УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-004795-50
Судья Бахарева Н. Н. Дело 33-550/2024 (33-6424/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
30 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Шлейкина М.И., Самылиной
О.П.,
при секретаре Герасимове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 2 октября 2023 года по делу №2-4527/2023, по которому
постановлено:
исковые требования Козловой Любови Борисовны удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области принять решение о
назначении и выплате ежемесячного пособия Козловой Любови Борисовне в связи с
рождением и воспитанием ребенка - М*** Д*** Н***, *** года рождения, в соответствии с Федеральным
законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с 1 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Козлова Л.Б. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным,
возложении обязанности принять решение о назначении и выплате ежемесячного
пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Требования были мотивированы тем, что она является опекуном
несовершеннолетнего М*** Д.Н., *** года
рождения.
4 июля 2023 г. она обратилась в ОСФР по Ульяновской области
с заявлением о назначении (предоставлении) ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте до
17 лет.
Решением ОСФР по Ульяновской
области от 6 июля 2023 г. ей было отказано в назначении ежемесячного пособия,
поскольку размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного
минимума на душу населения.
С данным решением она не
согласна, поскольку ответчик при расчете среднедушевого дохода их семьи неправомерно учел материальную помощь в
размере 90 000 руб., которая была выдана на основании распоряжения Министерства социального развития Ульяновской области от 7 февраля
2023 г. № ***. Данная материальная помощь была предоставлена в связи с произошедшим
пожаром, в результате которого полностью сгорел их дом и все имущество.
В связи с этим просила суд
признать решение ОСФР по Ульяновской области от 6 июля 2023 г. незаконным и
обязать ОСФР по Ульяновской области принять решение о назначении и выплате ей ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте до
17 лет с июня 2023 года.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Козлова А.А.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит
отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ОСФР по Ульяновской области
указывает, что согласно подпункту «л» пункта 53 Правил
назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием
ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 декабря 2022 г.
№ 2330, при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы
единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных
источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными
обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом. Между тем, каких –
либо доказательств того, что единовременная выплата в размере 90 000 руб. была
произведена семье истца в связи со стихийным бедствием или другими
чрезвычайными обстоятельствами, не представлено. Отмечает, что действующим
законодательством, регулирующим основания и порядок выплаты ежемесячного
пособия в связи с рождением и воспитанием
ребенка в возрасте до 17 лет, не предусмотрено исключение из числа доходов
семьи в целях определения права на указанное пособие суммы адресной
материальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
статье 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие в связи с
рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной
поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при
условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно
проживают на территории Российской Федерации.
Ежемесячное
пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в
соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории
«Сириус».
Назначение
и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка
осуществляются: беременной женщине в случае, если срок ее беременности
составляет шесть и более недель и она встала на учет в медицинской организации
в ранние сроки беременности (до двенадцати недель); одному из родителей
(усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося
гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории
Российской Федерации.
Право
на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в
случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину
прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской
Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания
заявителя в соответствии с Федеральным законом
от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
на дату обращения за назначением указанного пособия.
При
определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием
ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и
недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам
(остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия
доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением
несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком
и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми
Правительством Российской Федерации.
Среднедушевой
доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и
воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за
последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления
документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных
месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением
указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов
семьи за расчетный период на число членов семьи.
В
состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи
с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи,
включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети,
находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет,
обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной
организации или образовательной организации высшего образования по очной форме
обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным
программам).
Таким образом, право на выплату ежемесячного пособия в
связи с рождением и воспитанием ребенка имеют опекуны ребенка в возрасте до 17
лет. При этом право на ежемесячное
пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если
размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину
прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской
Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания
заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16
декабря 2022 г. № 2330 утверждены Правила
назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием
ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей».
Согласно пункту 47 указанных Правил при расчете
среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов, полученные в
денежной форме: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей,
включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу,
оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора, в
том числе по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных
условиях (договору о приемной семье, договору о патронатной семье). При этом
вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа
управления организации (совета директоров или иного подобного органа) -
налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления)
которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные
от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически
исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда
производилась выплата указанного вознаграждения; б) пенсии, пособия и иные
аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному
страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с
законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта
Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;в)
стипендии и иные денежные выплаты, предусмотренные законодательством Российской
Федерации, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных
организациях и образовательных организациях высшего образования, лицам,
обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и
научно-педагогических кадров, лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях,
а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их
нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; г) сумма
полученных алиментов; д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном
пенсионном страховании; е) денежное довольствие (денежное содержание)
военнослужащих, граждан, пребывающих в добровольческих формированиях,
сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного
исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и
других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено
прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной
деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и
продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного
пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии); ж)
компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным
объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
з) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными
бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами, а также в связи
с участием в управлении собственностью организации; и) доходы в виде процентов
по вкладам (остаткам на счетах) в банках; к) доходы от осуществления
предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате
деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без
образования юридического лица, и доходы от занятия частной практикой (за
исключением грантов, субсидий и других поступлений, имеющих целевой характер
расходования и предоставляемых в рамках поддержки предпринимательства,
документы (сведения) о которых заявитель или члены его семьи вправе
представить); л) налогооблагаемые доходы от реализации и сдачи в аренду (наем,
поднаем) имущества; м) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении
исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и
лицензионным договорам; н) доходы, полученные в рамках применения специального
налогового режима «Налог на профессиональный доход»; о) ежемесячное пожизненное
содержание судей, вышедших в отставку; п) единовременное пособие при увольнении
с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации,
органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах
Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента
Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах
государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской
Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации
предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с
правоохранительной деятельностью; р) доход, полученный заявителем или членами
его семьи за пределами Российской Федерации; с) доходы, полученные в результате
выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других
основанных на риске игр.
Из материалов дела следует, что истец Козлова Л.Б. является
опекуном несовершеннолетнего М*** Д.Н., ***
года рождения.
4 июля 2023 г. истец Козлова Л.Б. обратилась в ОСФР по
Ульяновской области с заявлением о назначении (предоставлении) ежемесячного
пособия в связи с рождением и воспитанием
ребенка в возрасте до 17 лет (далее - ежемесячное пособие).
Решением ОСФР по Ульяновской
области от 6 июля 2023 г. истцу было отказано в назначении ежемесячного
пособия, поскольку размер среднедушевого дохода семьи превышает величину
прожиточного минимума на душу населения.
Как установлено судом первой
инстанции, ОСФР по Ульяновской области при расчете среднедушевого дохода семьи
Козловых учел выплаченную им материальную помощь в размере 90 000 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами Федерального закона от
19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
и положениями Правил
назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием
ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2330, установив, что материальная
помощь в размере 90 000 руб. была предоставлена семье Козловых в связи с
произошедшим пожаром, в результате которого полностью сгорел их дом и часть
имущества, пришел к выводу о том, что данная материальная помощь не подлежит
учету при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячного
пособия.
При этом суд первой инстанции, исключив из дохода семьи
Козловых полученную материальную помощь в размере 90 000 руб., пришел к выводу
о том, что среднедушевой доход на каждого члена данной семьи не превышает
величину прожиточного минимума на душу населения Ульяновской области, в связи с
чем удовлетворил требования истца и обязал ответчика принять решение о
назначении ежемесячного пособия.
Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной
коллегии не имеется, поскольку при разрешении спора, судом первой инстанции
верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены
нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам
дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют
обстоятельствам дела.
Мотивы,
по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворении
требований истца, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы,
подробно приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их
неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы
апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области не могут служить основанием
для отмены состоявшегося по делу решения.
Федеральным
законом
от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который
устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной
социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и
иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом,
а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты
(поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального
обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и
выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными
нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация -
обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности
гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
В
соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи,
малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан,
предусмотренные настоящим Федеральным законом,
которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины
прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской
Федерации.
Законом
Ульяновской области от 31 августа 2013 г. № 159-ЗО «Об адресной материальной
помощи» определено, что трудной жизненной ситуацией признается ситуация,
объективно нарушающая жизнедеятельность семьи или одинокого гражданина
(инвалидность граждан, являющихся членами семьи, или одинокого гражданина,
неспособность их к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или
заболеванием, малообеспеченность, безработица и подобные обстоятельства, перечень
которых определяется нормативным правовым актом Правительства Ульяновской
области, указанным в части 2
настоящей статьи), которую они не могут преодолеть самостоятельно.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 24 марта 2016 г. № 119-П утверждено Положение о
порядке назначения и осуществления единовременной денежной выплаты,
предоставляемой в качестве адресной материальной помощи проживающим или
пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской
Федерации или одиноким гражданам Российской Федерации, находящимся по
независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, в целях преодоления
такой ситуации.
Согласно
пункту 1.1 указанного Положения причинами возникновения трудной жизненной
ситуации признаются обстоятельства, объективно нарушающие жизнедеятельность
семьи или одинокого гражданина, в том числе, утрата или повреждение жилого
помещения, находящегося на территории Ульяновской области, в результате пожара
или иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, которое
являлось или является единственным имеющимся жилым помещением.
Из материалов дела следует, что 7 декабря 2022 г. в домовладении семьи истца по
адресу: ***, произошел пожар, в
результате которого полностью уничтожено строение дома, частично надворных
построек, личных вещей и части документов семьи Козловых.
Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области № *** от 7 февраля 2023
г. супругу истца - Козлову А.А. оказана адресная материальная помощь в размере
90 000 руб.
Поскольку выплаченная семье Козловых адресная материальная
помощь направлена на возмещение вреда в связи с пожаром в их доме и утратой
имущества, предоставлена не в целях увеличения дохода, а в целях преодоления трудной жизненной
ситуации, т.е. по своей сути данная выплата носит компенсационный характер и
восполняет утрату уже поврежденного пожаром имущества, то судебная коллегия,
вопреки доводам апелляционной жалобы, соглашается с выводами суда первой инстанции
о том, что данная выплата не должна учитываться при расчете среднедушевого
дохода семьи истца для получения
ежемесячного пособия.
Фактически
доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ОСФР по Ульяновской области, изложенную при
рассмотрении дела в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с
решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом
первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для
вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность
судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем
признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном понимании
норм материального права.
Таким образом, решение суда по настоящему делу является
законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств,
материалов дела и действующего законодательства.
В силу
изложенного, оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции по
доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от
2 октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 февраля 2024 г.