Судебный акт
Обеспечение техническими средствами реабилитации
Документ от 02.04.2024, опубликован на сайте 09.04.2024 под номером 111935, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-005907-12

Судья Жилкина А.А.                                                                            Дело 33-1699/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   2 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Герасимове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5493/2023 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение                                        Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 декабря 2023 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Д*** Д*** В*** удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Д*** Д*** В*** опорой для сидения в соответствии с ИПРА № *** от 02.11.2022 по заявлению от 09.01.2023.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Данькиной Ольги Александровны, действующей в интересах Д*** Д*** В***, в счёт компенсации морального вреда 10 000 руб.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Новоспасского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетней Д*** Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено нарушение прав ребенка-инвалида Д*** Д.В. на предоставление мер государственной социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации. Согласно справке серии *** № *** от 02.11.2022 Д*** Д.В., *** года рождения, относится к категории ребенок-инвалид, инвалидность установлена на срок до ***. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА) № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от 02.11.2022 № *** Д*** Д.В., *** года рождения, подлежит обеспечению ***. Указанными техническими средствами реабилитации Д*** Д.В. не обеспечена до настоящего времени. Бездействие ответчика, выразившееся в ущемлении прав ребенка-инвалида на бесплатное обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации на протяжении длительного времени, причиняет Д*** Д.В. моральные страдания.

Истец просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить Д*** Д.В. техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида № ***, а именно: ***, взыскать с ответчика в пользу Д*** Д.В. денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Судом к участию в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 01.12.2023 производство по гражданскому делу по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Д*** Д.В. к ОСФР по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить ***, прекращено ввиду отказа от иска в данной части (л.д. 70).

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным, вынесенным с нарушением и неправильным применением норм материального права. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе. В настоящее время государственный контракт на поставку *** ОСФР по Ульяновской области не заключен. Отделением размещались запросы ценовой информации: от 09.10.2023 № ***, от 24.10.2023 № ***, от 24.10.2023 № ***, от 15.12.2023 № *** (ценовые предложения не поступали), от 28.12.2023 № *** со сроком предоставления ценовых предложений по 09.01.2024. Тем самым обеспечить инвалида спорным видом технического средства реабилитации в настоящее время не представляется возможным по независящим от ответчика причинам. Вместе с тем представитель Д*** Д.В. имел возможность воспользоваться равнозначным способом обеспечения рекомендованным в ИПРА средством реабилитации посредством самостоятельного приобретения, с последующей компенсацией понесенных расходов. В данном случае не представлены доказательства того, что в результате действий ответчика истец был лишен принадлежащего ему права на обеспечение техническим средством реабилитации, а также причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением технического средства реабилитации и ухудшением состояния здоровья, моральными страданиями истца. Действующим законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалида. Нарушение гарантированного государством права инвалида на своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета техническим средством реабилитации не является основанием для компенсации морального вреда. Компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей технических средств реабилитации (инвалидов), и выразится в сокращении бюджетных средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. При определении размеров компенсации морального вреда необходимо принять во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Доказательств причинения физических страданий истцу в результате действий отделения, выразившихся в несвоевременном обеспечении инвалида техническим средством реабилитации, не представлено.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). 

Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний   (часть 3).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в который включены технические средства реабилитации, необходимые истцу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, – 60 календарных дней.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Д*** Д.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до ***, ей разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № *** от 02.11.2022 (л.д. 10, 62 оборотная сторона-68).

В соответствии с ИПРА № *** от 02.11.2022 она должна быть обеспечена техническими средствами реабилитации, в том числе ***.

Из отзыва ОСФР по Ульяновской области усматривается, что 09.01.2023 законный представитель Д*** Д.В. – Данькина О.А. обратилась с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (л.д. 24-26).

Вместе с тем на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции                  ребенок-инвалид обеспечен только *** не обеспечен.

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их удовлетворении, суд исходил из того факта, что ОСФР по Ульяновской области нарушены установленные сроки обеспечения инвалида положенными ему техническими средствами реабилитации.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Предпринятые меры по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, которые остались безрезультатными, не могут умолять права истца на своевременное обеспечение техническим средством реабилитации, необходимым ввиду состояния здоровья.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, возложив на ответчика ОСФР по Ульяновской области  обязанность по обеспечению Д*** Д.В. техническим средством реабилитации – ***.

Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств тому, что Д*** Д.В. была своевременно обеспечена приведенным техническим средством реабилитации, в суд первой инстанции не представлено.

Суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и представленных сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы основанием к признанию выводов суда неправильными не являются.

В отсутствие реального обеспечения истца спорным техническим средством реабилитации принятие ответчиком мер в целях обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации не влечет отмену либо изменение решения суда.

Предусмотренные законом варианты обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации являются правом инвалида, тогда как на соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по обеспечению инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации.

Ссылки на непредставление технических средств реабилитации по объективным, независящим от ответчика причинам подлежат отклонению. Право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Разрешая исковые требования прокурора о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении ребенка-инвалида техническим средством реабилитации, существенно нарушает его личные неимущественные права, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, причиняет нравственные и физические страдания относительно непредоставления средств реабилитации, свидетельствует о социальной незащищенности ребенка-инвалида, и является основанием для компенсации морального вреда.

Учитывая приведенные обстоятельства, несовершеннолетний возраст истца, характер имеющегося у него заболевания, инвалидность, нуждаемость                       ребенка-инвалида в технических средствах реабилитации, его необеспечение техническим средством реабилитации – опорой для сидения для детей-инвалидов, период нарушенного права, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность в установленный срок, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в сумме 10 000 руб.

Определенный судом первой инстанции размер морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости и снижению не подлежит.

Данная денежная компенсация обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон, способствует смягчению эмоционально-психологического состояния истца, восстановлению нарушенного права.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                            1 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.04.2024