллектуальной системы учета электрической энергии  по указанному адресу ежемесячно передаются непосредственно в АО «Ульяновскэнерго» до 25 числа расчетного месяца.

Таким образом, установленный 20.12.2022 общедомовой (интеллектуальный) прибор учета электроэнергии по адресу: *** является расчетным прибором, срок государственной поверки истекает в 2038 году, следовательно, оснований для произведения замены данного прибора учета не имеется.

Приведенные  доводы жалобы о том, что установленный прибор учета электроэнергии по адресу: ***  работает в автоматическом режиме; собственникам многоквартирного дома непонятно каким образом производятся начисления за потребленную электроэнергию, не являются основанием к отмене решения суда.

Как указано в абзаце 3 пункта 80 Правил №354, начиная с 1 января 2022 г. допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учетом абзаца второго пункта 80(1) настоящих Правил.

При этом, в соответствии с подп. «д» п. 31 Правил №354 исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

Подпунктом «е» пункта 31 указанных Правил №354 предусмотрено, что исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» - «ж» пункта 17 названных Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

Согласно пункту «р» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение трех рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленьях на общедомовые нужды.

Таким образом, обязанность по снятию показаний общедомового прибора учета, а также обеспечение доступа к указанной информации лежит на ресурсоснабжающей организации при непосредственном способе управления многоквартирным домом.

Вместе с тем, истцами не представлены доказательства об отказе управляющей организации, либо ресурсоснабжающей организации  предоставлять истцам данную информацию.

В случае неисполнения ресурсоснабжающей организацией своих обязанностей собственники вправе обратиться в органы государственного жилищного надзора на основании статьи 20 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, доводы жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела ответчиками не даны пояснения относительно того, каким образом производятся начисления за потребленную электроэнергию с применением коэффициента в размере 20 %, судебной коллегией отклоняются.

То обстоятельство, что поверка ранее установленного общедомового прибора учета электрической энергии не проводилась, также не является основанием к отмене решения суда, поскольку данное обстоятельство права истцов не нарушает.

Доводы жалобы относительно того, что истцы обратились в суд к АО «Ульяновскэнерго» и  МУП «УльГЭС» о возложении обязанности произвести поверку демонтированного общедомового прибора учета электроэнергии, также не является основанием к отмене по сути правильного решения суда.

Не может согласиться судебная коллегия и с доводами жалобы относительно того, что новый прибор установлен не на границе балансовой принадлежности сетевой организации МУП «УльГЭС».

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 80(1) Правил №354 определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Как следует из материалов дела, 20.12.2022 прибор учета электрической энергии по адресу: *** был установлен  в присутствии, в том числе представителя управляющей компании – ООО «УК Свободный выбор». При этом  согласно актам допуска в эксплуатацию прибора, контрольного снятия показаний приборов учета электрической энергии  от 20.12.2022,09.06.2023 место установки прибора указано - *** *** в электрощитовой (в подвале дома).

Доказательства того, что данный прибор учета установлен  в нарушение приведенных норм права, в материалах дела отсутствуют.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит доводы, приведенные в ней, несостоятельными, что в силу положений ст.330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не является.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Токарева Александра Михайловича, Несибуллова Эльфика Сейфулловича, Александрова Эдуарда Вячеславовича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  02.04.2024.

 

.