У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-006788-85
Судья Алексеева Е.В.
Дело №33а-1702/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
9 апреля 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.
судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу представителя Левакова Вадима Сергеевича - Романова Геннадия
Александровича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11
декабря 2023 года по делу №2а-6018/2023, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Левакова Вадима
Сергеевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской
области», призывной комиссии Муниципального образования «г. Ульяновск» о
признании незаконным решения, возложении обязанности предоставить отсрочку или освобождение от призыва на срочную
военную службу по состоянию здоровья
отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия
установила:
Леваков В.С. обратился в суд с административным иском к ФКУ
«Военный комиссариат Ульяновской области» о признании незаконным решения,
возложении обязанности предоставить отсрочку или освобождение от призыва на
военную службу.
В обоснование
требований указал, что 09.11.2023 он явился по повестке для прохождения
военно-врачебной комиссии в пункте отбора на военную службу по адресу: ***, был
признан годным для прохождения военной службы.
С заключением военно-врачебной комиссии он не согласен, так как у него имеется ряд
заболеваний, которые
предоставляют ему право на освобождение от призыва.
10.11.2023 он обратился
с жалобой в призывную комиссию ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской
области» на решение призывной комиссии о призыве на срочную военную службу.
Ответа он не получил.
Просил признать незаконным решение призывной комиссии ФКУ «Военный
комиссариат Ульяновской области» от 09.11.2023 о призыве его на срочную военную
службу, обязать административного ответчика предоставить ему отсрочку или
освободить от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
В качестве административного соответчика к участию в деле
привлечена призывная комиссия муниципального образования
«г.Ульяновск».
Рассмотрев заявленные требования по
существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Левакова В.С. -
Романов Г.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, административное
исковое заявление удовлетворить.
Указывает на нарушение норм материального и процессуального права.
Считает, что по состоянию здоровья
Леваков В.С. не может быть
призван на военную службу, приводя доводы, изложенные в административном иске.
В ходе судебного разбирательства неоднократно заявлялись ходатайства о
назначении судебно-медицинской экспертизы в отношении Левакова В.С. по
определению категории годности к военной службе. Однако судом незаконно в
удовлетворении указанных ходатайств было отказано, что лишило Левакова В.С.
правовой возможности доказывания правильности установленной ему категории
годности.
В возражениях на
апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат
Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения.
В
заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не
явились, о месте и времени рассмотрения
дела извещены надлежащим образом.
Судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно
ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут
обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия)
органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии
судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или
муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права,
свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от
28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе» (далее Федерального закона «О воинской
обязанности и военной службе») воинская обязанность граждан Российской
Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву. Граждане
освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным
указанным Федеральным законом.
В силу ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и
военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные
ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии со ст.5.1 Федерального закона «О воинской
обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве
или поступлении на военную службу по контракту, проходят медицинское
освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом,
невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в
случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому
освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по
результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности
гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной
службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В -
ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д -
не годен к военной службе.
Согласно ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и
военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе,
на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского
освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из
следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную
гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об
освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об
освобождении от исполнения воинской обязанности.
Пунктом 13 Положения о призыве
на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительством РФ от 11.11.2006
№ 663 установлено, что призывная комиссия принимает решение в отношении
призывника только после определения категории годности его к военной службе. В
случае невозможности дать заключение о годности призывника к военной службе на
месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара
направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское
учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское
освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого
срока завершения указанного обследования.
Пункт 4 ст.5.1. Федерального закона «О воинской обязанности
и военной службе» содержит аналогичные положения.
В
силу п.7 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано в порядке,
установленном разделом V.1
настоящего Федерального закона.
Судом
установлено, что Леваков В.С., *** года рождения, состоит на воинском учете в военном
комиссариате (Заволжского района
г.Ульяновска Ульяновской области) с
05.02.2020.
Решением призывной
комиссии МО «г.Ульяновск» от 24.11.2023
(протокол № 74) Леваков В.С.
признан годным с незначительными ограничениями
к военной службе.
Призывная комиссия исполнила обязанность по организации медицинского освидетельствования Левакова В.С., которого обследовали все
необходимые врачи-специалисты. В период
с 19 по 25 октября 2023 г. Леваков В.С. проходил дополнительное медицинское
обследование в ГКУЗ УОКБ .
По результатам дополнительного медицинского освидетельствования врачами-специалистами у него не было выявлено
каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, позволяющих
признать административного истца ограниченного годным к военной службе.
Леваков В.С. правом
на производство независимой военно-врачебной экспертизы не воспользовался, бесспорных и
достоверных доказательств, характеризующих состояние здоровья и подтверждающих
наличие заболеваний, освобождающих его от призыва на военную службу, не
представил.
Ссылки заявителя на имеющиеся у него конкретные заболевания,
которые, по его мнению, являются основанием для освобождения от службы в армии,
не принимаются судебной коллегией во внимание. Оснований для назначения экспертизы по делу у суда
первой инстанции при наличии вышеизложенных обстоятельств не имелось.
В связи с тем, что осенний призыв 2023 года, в период
которого административный истец
проходил медосвидетельствование, закончен, и решение призывной комиссии о
призыве административного истца на военную службу осталось нереализованным, то
вопрос о его годности к военной службе может быть разрешен в рамках следующей
призывной кампании исключительно по результатам нового медицинского освидетельствования.
Таким
образом, оспариваемое решение призывной комиссии не нарушает права и
законные интересы Левакова В.С.,
поскольку истец до настоящего времени не
призван на военную службу, в связи с чем, не лишен возможности пройти
медицинское освидетельствование в ходе следующего призыва на военную службу.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим
обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу
доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со ст.84
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем не могут повлечь отмену
судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11
декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Левакова
Вадима Сергеевича - Романова Геннадия Александровича - без удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 11.04.2024.