У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2023-006321-31
Судья Анциферова Н.Л.
Дело №33а-1616/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
2 апреля 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Чичкиной
А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Абушаева Эльнара Фяритовича на
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 ноября 2023 года по делу
№2а-5749/2023, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Абушаева Эльнара Фяритовича к
Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», призывной комиссии МО «Старокулаткинский
район» Ульяновской области о признании незаконным решения о признании
годным к военной службе, призыве на военную службу, об освобождении от военной
службы отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Абушаев
Э.Ф. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному
учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» (далее ФКУ «Военный
комиссариат Ульяновской области»), призывной комиссии муниципального
образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области о признании
незаконным решения о признании годным к военной службе, призыве на военную
службу, об освобождении от военной службы.
В
обоснование административного иска указал, что решением призывной комиссии МО
«Старокулаткинский район» Ульяновской области он был признан годным к
прохождению военной службы с категорией годности «Б-3». Вместе с тем при
принятии указанного решения не было учтено наличие у него заболевания ***
Наличие указанного заболевания не позволяет проходить военную службу по
призыву, поскольку может повлечь причинение вреда здоровью.
До
настоящего времени ему не было выдано заключение комиссии, несмотря на
обращение с соответствующим заявлением. Указанные нарушения требований закона
наряду с ненадлежащим обследованием призывника соответствующими специалистами,
входящими в состав медицинской комиссии комиссариата, также стали возможными в
результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами
призывной комиссии и военного комиссариата.
Решением
Радищевского районного суда Ульяновской области от 21.02.2022 по делу
№2а-2-8/2022 были удовлетворены его (Абушаева Э.Ф.) исковые требования к призывной
комиссии Муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской
области, Военному комиссариату Ульяновской области. В ходе рассмотрения данного
дела военно-врачебной экспертизой, проведенной ООО «Независимая
Военно-врачебная экспертиза», было установлено наличие у административного истца
заболевания, препятствующего прохождению военной службы по призыву. Таким
образом, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным
актом, повторному доказыванию и оспариванию не подлежат.
Полагает,
что имеются основания для признания решения призывной комиссии незаконным,
поскольку оно вынесено без надлежащего учета состояния его здоровья.
Просил суд
обязать призывную комиссию МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области
выдать в отношении Абушаева Э.Ф. решение о признании его негодным к военной
службе, призыве на военную службу; признать незаконным решение о признании его годным
к военной службе, освободить от военной службы.
К участию в
деле привлечены в качестве заинтересованных лиц ГУЗ «Ульяновский
областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени
заслуженного врача России Е.М. Чучкалова», ГУЗ «Ульяновская областная
клиническая больница».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Абушаев Э.Ф. не соглашается с
решением суда, просит его отменить, принять новое решение, которым
административные исковые требования удовлетворить.
По мнению
административного истца, судом установлено, что в ходе медицинского
обследования сотрудникам призывной комиссии было достоверно известно о наличии
у него заболевания в виде ***, поскольку ранее по данному основанию от военной
службы он освобождался, а также в личном деле имелась копия заключения экспертизы,
проведенной в ходе рассмотрения дела в суде. Таким образом, при наличии
сведений о заболевании сотрудники призывной комиссии не предприняли мер к
проведению дополнительных обследований с целью установления степени годности Абушаева
Э.Ф. к военной службе.
В судебном заседании
административный ответчик не представил достоверных сведений об отсутствии у Абушаева
Э.Ф. заболевания и соответственно не доказал законность принятого решения.
Несмотря на отсутствие указанных данных, судом необоснованно при вынесении
решения приняты во внимание доводы административных ответчиков.
В возражениях на
апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит
решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в
деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явили, будучи
надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента РФ от 29.09.2023 № 735
«О призыве в октябре - декабре 2023 г. граждан Российской Федерации на военную
службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по
призыву» с 1 октября по 31 декабря 2023 г. призыв на военную службу граждан Российской
Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в
соответствии с Федеральным законом
от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву
на военную службу, в количестве 130 000 человек.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация,
иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений,
действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными
или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие)
квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица,
государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация,
лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если
полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы,
созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со
ст.1 Федерального закона от 28.03.1998
№53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федерального
закона «О воинской обязанности и военной службе») воинская обязанность граждан
Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям,
предусмотренным указанным Федеральным законом.
В силу ст.23
Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на
военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной
службе по состоянию здоровья.
Согласно ст.5.1
Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при
постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по
контракту, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами:
терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом,
стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан,
указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского
освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по
следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе (ч.2 ст.5.1).
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительством РФ от 11.11.2006 №663,
установлено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника
только после определения категории годности его к военной службе.
В случае невозможности дать заключение о годности призывника к военной
службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара
направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в
медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское
освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого
срока завершения указанного обследования.
Как указано в п.4
Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565, под медицинским
освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и
физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения
их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным
военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных
настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Категория годности к
военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья
граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют
состояние здоровья и физического развития (п. п. 6 и 11 названного Положения).
В силу п.7 ст.ст.28,
35.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение
призывной комиссии может быть обжаловано в досудебном порядке или в суд.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, Указом
Губернатора Ульяновской области от 22.09.2023 № 93 «Об утверждении
составов призывной комиссии Ульяновской области и призывных комиссий
муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального
района (городского округа), и о регулировании некоторых других вопросов, возникающих
в связи с призывом граждан на военную службу в октябре - декабре 2023 года» утверждены составы призывных комиссий
муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального
района (городского округа), в том числе, состав призывной комиссии МО
«Старокулаткинский район» Ульяновской области.
Абушаев Э.Ф., *** года рождения, с 25.01.2018 состоит на воинском учете в военном
комиссариате Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов
Ульяновской области.
Решением призывной комиссии МО
«Старокулаткинский район» Ульяновской области от 12.10.2023 (протокол № 1)
Абушаев Э.Ф. был призван на военную службу.
Ранее при прохождении медицинского
освидетельствования в весенний призыв 2022 года по жалобам Абушаева Э.Ф. ***
13.04.2022 был заполнен лист освидетельствования врачом-хирургом и установлена
категория годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе.
При проверке обоснованности установленной категории годности врачом-хирургом
призывной комиссии Ульяновской области в лист освидетельствования 22.04.2022
была внесена запись о представлении дополнительных медицинских документов,
направлении на дополнительное обследование при необходимости.
29.04.2022 врачом-хирургом призывной комиссии
Ульяновской области была внесена запись о необходимости направления Абушаева
Э.Ф. на дополнительное обследование в ГУЗ «УОКЦСВМП». По результатам
дополнительного медицинского обследования 10.06.2022 установлен диагноз ***. ***
Прохождение медицинского освидетельствования
в весенний призыв 2022 года Абушаев Э.Ф. не завершил.
По результатам прохождения медицинского
освидетельствования в осенний призыв 2022 года с учетом результатов
дополнительного медицинского обследования и жалоб Абушаева Э.Ф. на ***
11.11.2022 врачом-хирургом была установлена категория годности к военной службе
«В» - ограниченно годен к военной службе.
18.11.2022 врач-хирург вышестоящей призывной
комиссии диагноз и установленную категорию годности не подтвердил.
15.12.2022 врачом-хирургом призывной комиссии
МО был заполнен второй лист освидетельствования, согласно которому Абушаеву
Э.Ф. в связи с выявленным заболеванием *** была категория годности «Г - временно негоден к
военной службе» на 6 месяцев, до 01.04.2023.
При прохождении мероприятий, связанных с
весенним призывом 2023 года Абушаев Э.Ф. вновь был освидетельствован
врачами-специалистами. Абушаев
Э.Ф. заявлял жалобы на *** врачом-терапевтом по результатам обследования и
освидетельствования.
13.04.2023 был заполнен лист
освидетельствования и установлена категория годности к военной службе Б-3.
После чего, учитывая результаты медицинского обследования *** в осенний призыв
2023 года и вновь заявленные жалобы при освидетельствовании *** при физической
нагрузке, Абушаев Э.Ф. был направлен на дополнительное медицинское
освидетельствование в ГУЗ «УОКБ».
Согласно медицинскому заключению ГУЗ «УОКБ»
от 16.05.2023 у Абушаева Э.Ф. данных *** на момент осмотра не выявлено.
Установив вышеуказанные обстоятельства, дав
оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно
применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые
правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что призывная
комиссия исполнила обязанность по организации медицинского освидетельствования
Абушаева Э.Ф., которого обследовали все врачи-специалисты, и с учетом
представленных медицинских документов и результатов обследований ему была определена категория годности Б-3. Поскольку Абушаев Э.Ф. заявление в
призывную комиссию Ульяновской области о не согласии с решением призывной
комиссии не подавал, правом на проведение контрольно-медицинского освидетельствования
не воспользовался, бесспорных и достоверных доказательств, характеризующих
состояние здоровья и подтверждающих заболеваний, освобождающих его от призыва
на военную службу, не представил, то оснований для удовлетворения его
административного иска не имеется.
С выводами районного суда судебная коллегия
соглашается.
Выводы суда подробно мотивированы в
оспариваемом решении, всем юридически значимым обстоятельствам дана правовая
оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Как верно указано судом, представленный в
судебное заседание представителем административного истца протокол
рентгенологического исследования ООО «Академия», согласно которому у Абушаева
Э.Ф. выявлена фиксированная патологическая ***. ***, не может свидетельствовать
бесспорно о наличии указанных заболеваний, поскольку ООО «Академия» не входит в перечень
медицинских организаций, утвержденных Указом губернатора, которые вправе
осуществлять медицинское обследование граждан, подлежащих призыву на военную
службу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при
несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с
результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной
комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет
право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке,
установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008
года № 574 (абз. 5 п.8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Независимая экспертиза производится по
заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в
письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших
основанием для обращения.
Независимая экспертиза производится в
медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской
деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ (услуг) по
военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абз.1 п.3
Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Независимая экспертиза производится за счет
средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о
производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с
законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и
гражданином (его законным представителем) (п.7 Положения о независимой
военно-врачебной экспертизе).
Однако таким правом на производство
независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не
воспользовался.
Тот факт, что
в рамках административного дела №2а-2-8/2022 проводилась судебная
экспертиза, на правильность выводов суде первой инстанции не влияет, поскольку
указывают на состояние здоровья Абушаева Э.Ф. на дату ее проведения -
08.02.2022. При этом решением по данному делу от 21.02.2022 Абушаеву Э.Ф. было
отказано в удовлетворении требований об освобождении от исполнения воинской
обязанности.
Бесспорных и
достоверных доказательств, характеризующих состояние здоровья и подтверждающих
наличие заболеваний, освобождающих его от призыва на военную службу, суду не
представлено.
При таких
обстоятельствах районный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии
сомнений в законности решения призывной комиссии от 12.10.2023.
При разрешении
настоящего спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и
дал им надлежащую оценку.
В целом, доводы
апелляционной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств и
фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права,
повлиявших на исход дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены
обжалуемого решения.
Нормы материального
и процессуального права применены судом верно.
Кроме того,
осенняя призывная кампания 2023 года завершена, и решения призывных комиссий в
отношении призывников, которые по состоянию на 31.12.2023 не отправлены к месту
службы, остаются нереализованными. Следовательно, оспариваемое решение
призывной комиссии МО «Старокулаткинский район» от 12.10.2023 права Абушаева
Э.Ф. не нарушает.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 24 ноября 2023 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Абушаева Эльнара Фяритовича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 04.04.2024