УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-006652-08
Судья Бахарева
Н.Н.
Дело № 33-1586/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
2 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 декабря 2023 года, по
гражданскому делу №2-5946/2023, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Фроловой Надежды Ивановны, удовлетворить частично.
Обязать Отделение
фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по
Ульяновской области обеспечить Фролову Надежду Ивановну техническими средствами
реабилитации – ***
в количестве 2 штук*** в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации и абилитации ***а от 24.01.2013 № 243.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Фроловой Надежды Ивановны компенсацию морального
вреда в сумме 12 000 руб. 00 коп.
В остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Ленинского
района г.Ульяновска, действующий
в интересах Фроловой Н.И., обратился
в суд с иском к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области об обязании
обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации
морального вреда.
Требования мотивировал тем, что Фролова Н.И., *** года рождения, является ***. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ***а от 24.01.2013
№ 243 предусмотрено предоставление ей *** в
количестве 2 штук, ***. Однако
до настоящего времени Фролова Н.И. указанными
техническими средствами реабилитации
не обеспечена.
Просил суд обязать
обеспечить Фролову Н.И.
техническими средствами реабилитации, а именно *** в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации и абилитации ***а от 24.01.2013 № 243, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое
решение, об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации»,
Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в системе закупок
товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Указывает, что в отсутствие государственного контракта на поставку указанных
технических средств реабилитации обеспечить ими ***а не предоставляется
возможным. Отделение проводит анализ рынка на предмет возможности поставки
аналогичных ТСР, размещаются в ЕИС запросы ценовой информации на поставку ТСР,
принимаются все меры необходимые и достаточные для исполнения обязанностей по
обеспечению ***ов ТСР. Считает, что у суда отсутствовали основания для
взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлено
доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным представлением
ему ТСР и ухудшением состояния его здоровья, возможностью вести активную
общественную жизнь, а так же наличия виновных действий ответчика, нарушающих
личные неимущественные права Фроловой Н.И.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Фролова Н.И., *** года
рождения, является ***, *** установлена бессрочно (л.д.11-12).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации 24.01.2013 № 243
Фролова Н.И. подлежит обеспечению техническими
средствами реабилитации, в том числе *** (л.д.20-24).
Однако, до настоящего времени Фролова Н.И. указанными техническими средствами
реабилитации не обеспечена.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона 24 ноября
1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов
в Российской Федерации» государство гарантирует ***ам проведение
реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у за счет средств федерального
бюджета.
Технические средства реабилитации предоставляются ***ам по
месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской
Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1
данного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7
апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения ***ов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил уполномоченный
орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный
срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет ***а (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на
обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением,
указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением
уполномоченный орган высылает (выдает) ***у (ветерану) направление на получение
либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным
органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами
(изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с
заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) ***у (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом
в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом
извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия)
должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в
сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи ***ом (ветераном)
заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Таким образом, предусмотренная законом процедура
предоставления ТСР отдельным категориям граждан направлена на создание им
достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их
здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия
человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Согласно
части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О
социальной защите ***ов в Российской Федерации» технические средства
реабилитации предоставляются ***ам по месту их жительства уполномоченными
органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом
социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными
организациями.
Таким
образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства
реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации или
абилитации ***ов, которая является обязательной для исполнения соответствующими
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Истице разработана индивидуальная программа реабилитации ***а
от 24.01.2013 №
243, в соответствии, с которой она подлежит обеспечению техническими
средствами реабилитации, в том числе ***, по поводу чего она обращалась к
ответчику с заявлением 04.09.2023 об обеспечении ее спорными ТСР, была
поставлена на учет, но не обеспечена техническими средствами реабилитации.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено
право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными
действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных
лиц.
Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу ***а
компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение
техническим средством реабилитации, также основано на нормах закона и является
правильным.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя
обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие
внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и
нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина,
которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной
форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается
судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный
вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том
числе в виде обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
Руководствуясь положениями статей 150, 151
Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что
в связи с не обеспечением истца указанными в иске техническими средствами
реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному
выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца
компенсации причиненного морального вреда в
размере – 12 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что истцом не
представлены доказательства причинения
нравственных и физических страданий, несостоятельны. Сам факт не
обеспечения истца ТСР является
доказательством того, что *** причинены
нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных
средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности ***,
создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
В отсутствие реального обеспечения истца спорными
техническими средствами реабилитации принятие ответчиком мер в целях
обеспечения *** техническими средствами реабилитации не влечет отмену либо
изменение решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Материальный и процессуальный закон применены судом верно.
Таким образом, решение суда является правильным, отмене по
доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 7 декабря 2023 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 3 апреля 2024 года