Дело № 3а-23/2024
73OS0000-01-2023-000282-87
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 апреля 2024
года
г.Ульяновск
Ульяновский областной
суд в составе
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре Трошиной
П.И.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Сабитова Руслана Фаритовича к Министерству имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области, областному государственному бюджетному
учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой
оценки» о признании незаконным решения областного государственного бюджетного
учреждения «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой
оценки» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в
размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного
участка в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
Сабитов Р.Ф.
обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения
областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической
инвентаризации и государственной кадастровой оценки» № ОРС-73/2023/000939 от 31
октября 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного
участка с кадастровым *** в размере его рыночной стоимости, установлении
кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
77 490 198 руб. 18 коп.
Требования
мотивировал тем, что является собственником указанного земельного участка.
Кадастровая
стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 201 022 788 руб. 67 коп.
Вместе с тем согласно отчету оценщика № ***
от 3 октября 2023 года, составленному ООО «Многопрофильный деловой центр»
(оценщик Цыплов М.П.), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1
июня 2023 года составила 77 490 198 руб. 18 коп.
По вопросу
установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной
стоимости на основании вышеуказанного отчета об оценке истец обратился в ОГБУ
«БТИГКО», однако решением от 31 октября 2023 года в удовлетворении его
заявления было отказано со ссылкой на несоответствие представленного отчета
требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
С данным решением
истец не согласен.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по
Ульяновской области, ППК «Роскадастр», ООО «Многопрофильный деловой центр»,
оценщик Цыплов М.П., МУ администрация МО «Мирновское сельское поселение»
Чердаклинского района Ульяновской области, ООО
«Мир Инвест».
В ходе рассмотрения
дела представителем истца Мосорук В.В. были уточнены административные исковые
требования - представитель истца просила
установить рыночную стоимость земельного участка в размере 82 436 604
руб., определенном заключением судебной экспертизы (л.д. 230 т.1).
Мосорук В.В. также
представляла интересы ООО «Мир Инвест» и просила удовлетворить требования
истца.
Представитель ОГБУ
«БТИГКО» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск просил
отказать в удовлетворении требований
истца, указывая на законность принятого учреждением решения.
Полагал невозможным
в судебном порядке устанавливать рыночную стоимость земельного участка,
поскольку данный вопрос может быть разрешен
во внесудебном порядке путем повторного обращения в учреждения после
исправления недостатков отчета об оценке (л.д. 145-148 т.1).
В дополнительных
пояснениях на иск указал на то, что заключением судебной экспертизы выявлено
несоответствие отчета об оценке требованиям действующего законодательства, в
связи с чем решение ОГБУ «БТИГКО» об отказе в установлении кадастровой
стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости является законным
и обоснованным.
В отношении расчета
рыночной стоимости объекта оценки учреждением арифметических ошибок не выявлено
(л.д. 237 т.1).
Представитель МУ администрация МО «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района
Ульяновской области в письменном отзыве на иск возражал против удовлетворения
административного иска. Указал на то, что
распоряженияем
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** «Об утверждении документации по планировке
территории Чердаклинского района, 6 километров восточнее села Архангельское в
муниципальном образовании «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района
Ульяновской области» были утверждены проект планировки территории и проект
межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***.
В дальнейшем
утвержденный проект планировки территории сдан в Управление Росреестра по Ульяновской области
с целью снятия с кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами ***
и *** и постановки,
согласно проекта, 260 (двухсот шестидесяти) земельных участков на кадастровый
учёт.
Земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** в соответствии
с Правилами
землепользования и застройки муниципального образования «Мирновское сельское
поселение» Чердаклинского района Ульяновской области», утвержденными Приказом Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области ***, относятся к территориальной
зоне застройки индивидуальными жилыми домами-Ж1.
Ж1-Зона застройки
индивидуальными жилыми домами-зона застройки индивидуальными жилыми домами
установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации
объектов индивидуального жилищного строительства, а также сопутствующей
инфраструктуры и объектов обслуживания населения.
Проектируемая территория является благоприятной в
части градостроительного развития, так как близость границ застройки к существующим
населённым пунктам и наличие лесных территорий создаёт уникальную возможность
для сочетания проживания населения проектируемой территории, в природном ландшафте с хорошей транспортной доступностью
объектов общегородского значения.
Кроме того, расстояние от проектируемой территории ***
составляет около Зх километров, а с *** составляет около 8 км, что открывает
возможность для обеспечения городского отдыха и развития загородного туризма.
Ещё одним
благоприятным фактором и потенциалом развития вышеуказанной территории является
наличие развитых транспортных связей. Это дороги общего пользования
федерального, регионального и межмуниципального значения: ***.
Таким образом, земельные участки имеют градостроительную
ценность с перспективной плотностью населения, что в условиях экономического
кризиса, создаёт особые условия для проживания в данной территории, которая
является составляющей в реализации развития застраиваемых территорий ***.
Кадастровая стоимость земельных участков в данной территориальной зоне не может
быть рассмотрена к снижению.
В связи с этим МУ администрация МО «Мирновское сельское
поселение» Чердаклинского района Ульяновской области считает недопустимым рассмотрение
вопроса о снижение кадастровой стоимости земельного участка с 201 022 788 руб. 67 коп. до 82 436 604 руб., так как снижение размера кадастровой стоимости
земельного участка напрямую ведёт к снижению налоговых платежей
в бюджет муниципального образования «Мирновское сельское поселение»
Чердаклинского района Ульяновской области.
Представители
Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области, ППК «Роскадастр», Управления Росреестра по Ульяновской области,
ООО «Многопрофильный деловой центр», оценщик Цыплов М.П. в судебное заседание
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения
дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя истца и
заинтересованного лица ООО «Мир Инвест» – Мосорук В.В., исследовав материалы
дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 65
Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
(до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная
плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В соответствии со
статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость
земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом
об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой
стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (пункт 2).
В случаях
определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого
земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии
с законодательством
Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).
Судом установлено,
что Сабитов Р.Ф. в период с 27 июля по 2
ноября 2023 года являлся собственником
земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 285 289
кв.м, расположенного по адресу: ***,
категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –
индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками. До 27
июля 2023 года собственником земельного участка являлось *** (л.д. 12-21 т.1).
2 ноября 2023 года
земельный участок снят с кадастрового учета.
Актом ОГБУ «БТИГКО»
№ *** от *** года кадастровая стоимость земельного участка определена в размере
201 022 788 руб. 67 коп. по состоянию на 1 января 2022 года. Дата
начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года (л.д.
142 т.1).
Согласно отчету об
оценке земельного участка № *** от 3 октября 2023 года, выполненному оценщиком
Цыпловым М.П. (ООО «Многопрофильный деловой центр»), рыночная стоимость
земельного участка по состоянию на 1 июня 2023 года составила
77 490 198 руб. 18 коп. (л.д. 29 т.1).
Порядок установления
кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован
статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О
государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой
оценке, Закон № 237-ФЗ).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П
установлена дата перехода
к применению на территории Ульяновской области положений
статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их
рыночной стоимости – 1 января 2021
года.
Согласно части 1
статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость
здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства,
машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в
размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению
юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или
обязанности этих лиц.
Заявление об
установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной
стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на
государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного
кадастрового учета.
Заявление об
установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или
многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым
отправлением с уведомлением о вручении или с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети
«Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3
статьи 22.1).
К заявлению об
установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной
стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается
в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме
электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с
законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем
заявителя.
Отчет об оценке
рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого
устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из
Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и
зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого
устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).
Заявление об
установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с
даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и
которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной
стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 11
статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение
вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной
стоимости:
1) об установлении
кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
(далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке
рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2)
об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных
сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат
определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением
требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об
оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об
отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия
решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть
приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной
стоимости причины, предусмотренные пунктом 2
части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия
такого решения (часть 12 статьи 22.1).
Как указано в части
15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке приведенного закона,
решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной
стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного
судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в
суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости
объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В целях определения
кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской
области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14
декабря 2018 г. № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение
«Центр государственной кадастровой оценки».
На основании
распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной
кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и
государственной кадастровой оценки».
Соблюдая
установленный законом порядок, Сабитов Р.Ф.
5 октября 2023 года обратился в ОГБУ «БТИГКО» с заявлением об
установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости, приложив
предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том
числе отчет об оценке земельного участка *** от 3 октября 2023 года, составленный оценщиком ООО «Многопрофильный
деловой центр» Цыпловым М.П., согласно
которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 июня 2023 года
составила 77 490 198 руб. 18
коп.
Решением ОГБУ
«БТИГКО» от 31 октября 2023 года № ОРС-73/2023/000939 по результатам
рассмотрения указанного заявления истцу было
отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в
размере его рыночной стоимости
77 490 198 руб. 18 коп. по состоянию на 1 июня 2023 года (л.д. 23
т.1).
Основанием для принятия решения об отказе в
установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной
стоимости явилось несоответствие
оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3
июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11
Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в
отчете об оценке, информации,
используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартом
оценки, а именно:
1. На стр. 41 Отчета Оценщиком указано, что
на дату оценки (1 июня 2023 года) в *** на рынке продаж имелось 5 предложений о
продаже земельных участков под жилую недвижимость, наиболее сопоставимых с
объектом оценки по критериям, описанным далее на стр. 41 Отчета.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона о
государственной кадастровой оценке ОГБУ «БТИГКО» осуществляет сбор, обработку,
систематизацию и накопление данных о рынке недвижимости.
Согласно результатам выполненного ОГБУ
«БТИГКО» анализа данных о рынке недвижимости установлено, что в период с июля
2022 года по июнь 2023 года (срок экспозиции, указанный в отчете) на рынке было
представлено дополнительно к рассмотренным еще одно предложение (объект аналог)
сопоставимое с объектом оценки по установленным Оценщиком критериям отбора.
Данное предложение не было использовано в рамках подготовки Отчета.
Данная информация содержится на официальном
сайте ОГБУ «БТИГКО» https://gko73.ru/
во вкладке «Информация о рынке недвижимости». Результаты обработки объявлений о
продаже объектов недвижимости на территории Ульяновской области:
идентификационный номер 2798704586.
Нарушены требования п. 11 ФСО № 7.
2. На стр. 47 Отчета Оценщик указывает, что
нормальный срок экспозиции определен оценщиком согласно исследования Ассоциации
«Статриэлт» по состоянию на 1 января 2023 года. Ссылка на источник информации
на стр. 47 не соответствует указанной корректировке.
Нарушены требования
ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации».
Исследуя отчет об
оценке объекта недвижимости, отклоненный ОГБУ «БТИГКО», суд проверяет его на
соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе
федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20
Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации»).
С учетом того, что
результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке,
экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям
законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной
деятельности).
Судом, в целях
оценки правомерности вывода, изложенного в решении ОГБУ «БТИГКО», и проверки отчета на соответствие требованиям
законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости
объекта недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза,
проведение которой поручено ФБУ Ульяновская лаборатория судебной экспертизы
Министерства юстиции РФ.
Поскольку изначально
административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой
стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании
отчета об оценке земельного участка № *** от 3 октября 2023 года, составленного оценщиком ООО «Многопрофильный
деловой центр» Цыпловым М.П., судом перед экспертом был поставлен вопрос о
соответствии отчета требованиям законодательства в области оценочной
деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемом
решении ОГБУ «БТИГКО». Иное бы
противоречило части 16
статьи 22.1 Федерального закона №
237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в
установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное
учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по
соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о
рыночной стоимости объекта недвижимости.
Из
заключения судебной экспертизы № *** от
14 марта 2024 года следует, что на
основании проведенного исследования и анализа отчета об оценке № *** от 3
октября 2023 года, выполненных экспертом, установлено: нарушения требований
законодательства в области оценочной деятельности, которые не повлияли на
итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки, отсутствуют; выявлены нарушения
требований ст. 11 ФЗ-135, п. 22 (д), (е) ФСО № 7, допущенные Оценщиком,
исправление которых приведет к изменению итоговой величины стоимости объекта
оценки.
Нарушения,
указанные в решении об отказе в установлении кадастровой стоимости, не
выявлены.
Несоблюдение
оценщиком вышеуказанных требований законодательства при составлении отчета об
оценке № *** от 3 октября 2023 года является существенным нарушением, способным
повлиять на рыночную стоимость земельного участка.
Учитывая
наличие в отчете об оценке нарушений требований законодательства об оценочной
деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка
с кадастровым номером ***, площадью 285 289 кв.м, расположенного по адресу:
***, по состоянию на 1 июня 2023 года в размере 82 436 604 руб. (л.д. 221
т.1).
В соответствии со
статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,
основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном
исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие
доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 59
КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на
основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств,
обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных
обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения
административного дела.
Указанное
доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в
совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на
положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность
сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только
при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно
может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу
решения суда.
ОГБУ «БТИГКО»
произведенный заключением судебной экспертизы расчет рыночной стоимости
земельного участка не оспаривает.
Оценив заключение
судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд принимает указанное
заключение в качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в
заключении обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные
стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим
требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Эксперт
*** обладает правом на
проведение подобного рода исследований в пределах имеющейся у неё
соответствующей специальности; предупреждена судом об уголовной ответственности
за даче заведомо ложного заключения.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено,
что представленный истцом в ОГБУ «БТИГКО» отчет об оценке рыночной стоимости
земельного участка не соответствовал требованиям законодательства об оценочной
деятельности, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения
требования административного истца о признания незаконным решения ОГБУ
«БТИГКО» № ОРС-73/2023/000933 от 31
октября 2023 года об отказе в
установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***
в размере его рыночной стоимости на основании вышеуказанного отчета оценки не
имеется.
Разрешая требование
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной
стоимости, суд принимает во внимание расчет, произведенный в рамках проведения
судебной экспертизы, и с учетом этого считает
возможным установить кадастровую
стоимость спорного земельного
участка в размере его рыночной стоимости 82 436
604 руб. по состоянию на 1 июня 2023
года.
При определении даты
начала применения уставленной судом рыночной стоимости земельного участка суд
руководствуется положениями п. 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016
года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которой для целей, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости,
которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от
оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в
котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой
стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании
которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта
недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки
объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала
применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
С заявлением об
установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной
стоимости истец обратился в ОГБУ «БТИГКО» 6 октября 2023 года. Таким образом,
установленная судом рыночная стоимость
земельного участка подлежит применению с 1 января 2023 года. Учитывая,
что земельный участок снят с кадастрового учета 2 ноября 2023 года, кадастровая
стоимость применяется до указанной даты.
Доводы представителя
ОГБУ «БТИГКО» о том, что кадастровая стоимость не может быть установлена в размере рыночной
стоимости, определенной судебной
экспертизой, проведенной в рамках
административного дела об оспаривании решения ОГБУ «БТИГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости
земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются несостоятельными,
поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закона о
государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд
одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения
требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в
судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой
стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Доводы представителя
МУ администрация МО «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района
Ульяновской области о несогласии на уменьшение кадастровой стоимости земельного
участка, поскольку это приведет к снижению размера поступающих в бюджет
муниципального образования налоговых платежей, сами по себе не могут являться
основанием для отказа в удовлетворении
требований истца, который в соответствии с вышеприведенными положениями
законодательствами вправе установить кадастровую стоимость земельного участка в
размере его рыночной стоимости. Каких-либо объективных замечаний по поводу
расчета рыночной стоимости земельного участка в рамках проведенной по делу
судебной экспертизы представителем администрации не заявлено.
Руководствуясь
статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в
удовлетворении административного искового заявления Сабитова Руслана Фаритовича к областному государственному бюджетному
учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой
оценки», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
о признании незаконным решения областного государственного бюджетного
учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № ОРС-73/2023/000939 от
31 октября 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного
участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его
рыночной стоимости отказать.
Установить
архивную кадастровую стоимость
земельного участка с кадастровым
номером ***, площадью 285 289 кв.м,
расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по
состоянию на 1 июня 2023 года, в размере
82 436 604 руб., определив период её применения с 1 января по
2 ноября 2023 года.
Вступившее в
законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении архивной кадастровой
стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.
Решение может быть
обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей
юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия
решения в окончательной форме.
Судья Трифонова
Т.П.
Решение изготовлено
5 апреля 2024 года.