УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шабинская
Е.А.
73RS0001-01-2023-005383-32
Дело
№ 33-1161/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 5
марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Шлейкина М.И., Карабанова
А.С.,
при секретаре Герасимове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 октября
2023 года по гражданскому делу № 2-5048/2023, по которому постановлено:
Исковые требования Камалетдиновой
Галины Ринатовны удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Камалетдинову
Галину Ринатовну, *** года рождения, благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированных жилых помещений на территории муниципального образования
«город Ульяновск».
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в пользу Камалетдиновой Галины Ринатовны
расходы по государственной пошлине в размере 300 руб. 00 коп.
Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения представителя Камалетдиновой Г.Р. – Яковенко
Е.Ю., которая полагала, что решение суда
первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Камалетдинова Г.Р. обратилась в
суд с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования были мотивированы тем, что она относится к числу
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пригодного для
проживания жилого помещения не имеет.
11 февраля 2013 г. она была включена в список детей-сирот,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего
времени жилым помещением не обеспечена.
В связи с этим просила суд обязать Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить
ее специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и
взыскать с ответчика судебные издержки в размере 38 300 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство
социального развития Ульяновской области, Областное государственное казенное
учреждение «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области»,
Министерство финансов Ульяновской области, Управление муниципальной
собственностью администрации города Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области просит отменить решение суда и
принять по делу новое решение, которым установить срок для принятия решения о
предоставлении истцу специализированного жилого помещения не позднее 31 декабря
2024 г., а в удовлетворении требований
истца о предоставлении жилого помещении и заключении договора найма
специализированного жилого помещения отказать
В обоснование доводов жалобы указывает, что Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не
оспаривает право истца быть обеспеченным жилым помещением, однако обеспечить
истца жилым помещением не представилось возможным в виду отсутствия достаточного финансирования. У Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области имеется
реальная возможность обеспечить истца жилым помещением в 2024 финансовом году,
когда будут доведены новые лимиты финансирования. В связи с этим в решении суда
необходимо установить Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области срок для принятия решения о предоставлении
истцу жилого помещение не позднее 31 декабря 2024 г. Также указывает, что
принятие судебного акта, возлагающего на Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области обязанность заключить с истцом
договор найма жилого помещения, является необоснованным.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации основаниями
для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1)
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2)
недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих
значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных
в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение
норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям статьи 195 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если
оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном
соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к
данному правоотношению (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19
декабря 2003 года «О судебном решении»).
Обоснованным решение следует признавать
тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты,
подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими
требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным
обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда,
вытекающие из установленных фактов (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 19 декабря 2003 года «О судебном решении»).
Постановленное судом решение вышеуказанным
требованиям отвечает.
Обжалуемое ответчиком по делу решение суда
первой инстанции вынесено при точном соблюдении процессуальных норм и в полном
соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к возникшим
между сторонами правоотношениям, содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из
установленных фактов.
Из материалов дела следует, что Камалетдинова
Г.Р., *** года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
На основании решения Координационного совета по охране прав
несовершеннолетних от 11 февраля 2013 г. Камалетдинова
Г.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым
помещением.
Однако до настоящего времени жилое помещение Камалетдиновой Г.Р. не предоставлено.
Право Камалетдиновой Г.Р. на обеспечение жилым помещением ответчиком в ходе рассмотрения дела
не оспаривалось.
Разрешая
спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь
положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», Закона Ульяновской области от 06.05.2006 №
53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области», исходил из того, что Камалетдинова
Г.Р., которая относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения
специализированного жилищного фонда, обязанность по предоставлению жилых
помещений лицам из числа детей-сирот в Ульяновской области возложена на
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области, в связи с чем именно указанный
исполнительный орган обязан обеспечить Камалетдинову
Г.Р. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории муниципального образования
«город Ульяновск».
Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной
коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным
правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при
разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка,
отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации.
Согласно
пункту 1
статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в
порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации,
однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного
жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые
помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше
пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими
полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем
по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По
заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом
пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые
помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях
системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом
порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по
завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения
военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных
учреждениях (абзац
третий).
Как
следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель
определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей».
К их
числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока
пребывания ребенка в образовательной организации, окончании отбывания наказания
в исправительных учреждениях.
При
этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно
предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может
толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления
такого права непосредственно после его возникновения.
Поскольку
у Камалетдиновой Г.Р. возникло право на обеспечение
жилым помещением специализированного жилищного фонда, однако она не обеспечена
благоустроенным жилым помещением, то суд первой инстанции законно и обосновано
удовлетворил заявленные требования истца к Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области.
Доводы апелляционной жалобы Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области об
отсутствии достаточного финансирования не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения, поскольку
положения Федерального закона
от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не содержат
указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено
названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено
незамедлительно после возникновения соответствующего права. Реализация права
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление
жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных
средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих
аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка
очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Доводы
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области о возможности обеспечить истца жилым помещением только тогда, когда будут
доведены новые лимиты финансирования, не могут повлечь отмены решения суда.
Федеральным
законодателем предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения
специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия, и не может быть поставлено в зависимость от наличия
денежных средств, необходимых ответчику для приобретения необходимого жилья.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы, обязанности по заключению с истцом договора найма
специализированного жилого помещения на Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области оспариваемым решением не
возложено.
Таким образом, решение суда по настоящему делу является
законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств,
материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм материального и
процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не
допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно,
доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат
предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу изложенного, оснований к отмене
решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе,
не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26
октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 марта
2024 г.