Судебный акт
Об освобождении от взыскания исполнительского сбора, МОСП - СОСП
Документ от 26.03.2024, опубликован на сайте 02.04.2024 под номером 111722, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора по ИП №57214...., решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-006171-93

Судья Елистратов А.М.                                                                  Дело №33а-1446/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        26 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 ноября 2023 года по делу №2а-5577/2023, которым постановлено:

административный иск Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области удовлетворить.

Освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. на основании постановления от 02.10.2023 по исполнительному производству № *** от 08.06.2023.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований указало, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19.11.2021, вступившим в законную силу 28.08.2021, на Министерство возложена обязанность обеспечить Козлову В.Е. специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

08.06.2023 в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на основании указанного решения суда возбуждено исполнительное производство №*** в отношении должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области), взыскатель Козлова В.Е. (в настоящее время – Белова В.Е.).

02.10.2023 судебным приставом-исполнителем Ровенской Н.В. в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Министерством принимаются меры по надлежащему исполнению решения суда: регулярно объявлялись торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в г.Ульяновске, в адрес судебного пристава направлены письма о ходе исполнения судебных актов и о невозможности исполнения решения суда в указанный срок.

После доведения до Министерства необходимых бюджетных лимитов, при наличии квартир на рынке недвижимости Ульяновской области, а также при условии, что владельцы этих квартир примут участие в конкурентных закупочных процедурах по приобретению квартир для детей-сирот на территории муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, Белова В.Е. (Козлова В.Е.) будет обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда на территории муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

Административный истец просил освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 02.10.2023 в сумме 50 000 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства №*** от 08.06.2023.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Белова В.Е.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с учетом баланса прав и законных интересов взыскателя и должника. При объективной невозможности исполнить решение суда должник по исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта, заключить соглашение с взыскателем, использовать иные правовые способы. Отсутствие у должника необходимых финансовых возможностей для исполнения решений суда не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В сложившейся ситуации Министерство не проявило ту степень осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы настоящего административного дела, гражданского дела №2-5470/2021 по исковому заявлению Козловой В.Е. к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, рассмотренного Ленинским районным судом г.Ульяновска, исполнительное производство №*** от 08.06.2023, возбужденное в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

Согласно п.30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» при рассмотрении апелляционной жалобы суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных ч.1 ст.310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.

В силу ч.5 ст.41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

При этом неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа не может влечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию. Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в судебном акте привлекает к участию в деле надлежащий государственный орган в качестве надлежащего ответчика, а также заинтересованных лиц.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в качестве административного ответчика указало судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенскую Н.В. Судом при подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области.

Однако, принимая решение по делу, судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что в рамках реализации положений Федерального закона от 21.12.2021 №417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии со ст.6.3 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» в ФССП России создано Главное межрегиональнное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России), для осуществления функций которого в субъектах Российской Федерации с 01.11.2023 созданы подразделения ГМУ ФССП России. В Ульяновской области – это специализированное отделение судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России (СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России).

В этой связи межрайонные отделы (отделения) по особым исполнительным производствам территориальных органов Федеральной службы судебных приставов исключаются из структуры и штатного расписания.

Таким образом, при оспаривании в порядке главы 22 КАС РФ действий (решений)должностных лиц МОСП УФССП России по Ульяновской области к участию в деле необходимо привлекать ГМУ ФССП России с направлением почтовой корреспонденции в СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России (432049, г.Ульяновск, ул.Азовская, 95) и ГМУ ФССП России (129085, г.Москва, проспект Мира, 105, стр.1).

Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции. Решение по делу принято судом после 01.11.2023, однако ГМУ ФССП России к участию в деле не привлечено.

Исходя из положений п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебный акт подлежит безусловной отмене судом апелляционной инстанции в случае принятия судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В силу приведенных обстоятельств решение суда по настоящему административному делу не может быть признано законным, поскольку принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а потому подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, их процессуальный статус, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного административного дела, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующими спорные правоотношения.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 ноября 2023 года отменить, административное дело №2а-5577/2023 направить в Ленинский районный суд г.Ульяновска на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.03.2024.